ИОМ ребенка с ТНР (младший возраст)
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

Прайс Елена Анатольевна

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ТНР (младший возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_rebenka_s_tnr.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Согласовано:                                                                    Утверждено:

Родитель ___________  /___________                              Заведующий  МБДОУ  №47

Дата _________г                                                                  ____________ Бабушкина Е.А.

Принято:                                                                                Приказ №   _____ от_______

на заседании ППк

Протокол  №           от

Председатель ППк  Мерк Е.Ф./  _____          

Дата  _______  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ребенка с ОВЗ

                     

                                                     2022г.

Разработан:        

Болганюк А.В.,  учитель-логопед

Шмонова Я.К., музыкальный руководитель                                            

Прайс Е.А,  воспитатель

Ведущий специалист: Болганюк А.В.

                                    учитель-логопед

        .

                                                    г. Канск   2025г.

I. Общие сведения о ребенке ОВЗ

       По результатам психолого - медико-педагогического обследования (Протокол обследования ребенка № 2/52-24-К(1) от 08.10.2024 г.  Даниленко Артём Артёмович имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и  является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано обучение по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

 По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя, которые проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, выполняют рекомендации педагогов, принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно с 1 февраля 2024г., пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.

... любит играть с машинками, с удовольствием включается  в подвижные игры. На контакт с детьми и взрослыми идет охотно. Проявляет интерес к игровым действиям других детей. Знает правила поведения, но не всегда применяет их. На занятиях интерес не продолжительный, требуется мотивация.

Речь у ребенка невнятная, темп ускоренный. Нарушения в произношении заднеязычных, свистящих, шипящих, соноры отсутствуют.

Цель:

создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи:

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать желание самостоятельно подбирать атрибуты для игры и игрушки, использовать предметы-заместители;
  • учить коллективным играм;
  • способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
  • формировать предметно-практические действия. 

Познавательное развитие:

  • развивать  концентрацию внимания, наблюдательность, память и мышление;
  • формировать умение различать предметы по форме и называть их;
  • способствовать пониманию пространственных отношений;
  • учить узнавать на картинках, в игрушках животных и их детенышей, и называть их;
  • формировать представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Речевое развитие:

Речевое развитие

  • расширять запас слов, обозначающих людей, предметы, объекты природы, их  части, качества, действия с ними в соответствии с назначением, понимание обобщающих слов;
  • развивать звуковую и интонационную культуру, фонематического слуха, правильного дыхания, звукопроизношения, слухового внимания, моторики речевого аппарата;
  • учить правильно применять и говорить слова прилагательные и существительные в роде, падеже, употребление существительных с предлогами;
  • формировать умения вслушиваться  в звучание слова;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • формировать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обводя их рукой по контуру;
  • учить рисовать разные линии, правильно держать карандаш и кисть;
  • формировать умение выполнять простейшие приемы лепки: ощипывание, раскатывание между ладонями;
  • развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.

Музыкальное развитие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера;
  • развивать желание подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
  • формировать умение передавать образы ( зайка прыгает, птичка летает и т.д.)
  • отрабатывать навыки игры в ансамбле.

Физическое развитие:

  • приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
  • развивать стремление играть в подвижные игры с простейшими правилами;
  • приучать действовать сообща с другими детьми, менять направление и характер движения в соответствии с указанием педагога.

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения. 

Принципы:

  • Принцип систематичности;
  • Принцип активности и самостоятельности;
  • Принцип  линейности и концентричности,
  • Принцип дозированности объёма изучаемого материала;
  • Принцип ориентации на возможности ребенка;
  • Принцип инвариантности;
  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности

работы «команды»  специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;

Методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Игровой
  • Наглядный

Формы работы:

  • НОД;
  • Утренняя гимнастика;
  • Индивидуальная и подгрупповая работа;
  • Праздники, развлечения.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.

Особенности развития:

С Артёмом  занимаются как в группе, так и индивидуально. Во время занятий требуется направляющая помощь педагога  при выполнении  заданий. Не всегда доводит начатое  дело до конца. Артём проявляет интерес  к окружающему миру.

В речевом развитии при выполнении артикуляционных упражнений есть затруднения в позициях: чашечка, грибочек. Переключение губ и языка с одной знакомой артикуляционной позы на другую затруднений не вызывает. Пассивный словарь соответствует возрасту. Речь невнятная, эмоционально окрашенная. Наблюдаются замены, искажения, пропуски в звукопроизношении.

