Статья: Логопедическая работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Статья посвящена формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Актуальность данного вопроса обусловлена увеличением числа детей, имеющих данное речевое нарушение. В статье рассмотрены особенности речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня, представлены результаты диагностики и описаны методы и приемы, направленные на формирование связной монологической речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи, речевая деятельность, связная монологическая речь, старший дошкольный возраст, словарный состав языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
Статья посвящена формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Актуальность данного вопроса обусловлена увеличением числа детей, имеющих данное речевое нарушение. В статье рассмотрены особенности речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня, представлены результаты диагностики и описаны методы и приемы, направленные на формирование связной монологической речи.
Ключевые слова: логопедическая работа, общее недоразвитие речи, речевая деятельность, связная монологическая речь, старший дошкольный возраст, словарный состав языка.
Автор: Петровских О.В.
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема формирования связной речи у детей, так как связность высказывания – наиболее сложная форма речевой деятельности. Среди детей, имеющих проблемы с формированием связной речи, отдельной категорией выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Р.Е. Левина рассматривает ОНР как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения» [6, с.15]. У детей данной группы наблюдается несформированность всех компонентов речевой деятельности, что выражается в быстрой утомляемости, невнимательности, не сохранении в памяти инструкций. Дети с ОНР III уровня отличаются резко ограниченным словарем, наличием дефектов в фонемообразовании и произношении, специфическими нарушениями структуры слога, поздним появлением экспрессивной речи, выраженным наличием аграмматизмов [3, с. 24]. Кроме того, педагогом и логопедом Н.С. Жуковой отмечался факт влияния на интеллектуальную, волевую и сенсорную сферы при недостаточном уровне речевого развития детей [2, с. 28].
Связная речь представляет развернутое смысловое высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание и общение людей, является одной из важных задач дошкольной образовательной организации [5, с. 78]. Функция общения является основной функцией связной речи, которая осуществляется в монологической и диалогической форме. Монологическая речь представляет собой связную одностороннюю речь, характеризующуюся предварительным ее планированием, произвольностью, ориентацией на слушателя, развернутостью, логикой изложения, ограниченностью использования невербальных средств [8, с. 10].
Вопросы формирования связной речи у детей дошкольного возраста, в том числе с ОНР, рассматривали Л.С. Выготский, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Г.В. Чиркина и др. Особенности развития связной монологической речи исследовали Т.В. Ахутина, В.К. Воробьёва, О.А. Денисова, Н.С. Жукова и др. Анализ психолого-педагогических источников показал, что рассматриваемый вопрос изучен достаточно, но необходимо обновление существующих приемов, методов и средств работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР более продуктивными и обоснованными с точки зрения научного подхода. Таким образом, в общем комплексе логопедических мероприятий приоритетной становится работа по формированию связной монологической речи: научение их планированию собственных высказываний, самостоятельному определению содержания своей речи и ориентированию в конкретных ситуациях общения.
Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня осуществлялась в соответствии со следующей структурой исследования, представленной на рисунке 1.
Рис.1. Структура исследования
При проведении начальной диагностики – изучения состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, были использованы педагогическое наблюдение за речью в игровой и учебной деятельности, методика В.П. Глухова «Обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (словарный запас, составление рассказа по сюжетным картинкам, составление предложений по картинкам, предполагающим выполнение действий, организация пересказа, составление описательного рассказа)» [1,с.122]. Первичная диагностика 12 старших дошкольников с ОНР 3 уровня показала следующие результаты: высокий уровень владения связной монологической речью отсутствовал, 40 % детей имели средний уровень, 60 % – низкий уровень. При организации педагогического наблюдения отмечены следующие особенности речи детей: инициатива и активность в общении слабые; для обращения к сверстнику в качестве повода часто выступает игра, при обращении к воспитателю – оказание помощи или поддержки; в групповом разговоре имеет место пассивная позиция; речевая инструкция воспитателя воспринимается не сразу, необходимо ее повторение; половина детей не умеют отвечать на вопросы и задавать их; слушание со стороны детей отличается невнимательностью, при замечании со стороны воспитателя старшие дошкольники могут изменить речь; характерны в речи нарушение в высказываниях последовательности слов, использование простых предложений, аграмматизмы; отсутствие в речи вежливых слов; использование невербальных невыразительных средств общения многими детьми (мимики, жестов).
После проведенной диагностики, в логопедической работе с детьми были использованы разнообразные методы и приемы, направленные на формирование связной речи, включая речь монологическую. Рассмотрим некоторые из них.
В обучении рассказыванию продуктивным методом стал наглядный метод. В назывании предметов, характеристике действий с ними, выявлении признаков предметов помогло детям рассматривание и обсуждение иллюстраций, предметных картинок.
