Консультация для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи».
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

            Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.

            Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_disgrafiya-disleksiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии

у детей 5—7 лет с нарушениями речи».

Учитель-логопед: О.В.Николаева

         В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

         Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.

         Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

         Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

 

          Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

 К основным коррекционным задачам этой программы относятся:

  • развитие конструктивного  праксиса и тактильных ощущений;
  • совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
  • формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
  • развитие восприятия.

 

 Приёмы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И.Л.  Калининой):

  • лепка из пластилина;
  • выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
  • вырезание из цветной бумаги;
  • выжигание на дощечках;
  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
  • выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
  • рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков».

Даются законченные изображения, но с недостающими деталями или незаконченные рисунки.

Игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.

 Игра «Необычный конструктор»

 Цели:

 - вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

 - начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

Ребёнок  выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

 Упражнение   «Угадай, что задумано?».

Родитель описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.

Упражнение «Догадайся, что нарисовал художник».

Например, родитель описывает ребёнку рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?».

 Упражнение  «Нарисуй дорожку».

 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

Игра « Куда спряталась кукла?», в которой ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.

   

   Упражнение «Угадай, какая буква?»

 Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

 Игра «Разноцветное путешествие»

 У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 Итог занятий.

 В результате целенаправленной работы у детей:

  • повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
  • формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
  • развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др.

 Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог успешного обучения детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика дисграфии".

В данной консультации родителям предлагается: познакомится с понятием "дисграфия", её отличительными признаками, сообщается о важности профилактики данного состояния у детей, в качестве профилактики п...

Консультация для родителей "Профилактика дисграфии"

В  консультации , для родителей,  даны упражнения  по профилактике дисграфии в домашних условиях....

Консультация для родителей «Проектная деятельность с детьми второй младшей группы, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Метод проекта  подходит для развития связной речи у детей с ТНР. Он позволяет раскрыть и проявить себя детям, имеющим речевые проблемы, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, пр...

Консультация для педагогов: «Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных перегрузок дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

В консультации рассматривается эмоциональное развитие дошкольника, причины напряжения и их профилактика, посредством игр и упражнений. Так же указан тест на проверку психологической комфортности ...

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....

Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Подготовка к школе. Рекомендованы игры и игровые упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников....

Консультация для родителей. "Профилактика дисграфии"

Консультация «Профилактика дисграфии у дошкольников».Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уд...