Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Говорова Анна Юрьевна

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Подробно изложено содержание методик и обработка результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyyavlenie_predposylok_opticheskoy_disgrafii.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Перед началом диагностики была проведена беседа, направленная на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе.

Наш диагностический материал подобран таким образом, что позволяет выявить уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса при помощи следующего комплекса методик:

Исследование зрительного восприятия:

  1. Наложенные изображения
  2. Узнавание «зашумленных» изображений
  3. Незавершенные изображения

Исследование зрительной памяти:

  1. «9 фигур»

Исследование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, пространственного восприятия:

  1. «Домик» Гуткина Н.И.
  2. Тест Керна - Иерасека
  3. Проба Хеда

Далее подробное описание комплекса методик:

Зрительное восприятие:

Методика 1. « Наложенные изображения» ( Фигуры Поппельрейтора).

Цель: выявить характер зрительного восприятия

Экспериментальный материал: лист с изображением двух классических фигур Поппельрейтора:

1) ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и 2) чайник, вилка, бутылка, миска, граненый стакан. Часы с секундной стрелкой.

Процедура проведения: Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не успел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше, чем за одну минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы контурные рисунки. В этих рисунках «спрятаны» многие известные тебе предметы. Посмотри, пожалуйста, очень внимательно на эти рисунки и назови контуры всех «спрятанных» предметов, которые ты узнаешь. Начни с первого рисунка. Тебе понятно задание? Тогда приступим».

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках составляет 10.

Обработка результатов:

10 баллов

- ребенок назвал девять - десять предметов, контуры которых имеются на всех двух рисунках, затратив на это меньше 20 сек.

8 – 9 баллов

- ребенок назвал семь- восемь предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов

- ребенок нашел и назвал шесть - семь предметов за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов

- ребенок назвал четыре - пять предмета за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла

- ребенок справился с нахождением двух - трех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл

- за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию предметов, «спрятанных» в двух рисунках.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

- очень высокий

8 – 9 баллов

- высокий

4 – 7 баллов

- средний

2 – 3 балла

- низкий

0 – 1 балл

- очень низкий

Методика 2. «Узнавание «зашумленных» изображений» (А.Р. Лурия)

Цель: выявить характер зрительного восприятия

Экспериментальный материал: картинки с «зашумленным» изображением: бабочка, лампа, ландыш, молоток, балалайка, расческа.

Процедура проведения: ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет, дать ему название и обвести его контур.

Примечание: целесообразно не показывать ребенку, с какого изображения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнаружить особенности стратегии восприятия.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист, на котором нарисованы перечеркнутые картинки. Постарайся узнать и назвать, что здесь нарисовано. А потом, обведи контур узнанных тобой картинок. Тебе все понятно? Тогда приступай».

Обработка результатов: 

Учитывается количество правильно узнанных предметов:

6 баллов

Отмечается адекватное выделение фигур. Ребенок правильно узнал все нарисованные предметы.

5 баллов

Адекватное выделение фигур. Ребенок узнал пять предметов.

4 балла

Ребенок выделил четыре предмета. Наблюдается устойчивость зрительного образа предмета.

3 балла

Ребенок смог назвать половину предметов. Имеет место не адекватное выделение фигур.

2 балла

Ребенок назвал два предмета. Отмечается неустойчивость зрительного образа предмета.

1 балл

Ребенок назвал только один предмет. Отмечается неустойчивость зрительного образа предмета.

0 баллов

Ребенок не опознал ни один предмет. Отсутствует возможность узнавания и адекватного выделения предмета.

Выводы об уровне развития:

6 баллов

- очень высокий

5 баллов

- высокий

3 - 4 балла

- средний

2 балла

- низкий

0 – 1 балл

- очень низкий

Методика 3. «Незавершенные изображения» (М.М.Семаго).

Цель: выявить характер зрительного восприятия

Экспериментальный материал: лист с шестью недорисованными картинками, располагающихся в два ряда. Верхний ряд: ведро, лампочка, клещи; нижний ряд: чайник, сабля (меч), английская булавка.

Процедура проведения: Ребенку предлагается узнать недорисованные предметы и дать им название. При этом учитывается вероятностный характер узнавания.

Инструкция: « Посмотри. Перед тобой лежит лист, на нем изображены недорисованные предметы. Твоя задача узнать эти предметы и назвать их. Тебе все понятно? Тогда начинай».

Обработка результатов:

Учитывается количество правильно названных предметов:

6 баллов

Ребенок правильно назвал все незавершенные предметы. Отмечается сохранность зрительного образа объекта. Ребенок может образно «дорисовать» изображения.

