Применение фразового конструктора в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Фразовый конструктор представляет собой набор схем с комплектом картинок, по которым ребенок учится моделировать фразы. задачи: обучените построению предложений, установление лдексико-грамматиических отношений между членами преддожений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение фразового конструктора в работе учителя-логопеда
с детьми с ЗПР
Фразовый конструктор представляет собой набор схем с комплектом картинок, по которым ребенок учится моделировать фразы. Для чего он нужен?
Задачами в использовании фразового конструктора являются:
•обучение построению предложений;
•установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
•актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
•формирование связности и четкости высказывания;
•развития речевых и коммуникативных навыков.
Ведь, если мы говорим о коммуникации, то мы должны дать ребенку модели тех фраз, с помощью которых он будет коммуницировать. Прежде, чем перейти к фразе, ребенок должен четко соотносить слова с определенным изображением, т.е. понимать о чем будет идти речь и должен понимать хотя бы первые глаголы, дифференцировать их.
Вариантов фразового конструктора в настоящее время очень много: это и пособия на печатной основе и деревянные варианты. (примеры)
Что же целесообразнее использовать в работе с особенными детьми?
Сегодня я остановлюсь именно на печатном варианте фразового конструктора, который я использую и с детьми с РАС, и с ЗПР. Я не являюсь его автором, но хочу поделиться опытом работы с этим фразовым конструктором, который меня заинтересовал и зарекомендовал себя, как результативное пособие?
В основу пособий легли модели фраз по В.И. Балаевой, т.к. они представляют собой простые схемы, которые понятны и педагогу и детям.
Работа ведется в вопросно-ответной форме, составление предложений по непосредственным действиям или изображенным ситуациям. Используем приемы сопряженной и отраженной речи и самое главное-это установление контакта с ребенком.
1 часть- это простое предложение, кто и что делает? Очень тщательно здесь подобраны изображения, кот. используются на начальном этапе. Учитываются возможности ребенка по произношению. Если ребенок только начинает говорить- учитывается слоговая структура.
В 1 части используется 1 класс сс по Марковой. В пособии очень простые поля, на которых нет лишней информации, ребенку понятно, что делать. Пособие предусматривает хранение карточек. Надо обратить внимание на то, как вы их подаете, т.к. есть дети очень реактивные, стремятся быстро заполнить поле, но не произнести необходимую фразу. Если необходимо-подаем по 1 карточке ребенку или перед ребенком лежит определенное поле и он может выбрать, но из заданных карточек. (фото, видео)
Вторая часть- фраза с прямым дополнением.
В пособии часто используется большое количество одинаковых изображений, чтобы дети могли легко усвоить лексико-грамматические категории, потому что окончания даются тяжело и надо делать так, чтобы ребенок проговаривал максимально много раз определенные слова. Т.к. при переходе к следующему варианту фразового конструктора, этот навык может быть не усвоен и нужно будет вернуться или обыграть в другой ситуации. (фото, видео).
Третья часть с косвенным дополнением, кто, что делает и где, в которой добавляются предлоги. Здесь должно быть максимально все знакомо ребенку: самые простые социальные места, где бывает ребенок (качается на качелях), добавляются самые простые предлоги и самые привычные места. (фото, видео)
В четвертой части добавляется определение (веселая мама поет). Можно предварительно предоставлять ситуации, которые связаны с выбором (это зеленое солнце- да или нет?), т.е. мы не только отрабатываем грамматические категории, но и учим строить фразу.
Пятая часть фразового конструктора решает задачу отработки фразы из четырёх слов по модели: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение). Например: «Маленький мальчик читает книгу».
Но для более успешных детей, можно использовать и другие варианты фразового конструктора. Если он быстро справляется и понимает принцип, можно предложить такие варианты, как логопедические кубики, деревянные конструкторы. Принцип работы такой же: называем предметы, действия предметов, соединяем кубики между собой по схеме и составляем предложение. Автор пособия предлагает располагать кубики вертикально, так, как ребенок видит объекты в реальности. Нужно учитывать, что ребенок должен сидеть за столом, когда работает с кубиками, чтобы они располагались перед глазами ребенка, и он не смотрел сверху. (фото, видео).
Вывод: опорные схемы фразового конструктора помогают ребенку понять принцип формирования фразы и быстро перейти к более сложным моделям фраз уже без дополнительных опор.
Является эффективным способом формирования фразовой речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Четкая структура и последовательность, отсутствие визуальных шумов, помогают достигать результатов максимально быстро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Презентация на тему Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми сТНР
В моей презентации есть материал, которй поможет узнать больше о видах и применении здоровьесберегающих технологий....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ
Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с дет...

"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение , такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период...

О применении здоровьесберегающих технологий в работе со слабовидящими детьми
Оздоровление ребенка дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе. ...

«Использование мнемотехник и фразового конструктора в работе учителя - логопеда».
Переверзева О.И. учитель - логопед 1 слайд Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы на тему «Использование мнемотехник и фразового конструктора в работе учител...