Этапы

Деятельность специалистов

Деят-ть ребенка

Деят-ть родителей

Сроки

1.Организационный

-Изучение и анализ

мед.карты ребенка;

-Анализ рекомендаций специалистов и педагогов;

-Проведение мониторинга;

- Разработка ИОМ;

-Консультации для родителей.

Участие в мониторинге

Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование)

Участие в консультациях

Сентябрь

октябрь

2.Практический

ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.)

Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию.

Использование пальчиковых игр, дыхательных  упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха, простых нейрупражнений.

Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем   дома.

Мастер- класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения.

Праздники и развлечения совместно с родителями

Систематическое использование упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, а также умений использовать обобщенные способы исследования объектов окружающей жизни с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Использование попевок, хорового и индивидуального пения, музыкально-ритмических движений. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д.

Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом.

Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой

работе;

Разучивание пальчиковой гимнастики, простых нейроупражнений.

Участие в различных видах игр.

Участие в праздниках и развлечениях, а также в различных видах музыкальных игр – подвижных и дидактических.

Участие в инд.беседах  по вопросам коррекционной работы

дома

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком.

Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком.

Октябрь- апрель

3.Заключительный

Проведение мониторинга;

Анализ речевого развития ребёнка,

коммуникативных качеств

на конец учебного года;

Обобщение опыта работы

по составлению и организации ИОМ

Участие ребенка в мониторинге

Ознакомление с результатами мониторинга

Май

Создание   развивающей  среды.

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Социально-бытовые условия

Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие  оборудованного пространства  дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света).

- не допускается на окнах использование темных штор

Создание сенсорно-обогащенной среды.

Зрительные

Звуковые

Обон-ные

Тактильные

Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия

-Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окр. мире.

- Бытовые запахи для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

- Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Специально структурированная информация

- алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию;

- таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра;

- таблицы по лексическим темам;

- детская художественная литература ;

- игрушки для обыгрывания стихов, потешек;

- детская художественная литература;

- уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками.

Игровые пособия по развитию  зрительно-моторной координации

Учебно-дидактическое обеспечение

- Натуральные объекты, игрушки.

Набор геометрических фигур.

Мелкие предметы (пирамидки, матрёшки).

Мозаика.

Конструктор «Лего» с крупными деталями.

Кольцебросы, игра «Городки» и др. игры на развитие мелкой и крупной моторики.

-Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки)

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например: Су-джок)

- Шнуровка (мягкий конструктор, деревянный конструктор).

- Раскраски и дидактические игры по лексическим темам;

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Направление работы (специалист)

Продолжительность занятий (мин)

Количество занятий в неделю

Форма проведения занятий

(индивидуальная, групповая)

Используемые программы  

Ф.И.О специалиста

Педагогическая помощь (воспитатель)

15

2

индивидуальная, групповая

АОП ДО для обучающихся с ОВЗ;

Н.В. Нищева

«Образовательная программа логопедической работы для детей с ТНР»

Суханова Т.В.

Прайс Е.А.

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

15

2

индивидуальная, групповая

АОП ДО для обучающихся с ОВЗ

Н. В. Нищева «Образовательная программа логопедической работы для детей с ТНР»

Болганюк А.В.

Музыкальная деятельность

(музыкальный руководитель)

20

2

индивидуальная, групповая

АОП ДО для обучающихся с ОВЗ

Шмонова Я.К.

Физическое развитие

(инструктор по физ.воспитанию)

20

2

Индивидуальная, групповая

АОП ДО для обучающихся с ОВЗ

Пшеничникова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии ребенка младшего возраста

Статья о влиянии дидактической игрушки на развитие ребенка младшего возраста...

Консультация для родителей на тему: «Формируем у ребенка правильную речь» (младший возраст).

Материал содержит перечень возможных  нарушений речи, на которые родителям следует обратить внимание, и конкретные советы по их устранению в форме игр и заданий....

Консультация для родителей детей младшего возраста "Влияние музыкального искусства на всестороннее развитие ребенка младшего возраста".

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним ...

«Организация совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в группе младшего возраста с использованием лэпбука «Домашние животные»

Создать условия для развития связной речи у детей. Закрепить представление о домашних животных, развивать логическое мышление, творческое воображение, инициативность и самостоятельность, воспитывать л...

Консультация для родителей: «Что делать, если ребенок часто болеет?» (младший возраст)

Консультация для родителей:  «Что делать, если ребенок часто болеет?»  (младший возраст)...

Конспект занятия Совместная индивидуальная коррекционная деятельность с ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии (безречевой ребенок) «Настольный театр «Репка»

Конспект занятияСовместная индивидуальная коррекционная деятельностьс ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии(безречевой ребенок)«Настольный театр «Репка»С использованием...