Главные вкладки
"Почему малыш молчит? Что делать?" Консультация логопеда для родителей.
консультация
Консультация для родителей неговорящих детей. В статье раскрываются основные причины задержки речевого развития в младшем дошкольном возрасте. Родителям даются советы: на что обратить внимание, к какому специалисту обратиться, как взрослые в семье могут сами помочь своему малышу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 156.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЧЕМУ МАЛЫШ МОЛЧИТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? (консультация для родителей)
Первые слова ребёнка – огромная радость для родителей.
Кто-то слышит заветное «МАМА» ближе к годовалому возрасту. Другие же пытаются разговорить своего двухлетку -...и безуспешно.
В норме к году ребёнок должен говорить свои первые слова. Они очень простые: «мама, папа, баба, деда, дай, на», и таких слов в лексиконе малыша должно быть около десяти. К двум годам в при нормальном развитии словарь уже 50 - 200 слов, формируется фразовая речь, но тоже упрощённая: пара слов или даже одно слово и жест – это нормально.
Очень часто логопедические сложности возникают не сами по себе, а провоцируются другими проблемами социальными, неврологическими или психологическими.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
Неврологические отклонения - основная причина, вызывающая задержку речевого развития у детей, а спровоцировать такие отклонения может множество факторов, связанных с беременностью и родами: инфекционные или хронические заболевания, стресс, неблагополучная обстановка вовремя беременности, осложненные роды, травмы во время родов.
Именно поэтому разбираться с причинами нарушений речи и выработку стратегии начинать нужно с визита к неврологу. Часто родители сразу обращаются к логопеду, но, имея на руках заключение и рекомендации невролога, логопед сможет более точно понять ситуацию и разработать план лечения. А иногда без неврологического лечения исправить речь просто не получится. Глобально, можно выделить две причины отсутствия речи у ребенка: Неготовность мышц речевого аппарата; Незрелость нейронов. И в том и в другом случае без помощи невролога полноценной коррекции не получится.
Часто даже здоровый ребёнок благодаря неправильному вскармливанию может стать неговорящим или плохо говорящим. Большая часть современных детей – на искусственном вскармливании, они сосут бутылочку со смесью, прикладывая при этом небольшие мышечные усилия. Артикуляционный аппарат работает не так, как если бы ребенок сосал грудь. Грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. По данным неонатологов, дети, которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет.
Прикорм вводится пюрированный и мышцы речевого аппарата опять остаются без развития. Но как только появляются зубы, нужно вводить твёрдую пищу. Иначе тормозится появление звукоподражаний, как следствие, затрудняется контакт и ребенку уж неинтересно общаться со взрослым с помощью речи. Он пользуется жестами и мимикой, криком, развивается истерический тип поведения.
Слабость нервной системы: из-за быстрой утомляемости и плохого переключения между видами деятельности малыш плохо произносит и с трудом подбирает слова.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ
Педагогическая запущенность Работающим родителям некогда заниматься ребёнком, поговорить с ним, ему не хватает для полноценного развития разговоров. Да, именно полноценного живого общения в достаточном объёме, со значимым взрослым, во время совместных действий, игр, событий. Не стоит надеяться на телевизор или компьютер – это не живое, а одностороннее общение.
Кроме того, для развития речи ребёнку нужно её слышать – чистую, чёткую и правильную. За звуками рекламы, музыки и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
Недостаток общения приводит к недоразвитию связной речи. И на пороге садика или даже школы обнаруживается, что ребенок не умеет общаться, не полностью произносит слова, не умеет строить предложения или вообще толком не знает, как это – общаться с другими людьми.
Другой вариант: родители не обращают внимания на неправильную речь ребёнка. А он не знает, как произносится то или иное слово, и привыкает к неправильному произношению. Иногда это кажется забавным «бабака» вместо «собака» или «мамалёт» вместо «самолёт». Но умиляться стоит до поры и до времени. Если для двухлетнего малыша это вполне нормально, в речи четырёхлетки – недопустимо.
Избыток внимания тоже не лучшим образом влияет на развитие речи. Когда у ребёнка семь нянек», возникает обратная ситуация: детка ещё и подумать не успела, а мамы – бабушки уже бегут исполнять желание. Зачем напрягаться и учиться говорить? Нет потребности – нет речи.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
По мнению психологов, часто ребёнок не пытается заговорить потому, что испытывает повышенную тревожность или душевную травму. Это может быть тяжёлая обстановка в семье или разлука с близкими людьми. Если к ребёнку предъявляются слишком высокие требования, то страх оценки или наказания блокирует его желание говорить. Малыш переживает: как воспримут его речь, не отругают ли, не накажут?
Замкнутость ребёнка часто приводит к недостатку общения со сверстниками. А если нет общения, то нет и потребности наладить контакт, объяснить, договориться. Т.е. нет коммуникации – нет речи.
