«Я общаюсь» Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для работы с детьми с ментальными нарушениями
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 416.32 КБ | |
| 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
«Я общаюсь» |
Содержание рабочей программы коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для работы с детьми с ментальными нарушениями |
Автор: педагог-психолог
Голубева К.М.
Иваново, 2025
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«Я ОБЩАЮСЬ»
Содержание
Этап 1. Первичная диагностика 2
Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 2
Методика «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина) 3
Этап 2. Знакомство с эмоциями 5
Тема 7. Закрепление материала 10
Тема 10. Сюжетно-ролевая игра 13
Тема 11. Симуляция ситуаций 14
Тема 12. Игротерапия на повторение 16
Рекомендации по проведению занятий 17
Приложение 1. Стимульный материал методики «Картинки» для мальчиков 19
Приложение 2. Стимульный материал методики «Картинки» для девочек 20
Приложение 5. Тема «Грусть» 23
Приложение 6. Тема «Удивление» 24
Приложение 8. Тема «Злость» 27
Приложение 9. Тема «Закрепление материала» 29
Приложение 10. Тема «Вежливые слова» 31
Приложение 11. Тема «Игротерапия» 32
Приложение 12. Тема «Симуляция ситуаций» 34
Этап 1. Первичная диагностика
Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Источник: Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.
Инструкция. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи".
Помните, что в каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.
Обработка данных. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.
Высокий уровень (2 балла): ребёнок придумывает поступок героя, адекватный социально принятый этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.
Средний уровень (1 балла): ребёнок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.
Низкий уровень (0 балла): ребёнок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социально нравственной форме.
По всем 9 ситуациям результаты суммируются, определяется средний балл.
От 0 до 0,7 – низкий уровень;
от 0,8 до 1,6 – средний уровень;
от 1,6 – высокий уровень.
Ситуации:
1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему?
3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша-зелёным. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша,- сказала Люба, можно мне дорисовать картинку твоим карандашом? Саша ей ответила… Что ответила Саша? Почему?
4. Маша и Света убирали игрушки. Маша сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?
5. Петя принёс в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?
6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
7. Таня и Оля играли в «дочки – матери» . К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть. «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький»-ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
8. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но-но-но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестрёнку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил ей Коля? Почему?
9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Методика «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)
Источник: Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).
Цель: выявление коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками.
Материалы: картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций. Ребёнку предлагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображенных событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.
Инструкция:
1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ ребенка фиксируется в протоколе.
2. Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка. В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности – 0 баллов.
Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:
- Уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь»
– 1 балл; - Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) – 2 балла;
- Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) – 3 балла;
- Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) – 4 балла.
Оценка результатов
Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.
16 – 20 баллов – высокий уровень;
11 – 15 баллов – хороший уровень;
6 – 10 баллов – средний уровень;
0 - 5 балла - низкий уровень.
Ситуационные картинки:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
3. Девочка сломала у другой девочки её куклу.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
5. Девочки не могут поделить игрушку.
Иллюстрации для мальчиков предложены в Приложение 1, а для девочек в Приложение 2.
Этап 2. Знакомство с эмоциями
Начало занятия – это приветствие «Здравствуйте, ладошки» (М.Картушина). Текст приветствия:
Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! (топают ногами)
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте, ребята! (машут рукой над головой)
Здравствуйте!
Завершение занятия – это прощание "Солнышко". Дети и специалист встают в круг, берутся за руки. Все вместе хором говорят речевку: "Мы старались, мы учились, и немножечко устали. Но мы знаем — будет солнце, ведь мы дружные ребята! Раз, два, три — занятию конец!". На "три" все поднимают руки с радостным возгласом "Ура!".
Тема 1. Страх
Задачи: создавать условия для идентификации страха невербально и вербально у персонажей, людей и себя; сформировать реакцию поддержки; научиться выражать адекватные способы сообщения о страхе.
Материал: рисунок змеи, фотографии испуганных людей, рисунок краба и дельфина, листья А4, цветные карандаши. Необходимые материалы для печати находятся в Приложение 3.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте, ладошки".
2. Совместная деятельность. Дети собирают разрезанный рисунок «Змея».
