Консультация на тему: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Зарипова Диляра Зифировна

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_profilaktika_disgrafii.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Профилактика оптической дисграфии у детей

старшего дошкольного возраста»

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе. Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы, поскольку письмо из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Психологи и педагоги придают особую значимость проблеме обучения детей письменной речи. В связи с этим психологи и нейрофизиологи Б.Х. Ананьев, Е.В. Гурьянов, А.Р. Лурия называют навыки письма и чтения ведущими в любой сознательной деятельности человека.

Нарушения письма представляют собой одну из постоянных проблем общеобразовательной школы. Ошибки письма нередко являются труднокоррегируемыми в условиях массового обучения и носят стойкий характер на протяжении всего процесса начального обучения. Такие устойчивые ошибки называются специфическими ошибками письма. Они не связаны с процессом усвоения морфологического принципа русской грамматики и диагностируются как дисграфические.

Исследования последних лет указывают на взаимосвязь трудностей овладения навыком письма у младших школьников не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций, принимающих непосредственное участие в осуществлении процесса письма.

Оптические ошибки отличаются стойкостью, препятствуя полноценному становлению у детей навыка письма. В связи с этим одной из актуальных проблем современной логопедии остаётся совершенствование методов и приёмов коррекции оптических нарушений письма у младших школьников.

С целью предупреждения оптических нарушений письма уже в дошкольном возрасте должна проводиться профилактическая работа по формированию зрительных функций, участвующих в процессе письма.

Исходя из этого необходимо использовать приёмы, направленные на развитие зрительного внимания и гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, мыслительных операций на оптическом материале.

Данные приёмы могут использоваться на групповых занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в работе детей с воспитателями, в работе детей с родителями по закреплению материала.

Работа по развитию зрительного внимания направлена на совершенствование свойств, от уровня сформированности которых зависит качество овладения графической информацией.

В процессе выполнения заданий формируется:

-концентрация;

-устойчивость;

-распределение;

-переключаемость;

-объём зрительного внимания.

Приёмы, направленные па развитие зрительного внимания:

-нахождение «спрятанных» в рисунке изображений;

-выделение фрагмента по образцу в ряду знаков или объектов;

-рисование недостающих деталей изображения;

-определение несоответствия рисунка реальности;

-раскрашивание или соединение линиями одинаковых изображений в ряду;

-подбор соответствующих друг другу изображений (варежек, чашек и т.д.);

-нахождение заданной фигуры (буквы, цифры, слога, слова) или их сочетания в ряду;

-дополнение рисунка недостающим изображением из ряда предложенных;

-дописывание недостающих букв или цифр в заданных сочетаниях с опорой на образец.

Работа по развитию зрительно-гностической функции включает узнавание, различение и называние предметов по величине, форме и цвету.

Узнавание, различение и называние предметов по величине:

-расположение карточек в порядке постепенного увеличения (или уменьшения) изображений на них;  

-раскрашивание или обведение по контуру изображений, которые больше, меньше или соответствуют заданному рисунку по величине (нахождение птенцов, которые могли вылупиться из яйца определенной величины и т.д.).

Узнавание, различение и называние предметов по форме: 

-расположение картинок в определённом порядке (в зависимости от изменения формы изображений);

-группировка изображений по форме;

-подбор заданных в образце фигур с называнием соответствующих геометрических форм;

-дополнение симметричных контурных изображений;

-завершение незаконченных изображений с опорой на образец;

-дополнение изображений необходимыми элементами путём выбора из имеющихся деталей;

-нахождение заданной формы в ряде других («Помоги повару найти печенье нужной формы» и т.д.);

-выбор предмета с опорой на форму его элементов («В каком доме живёт котёнок?» и т.д.);

-группировка изображений по их геометрической основе;

-выделение изображений из зашумлённого рисунка с их последующим обведением или изображением;

-узнавание предмета по их теневому силуэту.

Узнавание, различение и называние предметов по цвету:

-называние добавившегося или исчезнувшего цвета в ряду;

-группировка предметов по цвету;

-подбор к рисунку подходящих по цвету элементов;

-расположение картинок в нужной последовательности с опорой на окраску (переход от одного оттенка к другому, от одной тональности к другой и т.д.);

-раскладывание разноцветных карточек в заданном порядке («Продолжи узор» и т.д.);

-вычёркивание заданных цветов из цветовой колонки (вариант вычёркивание фигуры или буквы определённого цвета).

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование функции, обеспечивающей переработку пространственных характеристик зрительных образов букв, определение их типологических свойств, актуализацию зрительно-пространственных образов букв, ориентацию элементов буквы, собственно буквы, строки в пространстве ориентировку на листе тетради.

Приемы, направленные на развитие у дошкольников зрительно-пространственного восприятия: 

-размещение или изображение предметов на листе бумаги в соответствии с инструкцией;

-рисование недостающей половины изображения (правой или левой), отражений фигур в «зеркале» или в «реке»;

-нахождение и объяснение пространственных ошибок художника в композиции;

-узнавание фигуры заданной в образце (трафарете) среди аналогичных, которые могли быть повёрнуты в пространстве;

-узнавание на рисунке правой и левой варежки (ботинка и т.д.) с учётом имевшегося на них узора;

-раскрашивание заданных изображений среди других, наложенных друг на друга.

Работа по развитию мыслительных операций на оптическом материале направлена на совершенствование интеллектуальных операций, обеспечивающих аналитическое восприятие письменных знаков и позволяющих определять существенные оптические свойства букв. В процессе выполнения заданий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие графических объектов, взаимосвязь между целым и его частями.

Таким образом, своевременное выявление детей с недостаточной сформированностью зрительно-пространственных ориентировок позволит вовремя провести специальные развивающие мероприятия и подготовить детей к школьному обучению.