5 баллов

Ребенок назвал пять предметов. Сохранность зрительного образа объекта.

4 балла

Ребенок смог назвать четыре предмета

3 балла

Ребенок смог опознать половину предметов

2 балла

Ребенок назвал два изображения

1 балл

Ребенок назвал только один предмет

0 баллов

Ребенок не опознал ни одно незавершенное изображение.

Выводы об уровне развития:

6 баллов

- очень высокий

5 баллов

- высокий

3 - 4 балла

- средний

2 балла

- низкий

0 – 1 балл

- очень низкий

Зрительная память:

Методика 4. «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).

Цель: выявить особенности зрительного запоминания; определение объема кратковременной зрительной памяти

Экспериментальный материал: карточки с абстрактными зрительными стимулами

Процедура проведения: дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис.1А. им дается инструкция.

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 1А) составляет 30 секунд. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку (рис. 1Б). Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 минуты.

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой картинке».

Обработка результатов:

10 баллов

ребенок узнал на картинке 1Б все девять изображений, показанных ему на картинке 1А, затратив на это меньше 45 сек.

8 – 9 баллов

ребенок узнал на картинке 1Б семь – восемь изображений за время от 45 до 55 сек.

6 – 7 баллов

ребенок узнал пять – шесть изображений за время от 55 до 65 сек.

4 – 5 баллов

ребенок узнал три – четыре изображения за время от 65 до 75 сек.

2 – 3 балла

ребенок узнал одно – два изображения за время от 75 до 85 сек.

0 – 1 балл

ребенок не узнал на картинке 1Б ни одного изображения, в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов

- очень высокий

8 – 9 баллов

- высокий

4 – 7 баллов

- средний

2 – 3 балла

- низкий

0 – 1 балл

- очень низкий

Исследование зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, пространственного восприятия:

Методика 5. «Домик». (Гуткина Н.И.)

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв

Цель: определить особенности развития пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.

Экспериментальный материал: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура проведения: Перед выполнением задания ребенку читается инструкция. По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Примечание: Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка результатов:

3 балла

- рисунок выполнен хорошо, но с небольшими недочетами:

- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии омнования домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую – либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов, отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его).

- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

- залезание линий одна за другую.

2 балла

- неправильное изображение деталей в пространстве рисунка. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении всего рисунка. Залезание линий одна за другую, линии искривленные. Разрывы между линиями.

0 – 1 балл

Неправильно изображен весь рисунок или отсутствие, какой – либо детали рисунка. Имеется много ошибок в выполнении задания

Выводы об уровне развития:

3 балла

Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

0 – 1 балл

Низкий уровень

Методика 6. « Тест Керна – Иерасека»

Цель: выявить уровень развития зрительно-моторной координации, глазомера.

Экспериментальный материал: лист-бланк для выполнения заданий, ручка

Процедура проведения: методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.

2. Срисовывание группы точек.

3. Рисование мужской фигуры.

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Ручку кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять ее и правой, и левой рукой.

А. Копирование фразы «Ей дан чай»

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами.

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и на этой же строчке (показать где) напиши также».

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.

Инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где).

В. Рисунок человека

Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)». Примечание: никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.

Обработка результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисленных за задания А и Б, так как с помощью этих заданий мы можем выявить уровень развития сенсомоторных навыков.

А.

5 баллов

- срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

4 балла

- предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.

3 балла

- буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

2 балла

- на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.

1 балл

- каракули.

Б.

5 баллов

- точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.

4 балла

- число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла

- рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.

2 балла

- контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.

1 балл

- каракули.

Выводы об уровне развития:

8 – 10 баллов

высокий

4 – 7 баллов

средний

1 – 3 балла

низкий

В.

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

5 баллов

- есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища.

4 балла

- по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги.

3 балла

- есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

2 балла

- примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек".

1 балл

- отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Выводы об уровне развития:

4 – 5 баллов

Высокий уровень

2 – 3 балла

Средний уровень

1 балл

Низкий уровень

Методика 7. «Проба Хеда»

Цель: выявить дифференциацию правых и левых частей тела

Экспериментальный материал: устные задания

Процедура проведения: ребенка просят выполнить ряд заданий. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи.

Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу, правое ухо. А теперь смотри на меня и повторяй те же движения, что и я: левой рукой за правое ухо, правой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, левой рукой покажи правый глаз, правой рукой покажи правый глаз»».

Обработка результатов:

Учитывается характер и количество ошибок. За каждое правильно сделанное движение начисляется один балл. Если ребенок не справляется – ноль баллов. Таким образом, максимальное количество баллов – девять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Устранение предпосылков оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако ...

Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии....

Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...