Статья: "Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста "
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Чернова Татьяна Владимировна

В статье представлен опыт моей работы по профилактике оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. По статистике с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Чаще всего о дисграфии начинают говорить в школьные годы, хотя предпосылки её уже проявляются в детском саду. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Поэтому, вопросу профилактики дисграфии необходимо уделить особое внимание.

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Так А.Н.Корнев выделяет следующие основные признаки детей «группы риска»:

 «цепочка» пери- и постнатальных вредностей;

 позднее и аномальное развитие устной речи;

 задержка психического развития;

 выраженная незрелость изобразительных способностей;

 Билингвизм.

По мнению Р.И. Лалаевой оптическая дисграфия - это стойкое, специфическое нарушение письма, обусловленное неустойчивостью зрительных представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В разные моменты буквы воспринимаются по-разному. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

В литературе оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.

На мой  взгляд средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения, направленные на:

 выработку концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия;

 развитие зрительной памяти;

 развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве;

 автоматизацию зрительных представлений графических образов букв, дифференциацию букв, имеющих оптические сходства.

Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений при письме  я включаю в плановые фронтальные занятия по


формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.

С целью развития буквенного гнозиса, автоматизации смешиваемых букв, дифференциации графически сходных букв в занятия по обучению грамоте мною используются  карточки на подбор зрительного образа к букве, конструирование и реконструирование букв из  различных элементов (палочек, камушков, ракушек). Дошкольникам предлагаю знакомиться с объёмным вариантом буквы, закрепляю её образ при лепке, вырезании, складывании из палочек при помощи наглядного пособия «Буквы из палочек».  Также осуществляется развитие тактильного образа буквы – дети обводят буквы из наждачной бумаги, выкладывают их из шнурочков.

В целом вся работа  по профилактике оптической дисграфии направлена на развитие буквенного гнозиса. На занятиях использую картотеку игр «Узнай букву». Это позволяет детям упражняться в узнавании букв в усложнённых условиях – на зашумлённом фоне, наложенном изображении, в выделении недописанных, неправильно написанных букв.

Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, мною целенаправленно проводится работа по формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом. Надо стараться своевременно выявить и устранить причины появления оптической дисграфии до начала обучения ребёнка грамоте, чтобы он просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.  Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....

"Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста".

В статье предлагается игровой материал и упражнения направленные на профилактику оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал содержит игры и игровые упражнения для профилактики рптической дисграфии...

Устранение предпосылков оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, и особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако ...

Консультация "Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить родителей со специальными заданиями, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...