Применение социоигровой технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста ДОУ. Семинарское занятие для педагогов ДОУ
методическая разработка

Тютикова Жанна Александровна

Опыт работы, который педагог - психолог может использовать в работе с педагогами ДОУ знакомству и  формированию у них профессиональных навыков использования социоигровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 7 "Дарование"

Применение социоигровой технологии в работе педагога с детьми дошкольного возраста ДОУ

Семинарское занятие для педагогов ДОУ

Юрга                                                                                                                                                           2020

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ через знакомство и отработку у них навыков применения социоигровых технологий.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием и возможностью применения социоигровой технологии в работе с детьми.
  2. Раскрыть составляющие социоигровой технологии.
  3. Поделиться алгоритмом использования правила «72 часа».

Материал для работы: наборы фломастеров, бумага формата А4.

Ход выступления.

  1. Теоретическая часть

Современные методы обучения в детском саду:

социоигровая технология

Социоигровая технология, возникла на сопряжении театральной педагогики, детских фольклорных игр и идей  Е. Е. Шулешко. А. Ершовой и В. Букатова.

Социоигровая технология –это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Данная технология предполагает интеграцию всех видов детской деятельности; способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей; даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы; позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение.

Наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей (по сравнению с традиционными методами обучения).

Взгляды традиционной педагогики

Взгляды социоигровой

технологии

1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.

1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

2. Оценка педагога – «хорошо –нехорошо», «правильно – неправильно».

2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Опора на дискретность:

Цель – задачи – приёмы – результат.

3. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить.

4. Педагог в роли «судьи».

4. Педагог в роли «советчика».

5. Главные положительные качества детей: послушание, исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей: развитие самосознания; умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

6. Педагог в позиции «над», «рядом» . Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного воспитания но оценивается положительно.

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов.

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них.

9. Педагог не выходит за границы намеченного.

9. Педагог должен идти от детей.

10. Дети работают на педагога.

10. Дети работают на себя.

Сущность технологии состоит в организации занятий как игры - жизни между микро группами детей (малыми социумами), отсюда и термин.

Особенности социоигровой технологии

  1. Используется работа малыми группами. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Можно поделиться: по цвету волос, глаз, одежды;  чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры; найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки; кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.
  2. Смена лидерства. Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
  3. Обучение детей сочетается с их двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети  не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д..
  4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
  5.  Интеграция всех видов  деятельности. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:  «Слухачи», «Эстафета»,  «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д
  6. Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  

Принципы руководства в работе с детьми по социоигровой технологии:

  • Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.  
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений. Ребенок на практике осознает, как ему надо организовать общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Принцип полифонии.  

Структура образовательной деятельности с использованием социоигровых приемов обучения:

  1. Организационный момент: игры-задания для рабочего настроя.
  2. Мотивация, актуализация знаний: игры для социоигрового приобщения к делу во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. «Открытие» нового знания или способа действия (игры-задания для творческого самовыражения).
  5. Закрепление нового знания или способа действия.
  6. Рефлексия (игры-разминки, игры-разрядки могут быть организованы на любом из этапов в зависимости от ситуации).

2.Практическая часть

  1. Упражнение «Образ моего настроения»

Инструкция: постарайтесь понять свое настроение и подберите для него соответствующий образ. Поделитесь и при желании прокомментируйте почему именно так (Спасибо).

  1. Упражнение «Работа с образом»

Инструкция: все мои задания постарайтесь сделать медленно, вдумчиво, прочувствовать все, что происходит;

- встаньте, выпрямитесь, расправьте плечи, подтяните живот, макушкой головы потянитесь к потолку, поднимите подбородок, поднимите руки над головой и зафиксируйте плечи (как – будто Вы стоите около стены);

- опустите руки вниз, улыбнитесь и в таком образе сделайте круг по залу, смотря перед собой и улыбаясь окружающим;

- вернитесь на свое место;

- что – то поменялось в Вашем состоянии? Кто хочет, поделитесь с нами. Спасибо.

 

  1. Упражнение «Ответь комплиментом на неприятность»

Инструкция: встаньте в круг. Сейчас каждому по очереди нужно будет своему правому соседу сказать какую – нибудь  неприятность. Это может быть фраза, типа: ой, ты выглядишь такой усталой или почему в Вашем детском саду заставляют так много делать поделок родителям с детьми дома? (можно вспомнить опыт, какой вы с кем пережили).

Человеку, к которому обратись с неприятным посланием, нужно постараться ответить комплементом, нейтральным относительно высказывания (за что – то похвалить, восхитится, отметить хорошее и т.д.) – нейтрализовать и противостоять негативу человека внутри себя. При этом, ни обидеть, ни ранить, ни унизить человека.

Примечание: подобное упражнение -  в своем воображении выбрать и сделать подарок человеку, с которым не очень хорошие отношения (не понимание, напряжение и т.д.)

  1. Упражнение «Колесо» (моей жизни, профессионализма и т.д.)

Инструкция: нарисовать круг, разделить на сектора и проставить процент сфорированности каждого критерия.

Жизнь: работа, здоровье, друзья, общение, хобби.

Работа: администрация, коллеги ДОУ, родители, дети, коллеги города.

Профессиональная компетентность воспитателя: 5 образовательных сфер.

Алгоритм проработки:  соединить крайние точки и посмотреть насколько колесо может крутиться легко и эффективно. Проанализировать, где провалы, что для этого нужно сделать (прописать); что нужно сделать в ближайшее время (прописать); что сделать сегодня? Во сколько? (прописать).

Примечание:  немецкий бизнес-консультант Бодо Шефер считает, что от реализации любой идеи человека отделяет всего лишь 72 часа.

Именно за такой период времени с момента появления идеи он рекомендует сделать хотя бы первый шаг к достижению долгосрочной цели.

По мнению Шефера, если вы отложили выполнение задуманного больше, чем на 72 часа (или 3 суток), скорей всего, вы никогда этого уже не сделаете.

Если вы начнете действовать в течение 72 часов, у вас есть 99% из 100 на то, что вы добьетесь успеха, и лишь 1% — на провал. Все, что для этого нужно, — лишь принять осознанное решение реализовать свою идею.

  1. Рефлексия

Инструкция: возьмите яркие фломастеры, маркеры, обведите на листе бумаги свою ладошку. В каждом пальце пропишите слова: полезно, интересно, возьму, сделаю, применю в  …..

Список литературы

1. Букатов, В. М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова [Текст] - М.: Школьная лига, 2013. - 256 c.

2. Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц [Текст]  - М.: Маркетинг, 1995. - 257 c.

3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие [Текст]  - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 450 c.

4. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина и др. [Текст] - М.: Учитель, 2013. - 144 c.

5. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления / Т.В. Кузнецова, Л.В. Санкина, Т.А. Быкова, и др. [Текст]  - М.: Юнити-Дана, 2002. - 359 c.

6. Лашко, С.В. Проектирование технологии пайки металлических изделий / С.В. Лашко, Н.Ф. Лашко, И.Г. Нагапетян [Текст]  - М.: [не указано], 1983. - 466 c.
7. Нилова Игровые Технологии В Системе Обучения И Воспитания Специалиста – Технолога / Нилова [Текст]  - Москва: Машиностроение, 2009. - 754 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Особенности использования социоигровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология....

Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более, чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место...

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста»...