3. Беседа. «Кто из вас боится змей?». Каждый ребёнок делится тем, что его пугает (случай из жизни, животное или явление). В конце беседы тренируемся изображать страх с помощью лица и тела.
4. Слушаем сказку «Храбрый крабик» (О.В. Хухлаева), обсуждаем и анализируем историю.
«Храбрый крабик»
Глубоко-глубоко, на самом дне моря, жил маленький крабик. Он жил в домике и всего боялся. Только он осмелится выйти, подплывает большая рыба, и он сразу прячется назад. Над ним все смеялись, и он переживал. Но однажды потерял свою сестренку, и ему пришлось перебороть свой страх и выйти из дома на поиски.
Ползет он по морскому дну, всего боится. Пугается каждого шороха и вдруг видит, как его маленькая сестренка играет с огромной зубастой рыбой. Крабик испугался, что рыба хочет съесть его сестренку, и спрятался в водоросли.
Вдруг кто-то сзади хлопает его по панцирю. Крабик воскликнул от ужаса: «Кто это?».
– Не бойся! Это я! Твоя сестра. Что ты делаешь в водорослях?
– Я испугался той большой рыбы и спрятался. А почему ты с ней играешь? Она же может тебя съесть!
– Не бойся! Это дельфин! Он не ест крабов. Давай завтра поиграем вместе, и ты увидишь, что он добрый.
На следующее утро крабик вместе с сестренкой отправились играть с дельфином. Играли они долго и весело. С тех пор крабик перестал бояться рыб и больше не прячется в свой домик.
Вопросы для обсуждения: Правильно ли сделала сестра, познакомив крабика с дельфином? Как вы думаете, почему крабик раньше боялся больших рыб? Как еще можно было помочь крабику преодолеть свой страх?
5. Упражнение «Мой страх». Детям предлагается нарисовать свой страх на листках с помощью карандашей. Затем этот рисунок разрывается на кусочки ИЛИ помогаем ребёнку придумать способ, чтобы обезопасить себя от этого страха.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 2. Радость
Задачи: создавать условия для идентификации радости невербально и вербально у персонажей, людей и себя; развивать умение разделять радость; научиться адекватно выражать радость.
Материал: фотографии радостных людей, кукла мальчика/девочки и мамы.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Слушаем и анализируем рассказ «Петя идет в цирк!» (А.В. Уханова).
«Мама вошла в комнату Пети и широко улыбнулась: «Какой ты молодец, сынок, — уже прибрался! Возьми деньги и сходи в магазин, купи конфет к чаю. Скоро к нам в гости придут наши друзья, а потом мы вместе пойдем в цирк». «Ура, в цирк!» — закричал Петя и даже подпрыгнул. Лицо его просто сияло. Всю дорогу до магазина он скакал вприпрыжку и напевал на разные лады: «Гости, гости! Цирк, цирк!»».
3. Обсуждение рассказа. Тренируемся изображать эмоцию, рассматриваем фотографии радостных людей.
4. Разыгрываем театральный рассказ, каждый участник меняется местами друг с другом (мама-Петя).
5. Совместная деятельность - игра «Зеркало». Один ребенок — «человек», второй — его «отражение в зеркале». «Человек» медленно делает простые движения (поднимает одну руку, хлопает, кружится, наклоняется, корчит рожицы). «Зеркало» должно максимально точно повторять все его действия. Через 60-90 секунд дети меняются ролями.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 3. Грусть
Задачи: создавать условия для идентификации печали невербально и вербально у персонажей, людей и себя; научиться навыку сопереживания и поддержки; научиться выражать адекватные способы сообщения о грусти.
Материал: грустная игрушка, пластилин, трафареты лиц детей.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Знакомство с темой занятия через гостью Грустинку (грустная игрушка). Обсуждения причин её грусти, как ребята могут ей помочь.
3. Игра-эксперимент «Лекарство». Специалист вместе с детьми ищет лекарство от грусти (объятия, тишина, доброе слово, поплакать, медленное дыхание).
4. Лепим свою грусть с помощью пластилина, затем изменяем её и повторяем те действия, которые могут обрадовать другого человека и/или самого себя.