Приемы из технологии ТРИЗ также уместно использовать в речевом развитии детей с ОНР. Особенность приемов из данной технологии состоит в том, что детям не даются задания в готовом виде, они сами должны научиться находить правильное решение. ТРИЗ способствует расширению словаря; развитию связной монологической и диалогической речи; коммуникации; интеллектуальному развитию и личностному становлению. Например, Прием «противоречий» учит видению в социуме противоречий и умению их озвучить. Можно использовать игры «Белое и черное», «Маятники». Игра «Мне нравится – мне не нравится» заключается в том, что воспитатель поднимает карточку с изображением предмета, а дети должны назвать сначала положительные характеристики объекта, а потом отрицательные. Например, книжка – делает умными людей, помогает научиться читать и т.д.; может порваться; чтение книги может нарушить зрение и пр.
Словесные игры представляют собой не только игровой метод, они еще являются и самостоятельной игровой деятельностью, и средством, используемым в комплексном личностном развитии детей. Например, прием «Речевой образец» основан на подражании и дальнейшем ориентировании детей в игровых созданных ситуациях. Главные требования, предъявляемые к образцу – доступность по форме и содержанию данному возрасту детей. Образец конкретного фрагмента речи отличается четкостью произношения, оптимальной громкостью, неспешностью. Так как это образец, то показ его осуществляется до основной деятельности по формированию речи. Но с детьми старшего возраста образцы можно использовать до и после речевой деятельности детей. Если образец будет использоваться после речи детей, то это будет, в большей степени, пример для сравнения и выявления ошибок с последующей речевой коррекцией.
При составлении описательного рассказа можно использовать игровой метод. Предложить детям игровое задание «Отгадай мой предмет», в котором предметы, имеющиеся в группе, будут «рассказывать» о себе. Детям необходимо будет угадать предмет, который «заговорил». В качестве «говорящих предметов» выступают сами старшие дошкольники, каждый из которых «превращается» в понравившийся ему предмет и «рассказывает» о себе. После игры педагог дает краткую оценку детских образов, обращая внимание на точность раскрытия признаков выбранного ребенком предмета, на логику его рассказа. Если у кого-то из детей не получился рассказ о предмете, то воспитатель сам описывает его предмет, а потом просит ребенка пересказать его слова.
Интересен прием «Живая картинка». Детям предлагается с помощью картинок составить свой рассказ. Работа протекает динамично, так как картинки можно быстро менять по ходу рассказа. С помощью данного приема можно придумывать различные ситуации, позволяющие закреплять предложно-падежные конструкции, уточнять значение слов. Например, ребенок выбрал карточки с изображением котика и лавочки Он может составить предложения: «Котик сидит на лавочке. Котик спрыгнул с лавочки. Котик перепрыгнул через лавочку. Котик ищет мяч за лавочкой».
Прием «Сказка о том, что ты видел или слышал», описанный исследователем детской речи Ю.С. Пяшкур, способствуют формированию связной монологической речи, развитию воображения [7, с. 53]. В таких сказках, дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отражают то, что они видели или слышали, что им понравилось. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у ребенка желание сочинить сказку и рассказать ее сверстникам и родителям. Ребенок может нарисовать рисунок к своей сказке. Сочиненные детьми сказки можно оформить в виде книжки. Такие книжки, как пишет Ю.С. Пяшкур, дети любят рассматривать и вспоминать свою сказку, вновь ее повторяя.
После занятий по формированию связной монологической речи со старшими дошкольниками с ОНР 3 уровня вновь была проведена диагностика, результаты ее следующие: средний уровень владения связной монологической речью составил 70 %, низкий уровень – 30 %, дети с высоким уровнем отсутствовали. Использование методов и приемов, направленных на развитие речи, которые были применены в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, показало положительную динамику.
Таким образом, методический инструментарий, который можно использовать в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня для формирования связной монологической речи, достаточно разнообразен. Педагогу следует лишь внедрить приёмы и методы в работу со старшими дошкольниками в соответствии с поставленными задачами и далее корректировать их, исходя из результатов деятельности.
Список использованных источников
1. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография / В.П. Глухов. ‒ М.: Союз, 2014. – 537 с.
2. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142 с.
3. Жулина, Е.В. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 61. – С. 23-26.
4. Зубаилова, П.Ф. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / П.Ф. Зубаилова // Вестник социально-педагогического института. – 2021. – № 2. – С.27-31.
5. Калинина, О.В. Модель логопедической диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / О.В. Калинина, Е.С. Неустроева // Проблемы современного педагогического образования. –2020. – № – С. 78-81.
6. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М., 2008. – 113 с.
7. Пяшкур, Ю. С. Логопедическая технология по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Ю.С. Пяшкур, А.А. Вебер // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 51–55.
8. Чухачева, Е.В. Оценка уровня сформированности навыков лексико-семантического анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) / Е.В. Чухачева, И.В. Шведова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. – № 4(38). – М.: Изд. «МЦНО», 2020. – С. 8-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...

рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ
Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...