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
Очень многие исследователи пишут о том, что развитие речи и движения идёт параллельно. Это заложено природой : голову держит малыш - появляется гуление, лепет; этап ползания, начала ходьбы одновременен с этапом появления первых слов. Эти функции по мере появления совпадают. Психологами и педагогами было замечено, что развивая и крупную и мелкую моторику, можно развить и речь.
Развитие моторики играет колоссальную роль в общем развитии ребёнка, и особенно тесно связано с формированием и развитием речи. Эта связь обусловлена анатомической и функциональной близостью речевых и моторных центров в головном мозге.
Как часто мы видим, как детей до пяти лет возят в колясках,катают за ручку на самокатах,запечатывают в памперсы, всячески берегут от ушибов, недовольства, напряжения. Не дают ребёнку проголодаться, испачкаться. Потребности двигаться и узнавать новое - нет! Движение - жизнь! И здоровый мозг( в любом возрасте!)
КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ?
Есть такое железное правило: если в 2 года ребёнок не произносит ни одного слова, а в 2,5 года нет фразовой речи – родителям следует озаботиться. Чтобы составить полную картину нарушений, ребёнка должны обследовать специалисты: невролог и сурдолог, при необходимости – детский психиатр. Затем с рекомендациями идём на занятия к логопеду. Чем раньше начнётся лечение и коррекционные занятия, тем лучше прогноз развития. Ранняя диагностика и коррекция могут значительно улучшить качество жизни ребёнка и помочь ему справиться с трудностями.
Если родители спохватились поздно, то ребёнку придётся заниматься с логопедом или дефектологом дольше и интенсивнее.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
Вот несколько советов:
- Игры и упражнения для развития моторики:
Существует множество игр и упражнений, которые помогают развить моторику ребёнка и, следовательно, способствуют развитию речи.
Для развития крупной моторики:
Игры с мячом: бег, прыжки, бросание и ловля мяча.
Подвижные игры: игры в догонялки, прятки, салочки.
Танцы под музыку.
Плавание в бассейне или открытом водоёме.
Езда на велосипеде, самокате, роликах: активные занятия на свежем воздухе.
Игры с препятствиями: прохождение полосы препятствий, лазание по лестницам и горкам.
Упражнения на равновесие: ходьба по бревну, доске, канату.
Для развития мелкой моторики:
Пальчиковая гимнастика: упражнения для пальцев рук, сопровождающиеся стишками и песенками.
Игры с песком и водой: пересыпание песка, переливание воды, лепка из песка.
Лепка из пластилина, глины, теста: создание различных фигурок и поделок.В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтоб вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Рисование: рисование карандашами, красками, фломастерами.
Аппликация: вырезание и наклеивание различных форм из бумаги.
Конструирование: сборка конструкторов, пазлов, мозаики.
Шнуровка: продевание шнурков в отверстия.
Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок.
Перебирание мелких предметов: перебирание крупы, бусин, пуговиц.
Игры с прищепками: прикрепление прищепок к различным предметам.
Полезно массажировать пальчики рук и ладошек в играх типа «Сорока – белобока».
Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
- Развивайте словарный запас. Доступными словами описывайте все, что видит и слышит ребенок, комментируйте его действия. Рассказывайте, что делаете вы. Обращайте внимание на явления природы и интересные ситуации вокруг. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов. Добавляйте к словарю ребёнка несколько новых простых слов, каждый день повторяйте их, пока он не начнет ими пользоваться.
Развивайте глагольный словарь, это поможет перейти от отдельных слов к фразе. Создайте альбом с фотографиями ребенка в разные моменты, где он играет, ест спит, бежит и т.д. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Постепенно можно добавить и фотографии членов семьи, домашних животных. Вариантов игр с этим альбомом множество, это будет любимая книжка вашего молчуна. Ведь это книга про него!
- Развивайте мышцы речевого аппарата. Каждое занятие логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно поиграть перед зеркалом. Посадите ребенка на колени или рядом, лицом к зеркалу, чтобы он видел одновременно и вас и себя. Покажите, как улыбается весёлый клоун, как хмурится грустный. Вот мишка – толстячок (надуть щёки), вот мышонок – худышка (втянуть щёки). Облизали губы – вкусный медок! Цокаем язычком, как лошадка. Подуем на ватку, слижем сгущенку с блюдца. Вот такие весёлые упражнения с удовольствием выполняют малыши.
Обязательно давайте малышу погрызть яблочко (пусть не целое, хотя бы пару раз откусить), морковку, хлебную корочку и т.п.; пусть прожёвывает мясо! Беседуйте, убеждайте, обыгрывайте, показывайте пример; но это нужно обязательно!