5. Совместная деятельность – сообща обсуждаем и дорисовываем лица ребят с разными эмоциями (грусть, страх, радость, спокойствие) (Приложение 3).
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 4. Удивление
Задачи: Создавать условия для идентификации удивления невербально и вербально у персонажей, людей и себя; научиться невербально выражать удивление в правильном контексте.
Материал: фотографии удивленных людей, прожектор для показа мультфильма, различные предметы для волшебного мешочка, разрезанный рисунок Чудо-дерево.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Просмотр мини-мультфильма на тему удивления «Чудо-дерево» по стихотворению Корнея Чуковского.
3. Обсуждение мультфильма. Тренируемся изображать эмоцию, рассматриваем фотографии удивленных людей.
4. Играем в «Волшебный мешочек». Специалист предлагает детям поиграть с волшебным мешочком, в котором находятся разные предметы или игрушки. Например, стеклянная фигурка, перо, монета, камень, ластик, бант и т.п. Необходимо собрать такой комплект предметов, чтобы предметы отличались друг от друга материалом, цветом и предназначением. Каждый ребёнок по очереди достаёт из мешочка одну вещь, все участники удивляются, и все вместе отвечаем на вопросы, касающиеся предмета (какого цвета, формы, материала).
5. Совместная деятельность – собираем пазл на основе иллюстрации к мультфильму «Чудо-дерево» (Приложение 6).
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 5. Обида
Задачи: создавать условия для идентификации обиды невербально и вербально у персонажей, людей и себя; сформировать реакцию эмпатии для утешения другого человека.
Материал:
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Беседа. Рассматриваем фотографии обиженных людей (Приложение 7), размышляем о том, что могло их обидеть. Спрашиваем у детей, когда они обижаются и как у них получается мириться.
3. Задание «Нарисуй свою обиду» Каждый участник получает лист бумаги кисти, краски (гуашь или акварель), баночку с водой. Ведущий спрашивает детей: «На что может быть похожа обида?» Он предлагает вспомнить и изобразить свою обиду с помощью пятен и линий — «как рука нарисует» (А.В. Уханова).
4. Процедура «Выброси обиду» Ведущий спрашивает: «Приятная, красивая получилась обида на рисунках? Нужно ли сохранять свои обиды, копить их?» Он предлагает выкинуть свои обиды в мусорное ведро (А.В. Уханова).
5. Продолжение беседы. Обучаем детей мирилкам (выбор мирилки самостоятельный). Дети тренируются просить прощение друг у друга по очереди.
Не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Мячик
Мячик прыгает по кругу!
Мы прощаем всё друг другу!
Между нами уговор:
Дружим мы без драк и ссор!
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем.
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 6. Злость
Задачи: создавать условия для идентификации злости невербально и вербально у персонажей, людей и себя; развивать навык построения причинно-следственной связи; осваивать сенсорные стратегии саморегуляции злости.
Материал: фотографии рассерженных людей, разрезанная картинка рыжего кота, пластилин.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Совместная деятельность. Дети собирают разрезанный рисунок «Рыжего котёнка» (Приложение 8).
3. Слушаем сказку «Рыжик» (Уханова), обсуждаем и анализируем историю.
«В одной сказочной стране жил котенок Рыжик. Однажды он пошел погулять и увидел в траве красивый новый мячик. «Ой! — вскрикнул он от неожиданности, — Какой красивый мячик, интересно, чей он». Котенок посмотрел вокруг и даже заглянул за кусты, но никого не обнаружил. «Мне очень нравится мячик, мур, мур, — промурлыкал котенок. — Пожалуй, я возьму его себе». Рыжик ушел и тут послышался какой-то шум и пыхтение. Появился крокодил. Он бегал, размахивал лапами, хмурил брови, скалил зубы и кричал: «Где мой мячик? Кто посмел взять мой мячик?»
4. Обсуждаем эмоцию злости, когда человек её испытывает и почему. Тренируемся изображать эмоцию, рассматриваем фотографии людей в гневе.
5. Совместная игра – упражнение «Ужин для крокодила». Дети совместно лепят ужин для крокодила, договариваются, кто чем будет его угощать (рыбка, мясо, лягушки).
