Практические рекомендации педагогам по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
материал по коррекционной педагогике
Практические рекомендации педагогам по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации педагогам по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
- Введите знаковую систему оценивания. Вознаграждайте за хорошее поведение и успехи. Не скупитесь на похвалу, если ребенок успешно справился даже с небольшим заданием. Поощрение может выражаться в выдаче жетонов за хорошее поведение, которые он может менять на "награды": право идти на прогулку в первой паре, за руку с педагогом, дежурить во время обеда и др.
- Устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
- В комнате для занятий желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Время занятий должно быть постоянным, т. к. такие дети часто забывают расписание.
- Поэтапно включайте гиперактивного ребенка в коллективную деятельность: сначала работа должна быть индивидуальной, затем в малых группах, а потом в большом коллективе.
- Определите оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре комнаты, напротив педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.
- Направляйте лишнюю энергию гиперактивного ребенка в полезное русло - во время занятия попросите его убрать пособия, собрать рисунки и т. д.
- Предъявляйте четкие и краткие инструкции (не более 10 слов).
- Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
- На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
- Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать слабые функции за счет сильных.
- Сохраняйте спокойствие в любой ситуации, не позволяйте ребенку манипулировать вами.
- Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях образовательного учреждения и в коллективе сверстников, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Игры
Чтобы помочь малышу стать более усидчивым, самоорганизованным и внимательным, можно использовать специальные игры для детей с СДВГ дошкольного возраста и школьников. Они также помогут улучшить память и внимание.
«Лови – не лови»
Так, для развития последнего, можно поиграть в «Лови – не лови». Суть заключается в том, что вы будете кидать ребенку мяч, попеременно меняя инструкцию, с требованием ловить его или нет. Причем для команды, нужно определить обозначающую категорию слов. Например, если мяч нужно будет словить, то бросающий называет предмет, который относиться к овощам. Если нет, то ребенок должен отбить мяч.
«Давай поздороваемся»
Научиться работать в коллективе, согласовать свои действия с остальными, и при этом правильно следовать инструкциям, можно при помощи игры «Давай поздороваемся». Для этого детям нужно хаотично передвигаться по помещению, здороваться с каждым, кто будет встречаться на их пути. Делать это следует следующим образом:
1 хлопок педагога или психолога – дети пожимают руки;
2 хлопка – нужно соприкоснуться плечами;
3 хлопка – здороваться следует соприкосновением спинок.
Такое упражнение также усиливается за счет тактильного контакта, который очень полезен для детей с СДВГ. Для большей эффективности, можно запретить разговаривать во время выполнения полностью.
«Волшебный клубочек»
Для развития саморегуляции, можно использовать игру «Клубочек». Для этого дайте малышу клубок ниток, желательно яркой пряжи. И скажите, что как только он начнет его сматывать, волнения, страхи и обиды начнут становиться все меньше и меньше, после чего совсем пропадут. Проводить игру стоит тогда, когда ребенок на грани срыва. Сделайте из этого своеобразный ритуал. Тогда малыш сам станет просить «волшебный клубочек», когда будет чувствовать, что его переполняют эмоции.
«Зверек»
Для снятия напряжения, мышечных зажимов и тревоги, можно поиграть в «Зверька». Подготовьте для этого предметы разных размеров и конфигурации. Например, стеклянные бусы, кусочек меха, кисточку для рисования и т.п. Потом попросите ребенка оголить руку до локтя, и отгадывать, какой же зверек (предмет), сейчас бегает по ней. Проводите предметом по ладони, пальчикам. Можно также и по щечке, колену и т.д.
«Упражнения за партой»
Также стоит выделить игры, которые проводятся во время обычных занятий. Именно они помогают высидеть малышу урок. Игры для детей школьников с СДВГ проводятся даже за партой. Их цель снять напряжение, ненадолго сменить вид деятельности. По своей сути они просты, но при этом эффективны.
Дайте инструкцию поставить пальчики обеих рук на одной стороне парты. После команды нужно будет как можно быстрее «добежать» пальцами до другого края. Такое упражнение снимает психическое напряжение и развивает моторику рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословным и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игру...
Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

Рекомендации для воспитателей и педагогов при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
На сегоднейший день все больше и больше детей ставят диагноз синдрома дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивность. Родители часто находясь на работе и зарабатывая на жизнь часто забва...

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?...
Психолого- педагогические аспекты работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Что такое гиперактивность, что такое СДВГ? У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек? Причины. Приемы работы....

Методическая разработка по теме: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» «Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра»
Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр из фетра...

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью....