- Развивайте слоговую структуру слов. Часто ребенку не удается проговорить слово целиком. Проговаривайте его по слогам, сопровождая простыми движениями. Самые доступные для повторения слова состоят из двух открытых слогов: МА-МА, ЛЯ-ЛЯ, ПЕ-ТЯ.
- Развивайте обобщающие понятия. Даже неговорящего ребенка можно научить обобщению. Например, с помощью простых сортёров: разложи по цветам, геометрическим формам. Давай положим фрукты в холодильник в один ящик, а овощи – в другой. Можно в таких играх использовать натуральные предметы, а можно предметные картинки. Убирая вещи в шкаф, спрашивайте, чьи они: папины, мамины и т.д.
- Используйте слова, обозначающие последовательность. Например: «сначала», «до», «после», «затем», «подожди», «скоро». Например: Вы возвращаетесь с прогулки и малыш показывает вам, что проголодался. «Скоро у нас обед. Сейчас мы придем домой, сначала разденемся, снимем сапожки, потом умоемся, затем будем кушать. Подожди.» Во время игр подавайте простые команды: «Догони мяч», «Подними Мишу», «Принеси кубик»
- Читайте ребенку сказки и стихи. Не гонитесь за разнообразием, выберите 2-3 постоянных произведения. Важно, чтобы малыш постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Ваш ребёнок сам подскажет вам, выбирая одни и те же книжки. То же правило и для колыбельных перед сном. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: сделайте вид, что забыли продолжение или замените привычное слово. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого. При чтении хорошо знакомых произведений не торопитесь, выдерживайте паузу в конце строки, давая ребёнку проявит активность, договорить словечко.
- Играйте с малышом. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками в прятки, просите принести или унести их. Попрыгать с ними или побегать.
Вовлечь в диалог молчуна может мама, которая возьмёт на себя роль любимой игрушки и заговорит от её имени. Малыш может игнорировать приглашение к разговору просто из-за упрямства. А если просит любимый друг, ребёнок вовлекается в игру. Очень любят детки игру «прятки» и с игрушкой и сами прятаться.
Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «СКАЖИ», «ПОВТОРИ». Лучше в ходе игры побуждать к повторению простых слов и звукоподражаний: «Делай как я: покачай Лялю- А-А-А! Миша БУХ! (Уронили медвежонка) Лошадка - НО! НО! НО! Показываем, как поскакала лошадь.«Коза МЕ-МЕ забодает!» Или: «Как киса мяукает: МЯУ!» Речь взрослого должна быть простой и чёткой. Не скупитесь на эмоции!
- Пойте вместе с ребенком. Скачайте известные вашему малыш песни и пусть он поёт их сколько хочет. Очень хорошо развивает слух и дыхание, ритм игра на музыкальных инструментах.
Купите малышу детский ксилофон, дудочку, барабан.
Необходимо помнить, что в играх важен положительный эмоциональный настрой.
Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения. Используйте приём «плюс одно слово». Всегда добавляйте ещё одно слово к произнесённому ребёнком. Например: «Мяч», - говорит малыш. «Мяч упал», повторяет мама. «Киса спит», «Папа идет»
Учитесь радоваться вместе с ребенком. Дети с нарушениями в развитии очень эмоционально лабильны, подвержены частой смене настроения, нуждаются в постоянной стимуляции. Поощряйте, хвалите за любой, даже самый маленький успех. Опыт показывает, что многие дети начинают говорить свои первые слова на фоне положительных эмоций. Любой ребёнок быстрее и с большей охотой усваивает то. Что вызывает у него интерес и позитивные эмоции всё, что было связано с яркими эмоциями, хорошо запоминается и остаётся надолго в памяти.
Больше всего положительных эмоций ребёнок может получить в игре. Превращайте любое занятие в игру!
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ, И ВАШ ТРУД И ТЕРПЕНИЕ БУДУТ ВОЗНАГРАЖДЕНЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему заговорить бывает трудно" Консультация логопеда для родителей
В данной консультации родители получают несколько советов помогающих детям "заговорить"...

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".
Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

Консультация логопеда для родителей "Почему ребенок говорит неправильно?"
В последнее время увеличивается число детей с нарушением речи и возникает вопрос «Почему ребенок говорит неправильно?». От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребёнок будет развивать...
Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».
Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...

Консультация логопеда для родителей "Помогите малышу заговорить!"
Вниманию родителей предлагается несколько советов, чтобы "разговорить" ребенка....
Консультация логопеда для родителей "Родители-главные помощники логопеда"
УГОЛОК ЛОГОПЕДА Родители — главные помощники логопеда Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи...
Консультация логопеда для родителей на тему «Почему дети двух лет плохо говорят»
Консультация логопеда для родителей на тему «Почему дети двух лет плохо говорят» Дорогие родители!Развитие речи в возрасте двух лет — это сложный и многоступенчатый п...





