ИОМ ребенка с ТНР (старший возраст)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прайс Елена Анатольевна

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_rebenka_s_tnr_2.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

Согласовано:                                                                    Утверждено:

Родитель ___________  /___________                              Заведующий  МБДОУ №47

Дата _________г                                                                  ____________ Бабушкина Е.А.

Принято:                                                                                Приказ  от          №   _____

на заседании ППк

Протокол № от

Председатель ППк _____________/ ________

Дата  _______  

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ребенка с ОВЗ

Ковальчук Вероника Алексеевна

02.10.2020г.

Разработан:        

Болганюк А.В.,  учитель-логопед

Протопопова Е.В.,  педагог-психолог                                            

Прайс Е.А..,  воспитатель

Шмонова Я.К.,  музыкальный руководитель

Ведущий специалист: Болганюк А.В.,  учитель-логопед

        .

                                                            г. Канск  2025г.

I. Общие сведения о ребенке ОВЗ

По Заключению психолого– медико- педагогической комиссии, Протокол обследования ребенка № 46/5(1)от 19.06.2025 г., Ковальчук Вероника имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и  является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано обучение по Адаптированной  образовательной программе  дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

 Вероника   посещает детский сад с 24.09.2023г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту.

Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.

 Любит  играть мелкими игрушками, собирать пазлы, в сюжетно – ролевые  и подвижные игры,  правила игры   принимает и выполняет.

Знает правила поведения, применяет их в соответствии с возрастными возможностями. На занятиях слушает задания не всегда внимательно, отвлекается, часто требуется помощь педагога и дополнительные пояснения.

На данном этапе Вероника  с программным материалом справляется на среднем уровне.

У ребенка навыки самообслуживания сформированы соответственно возрасту. Со взрослыми идёт на контакт, охотно общается с детьми, указания и просьбы взрослого  выполняет не всегда.

У ребенка  при обследовании выявлено

  В соответствии с рекомендациями ПМПК с Вероникой  запланированы занятия с учителем-логопедом и педагогом – психологом (см. Индивидуальный учебный план). 

Цель:

  Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с ТНР с учетом его психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии..

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать основы личностного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, одобрения или порицания поступков;
  • стимулировать потребности обучающегося в сотрудничестве, в кооперативных действиях с другими детьми во всех видах деятельности;
  • совершенствовать игровые действия и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх;
  • развивать представления обучающихся о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов.
  • формировать у обучающихся представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны.

Познавательное развитие:

  • развивать интерес обучающихся, любознательность и познавательную мотивацию;
  • обучать анализу объектов, используя вербальные средства общения и разнообразив ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами;
  • обогащать  сенсомоторный и сенсорный опыт;
  • формировать предпосылки познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представления об окружающем мире;

развивать и поддерживать  словесное сопровождение практических действий.

  • учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа;
  • учить устанавливать размерные отношения между предметами разной длинны, высоты и ширины;
  • развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Речевое развитие:

*развивать умение различать и называть существенные детали, качества, свойства

 и части предметов;

* развивать умение понимать обобщающие слова, называть части суток, животных и их детёнышей.

* развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами;

*учить согласовывать существительные и прилагательные в падежах в единственном и множественном числах;

*формировать умение пересказывать небольшие рассказы близко к содержанию;

*развивать артикуляционный аппарат;

*развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

*расширять словарь глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам;

*развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;

*развивать речевое творчество.

Художественно-эстетическое развитие:

  • учить соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной деятельности;
  • формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
  • развивать композиционные умения
  • побуждать создавать предметные и сюжетные композиции.

Музыкальное развитие:

  • учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии;
  • учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян);
  • обогащать музыкальные впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
  • совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения, точно интонировать мелодию, передавать ритмический рисунок;
  • развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой и темпом;
  • отрабатывать навыки игры в ансамбле.

Физическое развитие:

  • приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
  • формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
  • формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • овладевать подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения. 

