Графический диктант для детей: суть, польза и методика проведения.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Графический диктант для дошкольников - полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду и дома. Графический диктант - эффективный инструмент для комплексного развития дошкольника. Регулярные занятия (1–2 раза в неделю) подготовят ребёнка к школе и сделают процесс обучения письму более лёгким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyafilippova.docx391.66 КБ

Предварительный просмотр:

Графический диктант

Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет. Специальные тетради Шевелёва развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы: координация движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкая моторика; орфографическая зоркость.

Уважаемые коллеги! Я познакомлю вас с этапами проведения графического диктанта.

1 этап.

Перед каждым занятием необходимо обязательно поговорить с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Показать им, где право, где лево, где верх, где низ. Обратить внимание на то, что у каждого человека есть правая и левая сторона.

         Объяснить, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот. Левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

         После этого можно открывать тетрадь и учить детей ориентироваться на листе бумаги. Показать им, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ.

Обычно, первые занятия в детском саду следует начинать с того, что предложить ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Надо научить детей пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить ее стороны и углы. К. Шевелев советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки.

2 этап.

         Второй этап – воспроизведение простых графических узоров (зрительный диктант).

         На этом этапе детям предлагаются задания: «Дорисуй узор», «Нарисуй такой же узор», «Рисование узора под диктовку», «Нарисуй фигуру по точкам».

416245_284__155.png

3 этап (слуховой диктант).

          На третьем этапе дети выполняют сложные графические изображения и повторяют их выполнение под диктовку.

          Сначала необходимо объяснить им обозначения направления движения (со стрелочкой). Затем можно переходить к выполнению заданий под диктовку.

Для образца вам по рядам пущены книги с образцами графических диктантов, которые можно использовать в работе со старшими дошкольниками.

4 этап.

На четвертом этапе дети учатся самостоятельно выполнять задания, которые связаны с дополнением части изображения до целого: симметричного и ассиметричного рисунка.

poi-2.jpg                    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca4/000e3d73-8da71260/1/hello_html_m70f34c91.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca4/000e3d73-8da71260/1/hello_html_m70f34c91.jpg

Для старших дошкольников для развития логического мышления, памяти и внимания можно дать диктанты посложнее.

Можно предложить ребенку зашифровать рисунок, т.е. сделать обратную работу – не нарисовать под диктовку, а по рисунку составить задание для графического диктанта.

Можно предложить детям сначала зашифровывать, а потом рисовать рисунок, опираясь на составленный шифр самим или поменявшись с другом.

Для этого можно использовать два бланка: первый бланк – зашифруй рисунок, второй бланк – расшифруй рисунок.

Также, можно закрепить полученные умения и предложить ребятам повторить рисунок. Для этого можно использовать третий бланк – повтори рисунок.

grafi4eskii_diktant_nataliigromaster_01.jpg          grafi4eskii_diktant_nataliigromaster_03.jpg

- Я думаю, с диктантом под диктовку все из вас справятся. А мы сейчас с вами попробуем зашифровать рисунок. Желающие выходят и садятся за столы. Перед вами лежат различные рисунки. Попробуйте, начиная от точки, составить схему данных рисунков.

Полезные советы.

  1. Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
  2. Не перегружайте детей сложными схемами с самого начала. Должно пройти время, прежде чем дошкольник прочно усвоит новые понятия. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
  3. Сложно даются детям наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ. На первых этапах можно разрешить пользоваться линейкой для того, чтобы объяснить ребенку, как правильно ее прокладывать.
  4. Детям с гиперактивностью, рассеянным вниманием, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, распечатывать схемы для дополнительных упражнений дома.
  5. Радуйтесь любому положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старание.
  6. Делайте переменку. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения, скороговорки, выполняйте пальчиковую гимнастику, проведите физминутку.

http://1.bp.blogspot.com/-lywQyA6lHLE/Uw5VDL3QKLI/AAAAAAAAIik/30fhtdXUen4/s1600/grafi4eskii_diktant_nataliigromaster_38.JPGhttps://myunikum.ru/images/wp-content/uploads/2020/03/graficheskie-risunki-po-kletochkam-79.jpg

Материал подготовил педагог-психолог Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические диктанты для детей 6-7 лет.

Графические диктанты помогают в формирование у детей  глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной коор...

Графические диктанты для детей 5-7 лет

Увлекательное и полезное занятие для детей старшего дошкольного возраста.Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственно...

Графические диктанты для детей 6-7 лет

Консультация подготовлена с целью углубить знания педагогов по математике и содействовать умению применять их в повседневной жизни наряду с занятиями....

Графические диктанты для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данный материал включает рекомендации для педагогов и родителей по проведению графических диктантов  с детьми 5-10 лет и образцы схем-изображений. Рисование по клеточкам – очень увлекательн...

Методика проведения графических диктантов для детей старшего дошкольного возраста

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографи...

Статья на тему: "Польза графического диктанта для детей дошкольного возраста"

В статье рассмотрены примеры графических диктантов, их польза для детей дошкольного возраста. и дидактические принципы применения этих диктантов в системы образования....