«Песочная терапия в работе логопеда: актуальность методики и система упражнений»
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фефлова Ирина Александровна

Пескотерапия – инновационный метод коррекционной педагогики, основанный на взаимодействии ребенка с песком. Этот подход становится незаменимым инструментом в работе учителя-логопеда, особенно при работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР).

 

Теоретические основы метода

 

Терапевтический потенциал песка обусловлен его уникальными тактильными свойствами и способностью создавать благоприятную атмосферу для развития речевых навыков. В процессе работы с песком активизируются различные анализаторы, что способствует более эффективному усвоению речевых паттернов.

 

Преимущества метода

 

Мотивация к речевой активности

 

Снижение тревожности при общении

 

Развитие мелкой моторики

 

Улучшение координации движений

 

Стимуляция воображения и креативного мышления

 

Практическое применение

 

Основные направления работы с песком в логопедической практике включают:

 

Артикуляционная гимнастика с использованием песочных фигурок

 

Звукопроизношение через создание песочных композиций

 

Развитие связной речи посредством составления историй

 

Формирование фонематического восприятия

 

Методика проведения занятий

 

Структура занятия включает:

 

Подготовительный этап (знакомство с материалом)

 

Основной этап (выполнение речевых упражнений)

 

Заключительный этап (рефлексия и подведение итогов)

 

Результаты применения

 

Позитивные изменения наблюдаются в следующих аспектах:

 

Улучшение звукопроизношения

 

Расширение словарного запаса

 

Развитие грамматического строя речи

 

Повышение речевой активности

 

Заключение

 

Пескотерапия представляет собой эффективный инструмент в арсенале логопеда, позволяющий сделать процесс коррекции речи более увлекательным и результативным. Сочетание традиционных логопедических методик с элементами пескотерапии способствует достижению лучших результатов в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

 

Данный метод может успешно применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе, что делает его универсальным инструментом современного логопеда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ

В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...

Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учит...

Использование логопедической мозаики на базе игрового пособия «Дары Фрёбеля» в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В презентации приведены примеры использования логопедической мозаики в работе учителя-логопеда....

«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют по...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...