6. Завершение занятия «Солнышко».
Этап 3. Эмоции в практике
Тема 7. Закрепление материала
Задачи: закрепить и проверить знания детей об эмоциональных состояниях и умения их называть; развивать эмоциональную выразительность и творческий потенциал в передаче эмоций.
Материал: карточки с эмодзи, мемо-эмоции.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Совместная деятельность «Создаем историю». Для игры необходимы маленькие карточки с изображением различных эмодзи (эмоции, предметы, природа) (Приложение 9). На основе карточек дети придумывают историю вместе, а затем рассказывают.
3. «Мемо-эмоции». Необходимо подготовить два одинаковых комплекта с карточками-эмоциями. Дети запоминают расположение одинаковых карточек, затем карточки переворачиваются и они ищут парные. При нахождении каждой пары ребёнок говорит какая эмоция изображена и сам её показывает.
4. Во время игры специалист просит у детей совета. Например, «что мне делать, если человек рядом со мной плачет?». Таким образом, мы формируем общепринятое поведение в момент сильных эмоций.
5. Совместная деятельность – игра «Покажи эмоцию». Дети по очереди показывают эмоцию, а другой участник угадывает. Затем они меняются ролями. Специалист, при затруднение детей, задает наводящие вопросы и помогает.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 8. Вежливость
Задачи: сформировать представление о базовых вежливых словах и действия; тренировать применение вежливых фраз и различных эмоционально окрашенных ситуациях.
Материал: сюжетные иллюстрации для использования вежливых слов.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Угадываем вежливые стишки-загадки (Олеся Емельянова).
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «...»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, ...»
(Здравствуй!)
_________________________________
К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «...»
(До свиданья!)
___________________________________
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «...»
(Извини!)
___________________________________
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «...»
(Спасибо!)
___________________________________
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «...»
(Будь здорова!)
___________________________________
Говорит лиса Матрёна:
— Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!
— Ты, лиса, не жалуйся,
А скажи «...»
(Пожалуйста!)
___________________________________
Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом ...
(Добро пожаловать!)
___________________________________
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите ...»
(вам помочь!)
___________________________________
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это —
Наградили попугаем
И кричали: «...»
(Поздравляем!)
___________________________________
Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «...»
(С добрым утром!)
___________________________________
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «...»
(Добрый день!)
___________________________________
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «...»
(Добрый вечер!)
___________________________________
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку —
Больше он играть не хочет,
Говорит: «...»
(Спокойной ночи!)
___________________________________
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «...»
(Угощайтесь!)
___________________________________
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши ...
(представиться!)
___________________________________
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень жёлуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно ...» (познакомиться!)
3. Беседа о том, зачем нужны вежливые слова и когда мы их говорим.
4. Упражнение «Как вежливо сказать?». Детям показывают различный иллюстративный материал с сюжетом (разбил вазу, друзья прощаются и т.д.) (Приложение 10). Специалист спрашивает, какие слова необходимо говорить в такой ситуации, и какие эмоции чувствует каждый участник в конкретной ситуации (закрепление темы эмоций). При возможности можно составить и проиграть короткий диалог на основе иллюстрации.
5. Совместная деятельность – игра «Вежливая просьба».
Специалист показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 9. Игротерапия
Задачи: способствовать поддержке развитию у детей интереса к игре со сверстниками; развитие социальные и коммуникативных навыков в типичных ситуациях; совершенствование навыков общения.
Материал: мячик, набор парных рисунков предметов.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Игра «Любимое — нелюбимое» (аналогично «съедобному — несъедобному»). Дети сидят в круге на ковре. Ведущий подкатывает каждому по очереди мяч и называет занятия, жи вотных, продукты питания, погоду и т. п., предварительно задав тему. Например: «что я люблю есть», или «мои любимые животные», или «я очень люблю, когда…». Участники должны с радостью поймать мяч или, наоборот, оттолкнуть его, выразив несогласие, неудовольствие (Обычно дети веселятся, игра доставляет им большое удовольствие, особенно, если ведущий периодически подлавливает их, называя что-нибудь по-настоящему неприятное). Игра объединяет группу, снимает напряжение (А.В. Уханова)
3. Игра «Покажи любимое занятие» Дети встают в круг. Они по очереди показывают с помощью жестов свои любимые занятия. Остальные участники отгадывают их (А.В. Уханова).
