Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Тузовская Ольга Владимировна

Подготовка к школе. Рекомендованы игры и игровые упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для профилактики артикуляторно - акустической дисграфии используются игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например,

- «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем Соне, а звук «Ш» Шуре.

- «Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З» - друзья зайца, «Ж» - жирафа.

Также эти игры позволяют расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

«Найди слова с определённым звуком в предложении»,

- «Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки Р-Л.  (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый…)

- «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

- «Светофор». - Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор, если мягкий – зелёный.

- «Используются настольно- печатные игры, например, игры из серии:

«Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.

 «Звонкий, глухой» -  способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.

Специально подобранные упражнения помогают развить у детей:

- зрительное восприятие (восприятие цвета, формы, размера и величины предметов)

- «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.

- «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность, память и мышление.

- «Соедини предметы линиями» -  так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например, туфли и шляпа – красного цвета.

- Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)

– «Найди буквы А – О, С – Е среди букв».

«Положи (запиши) рядом с каждым предметом ту букву на которую он похож». Например, пуговица – О, ветка – У.

- Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов) формируются с помощью настольно-  печатных игр:

- «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

 - «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

 -  Дидактические игры: «Составь слово из букв»,  

- «Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями».  Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы АО, С – Е.

- Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:

- «Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх, вниз?», позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

«Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

- «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

- «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

 - «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

- «Составь предложения с предлогом».

- «Сочини сказку», дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

- «Речевая тропинка» не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.

- «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.

Для работы со слогом можно использовать настольно-печатные игры:

- «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

 «Слоговое домино» -  способствует формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

 «Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отработать навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.  

А также дидактические игры:

- «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

- «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками, написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА, ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог СА в начало или конец слова.

Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

 - выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

- «Назови гласный, согласный звук в слове»

 - «Разложи картинки под гласными, согласными».

- Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

 «Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет составить слово; определить гласную, первую   последнюю согласную букву в слове; определить место буквы в слове.

- «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

 - «Звуковые замки» -   дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

 -  Определение последовательности и количества звуков в слове:

  - «Сосчитай сколько букв в слове».  

   «Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.

Недостаточная сформированность лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии.  Для формирования лексико – грамматического строя речи можно использовать задания:

- «Сосчитай предметы» (1,5, 9)

- «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

- «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

- «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на вопрос – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.   ...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе....