Графический диктант для детей: суть, польза и методика проведения.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Графический диктант для дошкольников - полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду и дома. Графический диктант - эффективный инструмент для комплексного развития дошкольника. Регулярные занятия (1–2 раза в неделю) подготовят ребёнка к школе и сделают процесс обучения письму более лёгким.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 391.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Графический диктант
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет. Специальные тетради Шевелёва развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы: координация движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкая моторика; орфографическая зоркость.
Уважаемые коллеги! Я познакомлю вас с этапами проведения графического диктанта.
1 этап.
Перед каждым занятием необходимо обязательно поговорить с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Показать им, где право, где лево, где верх, где низ. Обратить внимание на то, что у каждого человека есть правая и левая сторона.
Объяснить, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот. Левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить детей ориентироваться на листе бумаги. Показать им, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.
Обычно, первые занятия в детском саду следует начинать с того, что предложить ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Надо научить детей пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить ее стороны и углы. К. Шевелев советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.
2 этап.
Второй этап – воспроизведение простых графических узоров (зрительный диктант).
На этом этапе детям предлагаются задания: «Дорисуй узор», «Нарисуй такой же узор», «Рисование узора под диктовку», «Нарисуй фигуру по точкам».
3 этап (слуховой диктант).
На третьем этапе дети выполняют сложные графические изображения и повторяют их выполнение под диктовку.
Сначала необходимо объяснить им обозначения направления движения (со стрелочкой). Затем можно переходить к выполнению заданий под диктовку.
Для образца вам по рядам пущены книги с образцами графических диктантов, которые можно использовать в работе со старшими дошкольниками.
4 этап.
На четвертом этапе дети учатся самостоятельно выполнять задания, которые связаны с дополнением части изображения до целого: симметричного и ассиметричного рисунка.
Для старших дошкольников для развития логического мышления, памяти и внимания можно дать диктанты посложнее.
Можно предложить ребенку зашифровать рисунок, т.е. сделать обратную работу – не нарисовать под диктовку, а по рисунку составить задание для графического диктанта.
Можно предложить детям сначала зашифровывать, а потом рисовать рисунок, опираясь на составленный шифр самим или поменявшись с другом.
Для этого можно использовать два бланка: первый бланк – зашифруй рисунок, второй бланк – расшифруй рисунок.
Также, можно закрепить полученные умения и предложить ребятам повторить рисунок. Для этого можно использовать третий бланк – повтори рисунок.
- Я думаю, с диктантом под диктовку все из вас справятся. А мы сейчас с вами попробуем зашифровать рисунок. Желающие выходят и садятся за столы. Перед вами лежат различные рисунки. Попробуйте, начиная от точки, составить схему данных рисунков.
Полезные советы.
- Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
- Не перегружайте детей сложными схемами с самого начала. Должно пройти время, прежде чем дошкольник прочно усвоит новые понятия. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
- Сложно даются детям наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ. На первых этапах можно разрешить пользоваться линейкой для того, чтобы объяснить ребенку, как правильно ее прокладывать.
- Детям с гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, распечатывать схемы для дополнительных упражнений дома.
- Радуйтесь любому положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старание.
- Делайте переменку. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения, скороговорки, выполняйте пальчиковую гимнастику, проведите физминутку.
Материал подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические диктанты для детей 6-7 лет.
Графические диктанты помогают в формирование у детей глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной коор...
Графические диктанты для детей 5-7 лет
Увлекательное и полезное занятие для детей старшего дошкольного возраста.Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственно...

Графические диктанты для детей 6-7 лет
Консультация подготовлена с целью углубить знания педагогов по математике и содействовать умению применять их в повседневной жизни наряду с занятиями....

Графические диктанты для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Данный материал включает рекомендации для педагогов и родителей по проведению графических диктантов с детьми 5-10 лет и образцы схем-изображений. Рисование по клеточкам – очень увлекательн...

Методика проведения графических диктантов для детей старшего дошкольного возраста
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографи...

Статья на тему: "Польза графического диктанта для детей дошкольного возраста"
В статье рассмотрены примеры графических диктантов, их польза для детей дошкольного возраста. и дидактические принципы применения этих диктантов в системы образования....