4. Игра «Получи рукавичку» Ведущий раздает каждому участнику по две рукавички из разных пар (рукавички вырезаны из бумаги и по-разному раскрашены). Задача игроков — как можно быстрее обменяться с другими участниками группы и собрать пару рукавичек с одинаковым рисунком (А.В. Уханова). Данную игру можно адаптировать под время года (осенью - шапочки, весной - цветы). В Приложение 11 представлен набор разных головных уборов. Таким образом, дети не только проявляют свою внимательность, и включаются в игру, но и расширяют свои знания о мире.
5. Игра «Ролевые гримасы». Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям показывать эмоции, но использует различные образы.
Эмоции через образы животных:
Испуг/Страх: "Покажи, как испугался зайчик, когда увидел волка!"
Злость/Агрессия: "Изобрази сердитого медведя, у которого разбудили зимой!"
Радость/Удовольствие: "Будь как добрая кошечка, которую гладят за ушком!"
Грусть/Обида: "Покажи, как грустит собачка, у которой забрали косточку!"
Удивление: "Будь как сова, которая увидела, что ночь стала длиннее!"
Отвращение: "Изобрази ежика, который унюхал несвежее яблочко!"
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 10. Сюжетно-ролевая игра
Задачи: способствовать сплочению группы и развитию интереса детей друг к другу и общему результату; закрепить умение эмоциональной саморегуляции и навыков взаимодействия.
Материал: «волшебные» атрибуты (накидки, шапки, бейджи из бумаги и т.п.), «набор помощника», игрушки, мелодии с разным настроением, красивый конверт для письма.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Подготовка. Введение в игровую ситуацию.
«Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо из Волшебной страны игрушек. У жителей этой страны случилась беда! Они чувствуют такие разные эмоции, что не могу с ними справиться! Им нужна помощь в понимании своих и чужих эмоций. Мы поможем им, ребята?»
После вступительной части дети выбирают себе «волшебные» атрибуты. Вместе со специалистом участники вспоминают, какие бывают эмоции и чувства, как они выражаются.
«Набор помощника» включает в себя вещи, которые можно использовать, чтобы утешить или обрадовать. Например, мягкий кусочек ткани, носовой платок, яркий рисунок, воздушный шарик, медаль за храбрость и т.д.
3. Основная часть. Появление игрушек.
Специалист берет игрушку и рассказывает, что с ней случилось («прислушивается» к игрушке). Например, медвежонок Миша горько плачет, потому что он потерял свою любимую машинку. «Ребята, как вы думаете, какое у него сейчас чувство? Как мы можем ему помочь?» Дети предлагают разные варианты помощи, а также используют атрибуты из «набора помощника». Дополнительные ситуации: счастливый зайчик идёт на день рождение к белочке, мышка боится переходить ручеек, у лисенка сломалась башенка из кубиков, ёжик поругался со своим лучшим другом.
4. Развитие сюжета. «Пункт помощи чувствам».
Дети делятся на две команды – помощники и пациенты. Пациент (или ребенок берет игрушку и придумывает ее проблему) делится своей недавней проблемой (например, утром ему сломали домик из подушек), а помощники помогают ему.
5. Рефлексия занятия. Итог.
«Ребята, вы сегодня были настоящими Волшебными Помощниками! Давайте вспомним, кому мы сегодня помогли? Что мы для них делали? Какое чувство вам больше всего запомнилось? А когда вам самим было приятно и радостно помогать?»
Необходимо похвалить детей и акцентировать внимание на важности помощи и сочувствия.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 11. Симуляция ситуаций
Задачи: содействовать в развитии навыка рефлексии о ситуациях и своих чувствах; развитие креативности в контакте, в разговоре.
Материал: фишки.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Совместная деятельность, игра «Эмоциональные животные». Специалист предлагает ребятам вместе изобразить различных животных: веселый заяц, сердитый медведь, грустный ежик, удивленная белка, испуганная лиса. Стоит добавить не только мимику, но и телодвижения животных в конкретном настроении.
