Авторские способы постановки звуков (Волкова Л.С.)
презентация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лариса Степановна Волкова (30 мая 1930 — 11 августа 2004) — советский и российский учёный-логопед и организатор высшего дефектологического образования . Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (1994). Автор и редактор первого в СССР фундаментального учебника по логопедии. С 1999 года преподавала в Ленинградском государственном областном университете и на дефектологическом факультете МГОПУ им. М. А. Шолохова. С 2003 года — в Московском социально-гуманитарном институте.
Способы постановки свистящих При губно-зубном сигматизме важно снять губную артикуляцию: можно демонстрировать правильную позу губ или использовать механическую помощь. Для активации [ с ] ребенку можно предложить улыбнуться, оттянуть уголки рта, чтобы виднелись зубы, и подуть на кончик языка для создания свистящего звука. Постановка свистящих звуков начинается с глухого твердого [ с ] .
При межзубном сигматизме также можно применять описанные выше методы, избегая ассоциаций с неправильным звуком. Рекомендуется произносить слог с сжатыми зубами и удлинить согласный, опуская челюсть на гласном. Боковой сигматизм требует активации мышц боковых краев языка для соприкосновения с боковыми зубами. Используется двухэтапный метод: сначала вызывается межзубное произношение, затем происходит переход к зазубному положению.
Звук [ ц ] ставится от [ с ] с опущенным кончиком языка у нижних резцов и передней частью спинки языка, прижатой к верхним резцам. Ребенок произносит [ т ] с сильным выдохом, что помогает создать протяженный шум. Затем необходимо сблизить язык с зубами и вновь произнести [ атс ] с акцентом на переходе от [ а ] к [ тс ] .
Способы постановки шипящих Сначала ставится звук [ ш ] , а затем на его базе ставятся остальные звуки группы шипящих Постановка звука [ ш ] осуществляется рядом приемов: 1. Ребенок несколько раз произносит слог са и во время его произнесения плавно поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. В момент появления шипящего шума, акустически соответствующего нормативному [ ш ] , логопед фиксирует внимание ребенка на этой позе с помощью зеркала.
2 . Механический способ. Ребенок произносит несколько раз слог са . И логопед вводит под язык зонд №5. С его помощью переводит язык в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормального звука [ ш ] . После нескольких тренировок логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет может ли он самостоятельно повторить.
3 . При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша , а при громком — жа . Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.
Для постановки звука [ щ ] можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си , си . Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Если правильно произносится звук [ ч ] , то от него легко получить звук [ щ ] , протянув завершающий звук [ ч ] фрикативный элемент. Слышится долгий звук [ щ ] , который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.
Звук [ ч ] можно поставить от мягкого [ т ’] , произносимого в прямом слоге или обратном. Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 слегка отодвигает назад кончик языка . Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук [ ч ] легче вызывается в обратных слогах.
Способы постановки [ л ], [ л ’] 1. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа . При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции. Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла .
2. Используя в качестве базового звука мягкий [ л‘ ] , попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд Nº 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз — вправо или влево и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля . В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [ л ] .
Способы постановки [ р ], [ р ’] Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд , ддд , с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд , тд . Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха и минимальной щелью между передним краем языка и деснами. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.
Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза . В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р, нормальной протяженности, без избыточного раската.
Способы постановки заднеязычных Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та , в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя , потом кя , а вслед за ним ка . Так же ставится звук [ г ] от слога да , но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся , вслед за ним хя и наконец ха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...

Способы постановки звука [ Р].
Материал полезен молодым учителям-логопедам, студентам. Описаны разные способы постановки указанного звука. Многие упражнения проводятся в игровой форме....

14 способов постановки звука Р.
Материал полезен учителям-логопедам. Описаны разные способы подготовки языка к постановке вибрантов....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.
Для многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...

