17.10.2025 Протокол работы с гневом
методическая разработка по коррекционной педагогике

Воропаева Наталья Степановна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kpt_protokol_raboty_s_gnevom.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

КПТ-протокол работы с гневом

Автор: Н. Михайлова

1. Работа с мотивацией

Последствия от гнева бывают не столь очевидны, порой воспринимаются как влияние, сила — так зачем от них избавляться?

Если вчера из-за моей гневной выходки дома был скандал, и мне было стыдно, то сегодня мне уже не так стыдно, мои близкие вроде тоже сегодня не особо переживают, зачем ходить к психологу, если уже все нормально?

Когда я злюсь на подчиненных, ору и кидаю на пол чашки, подчиненные пугаются, лучше работают и не ведут интриги. Это мое преимущество среди других руководителей в нашей компании — с чего бы мне избавляться от этого? Я стану слабее.

Работа с мотивацией включает:

  • составление За и Против работы с гневом;
  • составление За и Против поведения, связанного с гневом;
  • обсуждение последствий гнева: для здоровья, для отношений, для жизни;
  • берет ли клиент ответственность за изменения, хотя бы за какие-нибудь;
  • соотнесение с ценностями клиента;

2. Осознание проявлений гнева

Гнев проявляется в разных формах: телесно, когнитивно, эмоционально и поведенчески. Многие и не знают, что когда они, например, суетятся — это уже раздражение, начальная стадия гнева.

Методы работы:

  • ведение дневников и обсуждение;
  • домашнее задание по мониторингу вживую;
  • анализ предыдущих эпизодов гнева;
  • тесты;
  • буклеты с перечислением симптомов гнева

На этом же этапе должна быть работа с физиологическими проявлениями гнева: учим клиента управлять нервным возбуждением любыми известными способами. Например, прогрессивно-мышечная релаксация, охлаждение, выдувание пара и пр.

3. Психопросвещение

Рассказываем и опровергаем:

  • мифы о гневе, например, насколько на самом деле эффективно или нет бить подушку;
  • показываем шкалы проявлений гнева, например, термометр гнева;
  • рассказываем о реакции “бей-беги” и как она проявляется в мыслях и телесно;
  • объясняем различия между гневом, агрессией, враждебностью и пр.;
  • о разнице между руминациями, суждениями, обвинениями, а также их вклад в поддержание “костра гнева”;
  • о когнитивных искажениях, актуально будет о черно-белом мышлении;
  • чтение, конечно же, например, Сапольски “Психология стресса”;
  • остальное по потребностям клиента.

4. Работа с мыслями и убеждениями о гневе

На этом этапе выявляем автоматические мысли и убеждения о гневе.

Автоматические мысли собираем в кучку и реструктуризируем доступными способами, например, сократовским диалогом. Мысли-разрешения “Щас как дам” и пр. оспариваем. Обнаруженные копинг-стратегии исследуем как “за и против”.

5. Развитие требуемых навыков

Это решается индивидуально: кому-то нужно научиться решать проблемы, кому-то — восстановить отношения.

Типичные необходимые навыки:

  • решение проблем;
  • восстановление отношений;
  • майндфулнес;
  • справляться с чрезмерно сильными чувствами вины и стыда, навыки регуляции эмоций в принципе;
  • налаживание режима дня, сна, труда и отдыха;
  • обучение основам заботы о себе и своем теле;
  • навыки межличностной эффективности: я-сообщения, корректное выражение гнева.

6. Экспозиция и поведенческие эксперименты

  • Универсальные рекомендации по поведенческим экспериментам:
  • Попробовать, как сработает Я-сообщение;
  • Попробовать выйти из ситуации и охладиться;
  • Слушать, как психолог рассуждает на “опасную”, холиварную тему и не реагировать; или реагировать посредством применения любого навыка;
  • Завести разговор с другом на “опасную” тему и применить навык.

7. Предотвращение рецидивов

  • рефлексия по поводу прошедшей терапии;
  • составление списка всего того, что помогло, и что мешало в процессе;
  • список техник и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многиликий гнев. Психотерапевтическая работа с гневом у детей и подростков

Из всех эмоций именно  гнев наиболее труден для определения. Почему? Во‑первых, то, что похоже на гнев, может им совсем и не быть, и, наоборот, то, что нам не кажется проявлением гнева, часто ока...

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ГНЕВОМ

Консультация педагога-психолога для родителей и педагогов....

Тренинг для детей " Работа с гневом"

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.Задачи:-         Способ...

Агрессия и её причины. Работа с гневом

Агрессия и её причины. Работа сгневом....

Тренинг для детей " Работа с гневом" план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.Задачи:-         Способ...

Для воспитателей работа с гневом

Для воспитателей работа с гневом...

Техники работы с гневом для детей дошкольного возраста

Любой родитель должен осознавать и понимать, что дети до определенного возраста не умеют владеть своими эмоциями, а также адекватно их выражать....