3. «Что делать, когда трудно» (А. В. Уханова). Ведущий показывает карточки и озвучивает для детей ситуации из детского варианта фрустрационного теста Розенцвейга (или иные «трудные» коммуникативные ситуации). Дети называют возможные варианты поведения в этих ситуациях. Ведущий поощряет продуцирование как можно большего количества вариантов выхода из ситуации, не стараясь их оценить. За каждый ответ он дает игроку фишку. В конце участники считают, кто сколько фишек накопил — кто «наимудрейший».
4. Беседа. Специалист проговаривает с детьми ситуации, которые они обсудили во время занятия, делая акцент на эмпатии и помощи другим людям.
5. Игра «Иванушка-Дурачок» (Клаус Фопель).
Инструкция: Кто из вас хотя бы однажды оказывался в такой ситуации, когда другие дети не хотели с ним играть? Кого из вас когда-нибудь обижал друг, ответив на вашу просьбу: "Мне сейчас некогда"?
Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что другие не хотят с нами общаться. В таких случаях нам может помочь наша фантазия. С ее помощью мы можем сохранить хорошее отношение к самим себе. И я сейчас покажу вам, как это можно сделать.
Сядь, пожалуйста, поудобнее и закрой глаза. Представь себе, что ты подходишь к группе играющих детей, чтобы попроситься поиграть с ними. А эти дети кричат тебе: "Уходи, дурачок, отсюда!" Тогда ты принимаешь решение поймать этих ребят на слове. Представь себе, как маленький Иванушка-дурачок из сказки постепенно становится веселым и сильным добрым молодцем. Ты можешь представить себе Иванушку-дурачка из сказки про Василису Прекрасную, про Серого волка или из сказки про Конька-горбунка. Представь себе, что дети продолжают играть между собой, повернувшись к тебе спиной. Пусть твой Иванушка-дурачок становится все больше, сильнее и могущественнее. На нем появляются настоящие богатырские доспехи, на которых огромными золотыми буквами написано твое имя.
Теперь ты можешь увидеть, как дети поворачиваются к тебе и застывают в сильном изумлении и легком испуге, ведь "маленький дурачок" превратился в такого большого и бравого молодца. Это настоящий богатырь, самый большой из тех, кого они когда-либо видели в своей жизни. И теперь представь себе, что этот богатырь и есть ты. И ты можешь произвести на детей еще большее впечатление, превратив свои доспехи в золотые. Послушай, как громко восхищаются дети: "Ах! Ох! Вот это да!" Они подходят и спрашивают: "А можно к тебе прикоснуться? А можно потрогать твой меч-кладенец? А можно поиграть с тобой?" И ты понимаешь при этом, что они восхищаются тобой и мечтают просто постоять рядом с тобой. (15 секунд.)
А теперь ты снова можешь стать самим собой и надолго сохранить в своей памяти образ этого богатыря — Иванушки-дурачка. Постарайся почувствовать удовлетворение от того, что тебе, в конце концов, удалось получить признание и интерес. Скажи самому себе: "Я важный и интересный человек!"
Анализ упражнения, специалист спрашивает у ребят: Можешь ли ты представить себя в образе прекрасного Иванушки-дурачка в золотых доспехах и с мечом-кладенцом? Как ты чувствуешь себя, когда окружающие восхищаются тобой? Почему так важно хорошо думать о самом себе? Что означает быть чутким и внимательным к другому человеку? Что значит "хорошо думать о самом себе"?
6. Завершение занятия «Солнышко».
Тема 12. Игротерапия на повторение
Задачи: закрепить и проверить знания детей об эмоциональных состояниях и умения их называть; способствовать поддержке развитию у детей интереса к игре со сверстниками.
Алгоритм занятия.
1. Приветствие "Здравствуйте ладошки".
2. Игра «Ролевые гримасы». Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям показывать эмоции, но использует различные образы.
Эмоции через состояния природы и предметы:
Злость: "Будь как гроза!"
Радость: "Покажи, как яркое солнышко!"
Грусть: "Изобрази грустный осенний дождик!"
Испуг: "Будь как дерево во время урагана!"
Удивление: "Покажи, как фейерверк!"