Принципы:

  • Принцип систематичности;
  • Принцип активности и самостоятельности;
  • Принцип  непрерывности, последовательности,
  • постепенности и доступности;
  • Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
  • Принцип соблюдения интересов ребёнка;
  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности
  • Принцип работы «команды»  специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;

Методы:

  • Словесный
  • Практический
  • Игровой

Формы работы:

  • НОД;
  • Утренняя гимнастика;
  • Индивидуальная и подгрупповая работа;
  • Праздники, развлечения.
  • Самостоятельная деятельность ребенка.

Особенности развития

Вероника на занятиях пассивна, часто отвлекается, ВПФ недостаточно сформированы При общении со взрослыми использует обращение на «ты». В общении со сверстниками конфликтна.

Этапы

Деятельность специалистов

Деят-ть ребенка

Деят-ть родителей

Сроки

   1.Организационный

-Изучение и анализ

мед. карты ребенка;

-Анализ рекомендаций специалистов и педагогов;

-Проведение мониторинга;

- Корректировка ИОМ;

-Консультации для родителей.

Участие в мониторинге

Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование)

Участие в консультациях

октябрь

2.Практический

ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.)

Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию.

Использование пальчиковых игр, дыхательных  упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха

Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем   дома.

Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения.

Праздники и развлечения совместно с родителями

Использование дидактических игр и нового оборудования, способствующих развитию ВПФ. Использование упражнений для снижения эмоционального напряжения и мышечного расслабления.

Использование попевок.  хорового и индивидуального пения, музыкально-ритмических движений. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д.

Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом.

Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой

работе;

Разучивание

чистоговорок,  стихов, песен…

Пересказ рассказов, сказок.

Участие в различных видах игр, в том числе с природными материалами.

Участие в праздниках и развлечениях, в различных видах музыкальных подвижных и дидактических игр

Участие в инд.беседах  по вопросам коррекционной работы

дома

Выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком.

Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком.

Октябрь-апрель

3.Заключительный

Проведение мониторинга;

Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств

на конец учебного года;

Обобщение опыта работы

по составлению и организации ИОМ

Участие ребенка в мониторинге

Ознакомление с результатами мониторинга

май

Создание   развивающей  среды.

Построение комфортной среды

Ресурсы для решения

Социально-бытовые условия

Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие  оборудованного пространства  дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света).

- не допускается на окнах использование темных штор

Создание сенсорно-обогащенной среды.

Зрительные

Звуковые

Обон-ные

Тактильные

Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире

-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия

-Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний.

Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта.

Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окр. мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Специально структурированная информация

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

- Мнемотаблицы по лексическим темам

- Детская художественная литература

Игровые пособия по развитию  зрительно-моторной координации

Учебно-дидактическое обеспечение

 Натуральные объекты, игрушки.

Набор геометрических фигур и тел.

Конструктор «Лего» с мелкими деталями.

Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- Раскраски

-Материалы для развития тонкой моторики рук (шнуровки)

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры  (Например:Су- джок)

Индивидуальный учебный план (на неделю)

Направление работы (специалист)

Продолжительность занятий (мин)

Количество занятий в неделю

Форма проведения занятий

(индивидуальная, групповая)

Используемые программы  

Ф.И.О специалиста

Педагогическая помощь (воспитатель)

25

2

индивидуальная, групповая

АОП  ДО для обучающихся с ОВЗ, "Комплексная образовательная программа ДО с ТНР"

Н.В. Нищева

Суханова Т.В.

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

30

2

индивидуальная

АООП МБДОУ №47 для детей с ТНР,Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В

«Программа логопедической работы по преодолению с ТНР»

Болганюк А.В.

Психологическая помощь (педагог-психолог)

20

1

подгрупповая

АОП  ДО для обучающихся с ОВЗ (ТНР)

Протопопова Е.В.

Музыкальная деятельность

(музыкальный руководитель)

25

2

индивидуальная, групповая

АООП для детей с ТНР

Шмонова Я.К.

Физическое развитие

(инструктор по физ.воспитанию)

25

2

Индивидуальная, групповая

АООП для детей с ТНР

Пшеничникова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Как надо играть с ребенком старшего возраста

Как надо играть с ребенком старшего возраста          Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большу...

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у  детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....

конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")

Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста. Тема: «Наша Родина – Россия»

Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста.Тема: «Наша Родина – Россия»...

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группы Старший возраст (5-6 лет).

Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группыСтарший возраст (5-6 лет)....