Развитие ориентировки в пространстве у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
консультация по коррекционной педагогике

Москвитина Юлия Евгеньевна

Развитие ориентировки в пространстве у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие ориентировки в пространстве у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Почему это так важно? Потому что понимание пространства — это не только «право-лево», но и основа для успешного овладения чтением, письмом, счетом и даже общением с другими детьми.

Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР

Дети с ЗПР часто испытывают специфические трудности:

· Сложности с пониманием схемы собственного тела. Ребенку трудно показать, где у него левая рука, правый глаз.
· Неточное использование предлогов. Путает «в», «на», «под», «над», «за», «перед».
· Трудности в определении направлений. Не может выполнить инструкцию «положи карандаш справа от тетради».
· Проблемы с копированием образцов. Сложно повторить постройку из кубиков по рисунку или выложить узор из мозаики.
· «Зеркальное» письмо и чтение. Путает буквы и цифры, сходные по написанию (З-Е, 6-9).
· Слабая ориентировка в окружающем пространстве. Может заблудиться в знакомом месте (например, в здании поликлиники).

Эти трудности не являются капризом или невнимательностью — это объективное следствие особенностей развития ребенка. Но их можно и нужно преодолевать!

С чего начать? Основные этапы работы

Двигаться нужно последовательно, от простого к сложному:

1. Ориентировка на собственном теле.
   · Учим ребенка показывать и называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина.
   · Вводим понятия право/лево на себе: «Покажи правую руку. Возьми ложку в левую руку. Помаши левой рукой».
   · Используем яркие маркеры: например, брасетик или часы на правой руке.
2. Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя.
   · Учим определять, что находится впереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева от него.
   · Игра «Что где?»: «Положи мяч перед собой. Поставь куклу сзади себя. Подними руки вверх. Спрячь руки вниз».
   · Игра «Найди игрушку»: «Посмотри, кто сидит справа от тебя? (мишка). А что висит слева? (полка)».
3. Ориентировка в пространстве между объектами.
   · Учим использовать предлоги: в, на, под, над, за, перед, между, рядом.
   · Комментируем действия: «Смотри, машинка заехала в гараж. Мячик укатился под диван. Куколка сидит за столом».
   · Игра «Угадай, где я спрятал?»: Прячем игрушку и просим ребенка найти и сказать, где она была, используя предлоги.
4. Ориентировка на плоскости (лист бумаги).
   · Это критически важно для подготовки к школе.
   · Учим понятия: верхний/нижний край, левый/правый край, центр, верхний правый/левый угол, нижний правый/левый угол.
   · Игра «Графический диктант» (начальный уровень): «Положи красный кружок в центр листа. Синий квадрат — в верхний правый угол. Зеленый треугольник — в нижний левый угол».
   · Рисуем по инструкции: «Нарисуй солнышко вверху листа, а внизу — травку. Слева нарисуй елочку, а справа — домик».

Практические игры и упражнения для дома

Включайте эти игры в вашу повседневную жизнь! Лучше всего обучение проходит в игре.

В быту:

· «Помощник на кухне»: «Поставь чашку на стол. Положи ложку справа от тарелки. Достань кастрюлю из-под стола».
· «Уборка»: «Положи машинку на полку. Поставь книги рядом друг с другом. Построй башню из кубиков перед диваном».
· По дороге в детский сад: «Посмотри, какая высокая береза растет слева от нас. А вот магазин — он *справа».

Настольные и подвижные игры:

· Лабиринты и лабиринты-бродилки.
· Пазлы и конструкторы (особенно по образцу).
· Лего: строгое следование инструкции с картинками.
· Танцы с повторением движений за ведущим.
· Игры с мячом: «Брось мяч мне правой рукой. Поймай мяч двумя руками над головой».
· «Зеркало»: Вы делаете движение, ребенок повторяет. Потом поменяйтесь ролями.
· «Сокровища пирата»: Нарисуйте простую схему комнаты и отметьте крестиком, где «спрятан клад».

Важные советы для родителей

1. Терпение и еще раз терпение. Не торопите ребенка, дайте ему время подумать. Если он ошибается, мягко поправьте и покажите верный вариант.
2. Говорите четко и конкретно. Вместо «Положи это туда» говорите: «Положи красный кубик сверху на синий».
3. Многократное повторение. Дети с ЗПР нуждаются в большом количестве повторений для закрепления навыка. Возвращайтесь к пройденному.
4. Используйте зрительные подсказки. Отметьте на стуле, где сидит ребенок, красную точку с той стороны, где должна быть его правая рука. На листе бумаги можно нарисовать солнышко в верхнем правом углу как ориентир.
5. Связывайте с речью. Всегда просите ребенка комментировать свои действия: «Что ты сделал? Куда положил?».
6. Хвалите за малейший успех! Это создает положительную мотивацию и веру в свои силы.

Уважаемые родители! Ваша поддержка и ежедневные, но неутомительные занятия — это главный ключ к успеху. Развитие пространственных представлений — это долгий, но очень благодарный процесс. Вы не просто учите ребенка отличать правое от левого, вы закладываете прочный фундамент для его будущих школьных побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей с задержкой психического развития.

Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. ...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность.

В статье театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников с задержкой психического развития. Приведены  реомен...

Консультация для воспитателей: "Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития"

В данном материале говорится о направлениях коррекционно-педагогической работы по развитию ориентировки в пространстве. Указаны виды дидактических игр и упражнений, даны диагностические задания для оп...