3. Игра «Затейники». Дети становятся в круг и берутся за руки. Водящий, которого выбрали, стоит в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова: «Ровным кругом, друг за другом. Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!» Водящий выполняет любые движения, а дети должны повторить «как в зеркале» все движения. Водящий выбирает следующего водящего и встает в круг.
4. Игра «У кого есть…». Специалист называет разные признаки. Если признак подходит к ребенку, то он садится на корточки, а если не подходит – продолжает стоять. Перед вторым признаком все дети поднимаются на ноги. Примеры признаков: синяя кофта, светлые волосы, у кого есть бантик, у кого есть кошка, кто любит мороженое, кто съел всю кашу и т.д.
5. Беседа. Специалист подводит итог всех занятий, вместе с ребятами вспоминает все выученные эмоции. Необходимо напомнить детям о сочувствии к другим людям, как можно помочь человеку, когда ему грустно и как можно порадоваться за человека.
6. Завершение занятия «Солнышко».
Рекомендации по проведению занятий
При работе с детьми с ментальными нарушениями и при проведении диагностик сформировалось несколько выводов:
1. Для удержания внимания и сосредоточенности ребёнка необходимо использовать вспомогательный материал (картинки) как при диагностике (картинки-ситуации), так и при использовании метода сказкотерапии (изображение главных героев).
2. Переключение деятельности – это один из важнейших фактора успеха занятия. Дети не способны долгое время удерживать своё внимание на одном деле, однако, если прибавить к заданию «вау-эффект», то сосредоточенность детей будет максимальной длительное время. В нашем случае я использовала мешочек с необходимыми предметами, которые дети доставали по очереди и выполняли необходимые упражнения.
3. В начале коррекционно-развивающих занятий рациональнее брать в работу пару или тройку детей, чтобы была возможность отслеживать поведение каждого ребёнка и сразу же его корректировать. Затем, когда возникнет слаженность работы и понимания каждого ребёнка, можно брать в работу небольшими подгруппами и целой группой.
4. С детьми, которые имеют сильные поведенческие отклонения, рациональнее заниматься индивидуально, а затем постепенно вводить их в парные и групповые занятия. В качестве методов с такими детьми можно использовать элементы АВА: составление договора перед началом занятия, использование поощрения и т.д.
5. Не только дети с ментальными нарушениями имеют проблемы в коммуникации, однако коррекция таких детей отличается от нормотипичных сверстников. Во-первых, необходимо произносить чёткие и короткие инструкции для выполнения задания; во-вторых, для успешного занятия необходимо соблюдать переключение деятельности и использование иллюстраций; в-третьих, частое повторение материала необходимо для запоминания информации, а также её практического использования.
6. У детей может быть не сформировано уважительное отношение к старшим, они могут использовать в свои речи слова, которые предназначаются своим сверстникам, а не взрослому человек. Например, ребёнок может начать вырывать материал из рук и требовать «дай», здороваться «привет» и обращаться на «ты». Данные моменты нельзя пропускать и также педагог поправляет детей и говорит, как правильно обращаться к взрослому человеку.
7. При работе с детьми выяснилось, что они могут распознать эмоцию по картинке, но не могут изобразить её на своём лице. Из этого следует необходимость включить в коррекционно-развивающую программу блок, посвященный определению эмоций и их распознаванию.
8. При коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование коммуникативных навыков, полезно и необходимо включать элементы занятий, посвящённых учебных навыкам (название формы, материала, явлений природы/времени года и т.д.)
Приложение 1. Стимульный материал методики «Картинки» для мальчиков
Приложение 2. Стимульный материал методики «Картинки» для девочек
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя -логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа...

Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...
Мастер-класс: «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ментальными нарушениями (театральные мини - сказки)»
Мини-сказка для детей с ОВЗ с элементами театрализованной деятельности. ( по мотивам русской народной сказки «Колобок») Цель: развивать творческий потенциал детей с ОВЗ, со...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы педагога психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Авторская рабочая программа...

«Современные подходы в организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Современное образование в соответствии с ФГОС гарантирует доступность и равную возможность получения полноценного образования детям с ТНР. В последнее время отмечается тенденция в увеличении количеств...