Консультация для родителей дошкольников "О нарушениях речи: как помочь детям развить речь". Составила Лупанова И.М.
консультация

Лупанова Ирина Михайловна

1. Имитация и её роль в освоении языка.

2. Некоторые причины отставания в развитии речи.

3. Дети- билингвы.

4.Чтение и его в развитии речи.

5. Некоторые нарушения речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_doshkolnikov.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников.

   Составила Лупанова И.М.

«О нарушениях речи: как помочь детям развить речь.»

  1. Имитация и её роль в освоении языка.

«Ребёнок учится тому,

  Что видит у себя в дому,

  Родители пример ему…» (Себастьян Брант).

Подражание за взрослым в жестах, мимике и речи-способность воспроизведения вслед за взрослым. Это условие развития речи коммуникативной компетенции. Правильная речь ближайшего окружения ребёнка должна быть обязательно. Нельзя допускать взрослыми искажения звуков, «сюсюканья».

  1. Некоторые причины отставания в развитии речи.

Часто отставание в развитии речи детей наблюдается в многодетных семьях и у близнецов, так как дети испытывают дефицит общения с родителями.

Также отставание часто выявляется у детей, мамы которых придерживаются директивного типа общения с ребёнком. Это значит мама сама всё говорит ребёнку, что надо делать, куда пойдём и что будем одевать, не давая выбор ребёнку и не советуясь с ним. Опережение или норма речи наблюдается у детей, мамы которых придерживаются декларативного типа (советуется с ребёнком, слушает его).

У мальчиков чаще всего речевое развитие отстаёт от девочек. Это связано с меньшим развитием левого полушария головного мозга, ответственного за логику, математику, речевые процессы. Но всё зависит от речевого окружения ребёнка.

  1. Дети-билингвы.

Проблемы в развитии речи детей в современном мире возникают и с появлением детей-билингвов. Билингвы- это люди, которые с рождения или с раннего возраста говорят на двух языках. Двуязычие чаще всего возникает в семьях иммигрантов и в межнациональных браках. Статистика показывает, что около 70% населения мира свободно говорят на двух языках. Большое количество исследований показывает, что у человека, который с детства привык говорить на двух языках, формируется особая когнитивная способность- он может легче ориентироваться в меняющейся ситуации, быстрее принимать решения, чем у детей, у которых только один язык. Если папа и мама разных национальностей и у каждого свой родной язык, то они должны говорить с ребёнком каждый на своём родном языке. Специалисты советуют не смешивать два языка, не употреблять слова из двух языков в предложении (Е.Ю.Протасова). Но нельзя принуждать детей учить язык! Занятия языком будут эффективны, только если они интересны и приносят ребёнку пользу, которую он сам чувствует.

  1. Роль чтения.

Современные исследования показали, что чтение вслух может оказать существенную пользу в развитии когнитивных функций не только для слушающего, но и для читающего. Эффект усиливается при чтении для другого человека. «Читать самим и вместе с ребёнком с ранних лет, развивать и укоренять привычку к книге. Смотреть кино по произведениям классиков, сравнивать видение режиссёра и собственное»-слова Министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Очень важно приобщать детей именно к русской литературе, что важно приобщать детей именно к русской литературе, что важно для развития чувства патриотизма у ребёнка.

Чтение может стать хорошим поводом наладить отношения между родителями и детьми, подружиться с ребёнком, пока он ещё не настолько вырос, чтобы делать вид, что не нуждается в подобной дружбе. Чтение-повод поговорить о главном…

Интересны для прочтения с детьми будут книги современных авторов-психологов: Александра Рескина «Когда папа был маленьким», Елены Колиной «Когда мама была маленькой».

 В помощь всем родителям был запущен федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растимдетей.рф».

 Очень важно для развития речи ребёнка посещение выставок, музеев, планетария, театра вместе с детьми.

  1. Некоторые нарушения речи детей.

Сейчас растёт процент детей, у которых нарушение голоса-дисфония (частичная утрата голоса). Детский голос из-за анатомо-физиологических особенностей обладает качествами, отличающими его от взрослого: короткие голосовые связки, меньший объём лёгких, преобладание головных резонаторов.

Постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса, может привести к образованию (особенно у мальчиков) на голосовых складках узелков «крикунов». Для таких детей характерно, что утром голос нормальный, а вечером появляется осиплость. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребёнка дышать ртом. Для того, чтобы избежать подобных нарушений, необходима профилактика. Например, не баловаться голосом, не кричать, стараться меньше говорить на улице, если минусовая температура (от -2), избегать воздействия табачного дыма, а также выявление недостатков слуха и их устранение.

 Также распространена сейчас дизартрия-неразборчивая, смазанная речь. Бывает это при органических нарушениях. Проявляется и в нарушении дыхания, и в голосообразовании. Обязательно нужна консультация невролога. Признаки дизартрии: слабость артикуляционных мышц, гнусавость голоса, искажение звуков в словах, нарушение речевого дыхания, нарушение голоса (слишком высокий или писклявый), нарушение мелодичности речи.

   Консультация составлена по материалам всероссийского семинара «Развитие речи дошкольников (дорожная карта воспитателя и родителя воспитанника детского сада)», автор А.И.Сергеева, старший преподаватель, научный сотрудник кафедры социальной педагогики факультета психолого- педагогического и специального образования ТГПУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависят общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук ,как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей "Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленно...