ИОМ ребенка с ТНР (старший возраст)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ТНР старшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида
Согласовано: Утверждено:
Родитель ___________ /___________ Заведующий МБДОУ №47
Дата _________г ____________ Бабушкина Е.А.
Принято: Приказ от № _____
на заседании ППк
Протокол № от
Председатель ППк _____________/ ________
Дата _______
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ребенка с ОВЗ
Ковальчук Вероника Алексеевна
02.10.2020г.
Разработан:
Болганюк А.В., учитель-логопед Протопопова Е.В., педагог-психолог Прайс Е.А.., воспитатель Шмонова Я.К., музыкальный руководитель Ведущий специалист: Болганюк А.В., учитель-логопед |
.
г. Канск 2025г.
I. Общие сведения о ребенке ОВЗ
По Заключению психолого– медико- педагогической комиссии, Протокол обследования ребенка № 46/5(1)от 19.06.2025 г., Ковальчук Вероника имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов и является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано обучение по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Вероника посещает детский сад с 24.09.2023г. По заключению врача физическое развитие соответствует возрасту.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в воспитании ребенка, рекомендации педагогов выполняют. Принимают участие в мероприятиях ДОУ и группы. Детский сад ребенок посещает регулярно, пропускает ДОУ крайне редко, только по болезни.
Любит играть мелкими игрушками, собирать пазлы, в сюжетно – ролевые и подвижные игры, правила игры принимает и выполняет.
Знает правила поведения, применяет их в соответствии с возрастными возможностями. На занятиях слушает задания не всегда внимательно, отвлекается, часто требуется помощь педагога и дополнительные пояснения.
На данном этапе Вероника с программным материалом справляется на среднем уровне.
У ребенка навыки самообслуживания сформированы соответственно возрасту. Со взрослыми идёт на контакт, охотно общается с детьми, указания и просьбы взрослого выполняет не всегда.
У ребенка при обследовании выявлено
В соответствии с рекомендациями ПМПК с Вероникой запланированы занятия с учителем-логопедом и педагогом – психологом (см. Индивидуальный учебный план).
Цель:
Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с ТНР с учетом его психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии..
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать основы личностного отношения к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия, одобрения или порицания поступков;
- стимулировать потребности обучающегося в сотрудничестве, в кооперативных действиях с другими детьми во всех видах деятельности;
- совершенствовать игровые действия и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх;
- развивать представления обучающихся о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов.
- формировать у обучающихся представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны.
Познавательное развитие:
- развивать интерес обучающихся, любознательность и познавательную мотивацию;
- обучать анализу объектов, используя вербальные средства общения и разнообразив ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами;
- обогащать сенсомоторный и сенсорный опыт;
- формировать предпосылки познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представления об окружающем мире;
развивать и поддерживать словесное сопровождение практических действий.
- учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа;
- учить устанавливать размерные отношения между предметами разной длинны, высоты и ширины;
- развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Речевое развитие:
*развивать умение различать и называть существенные детали, качества, свойства
и части предметов;
* развивать умение понимать обобщающие слова, называть части суток, животных и их детёнышей.
* развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами;
*учить согласовывать существительные и прилагательные в падежах в единственном и множественном числах;
*формировать умение пересказывать небольшие рассказы близко к содержанию;
*развивать артикуляционный аппарат;
*развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
*расширять словарь глаголов, прилагательных и наречий по лексическим темам;
*развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
*развивать речевое творчество.
Художественно-эстетическое развитие:
- учить соотносить художественный образ и средства выразительности, подбирать материал и пособия для самостоятельной деятельности;
- формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
- развивать композиционные умения
- побуждать создавать предметные и сюжетные композиции.
Музыкальное развитие:
- учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии;
- учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян);
- обогащать музыкальные впечатления, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения, точно интонировать мелодию, передавать ритмический рисунок;
- развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой и темпом;
- отрабатывать навыки игры в ансамбле.
Физическое развитие:
- приобретать опыт двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
- формировать потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- овладевать подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы:
- Принцип систематичности;
- Принцип активности и самостоятельности;
- Принцип непрерывности, последовательности,
- постепенности и доступности;
- Принцип опоры на обучаемость ребёнка;
- Принцип соблюдения интересов ребёнка;
- Принцип тесного взаимодействия и согласованности
- Принцип работы «команды» специалистов в ходе изучения и коррекции выявленных нарушений у ребёнка;
Методы:
- Словесный
- Практический
- Игровой
Формы работы:
- НОД;
- Утренняя гимнастика;
- Индивидуальная и подгрупповая работа;
- Праздники, развлечения.
- Самостоятельная деятельность ребенка.
Особенности развития
Вероника на занятиях пассивна, часто отвлекается, ВПФ недостаточно сформированы При общении со взрослыми использует обращение на «ты». В общении со сверстниками конфликтна.
Этапы | Деятельность специалистов | Деят-ть ребенка | Деят-ть родителей | Сроки |
1.Организационный | -Изучение и анализ мед. карты ребенка; -Анализ рекомендаций специалистов и педагогов; -Проведение мониторинга; - Корректировка ИОМ; -Консультации для родителей. | Участие в мониторинге | Определение приоритетов родителей по оздоровлению реб. (беседы, анкетирование) Участие в консультациях | октябрь |
2.Практический | ОД; (Включение в образовательную деятельность коррегирующих упражнений.) Инд. и подгрупповая работа по обучению рассказыванию. Использование пальчиковых игр, дыхательных упражнений, игр и на разв. фонем-го слуха Предложить комплекс заданий для закрепления лексических тем дома. Мастер класс для родителей по выполнению различных корригирующих упражнений по устранению нарушений звукопроизношения. Праздники и развлечения совместно с родителями Использование дидактических игр и нового оборудования, способствующих развитию ВПФ. Использование упражнений для снижения эмоционального напряжения и мышечного расслабления. Использование попевок. хорового и индивидуального пения, музыкально-ритмических движений. Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т.д. | Совместная деятельность с детьми группы во время ОД и занятиях с учителем-логопедом; педагогом – психологом. Совместная деят-ть в инд. и подгрупповой работе; Разучивание чистоговорок, стихов, песен… Пересказ рассказов, сказок. Участие в различных видах игр, в том числе с природными материалами. Участие в праздниках и развлечениях, в различных видах музыкальных подвижных и дидактических игр | Участие в инд.беседах по вопросам коррекционной работы дома Выполнение рекомендаций учителя-логопеда. Участие в досугах и спортивных мероприятиях совместно с ребенком. Участие в досугах и праздничных мероприятиях совместно с ребенком. | Октябрь-апрель |
3.Заключительный | Проведение мониторинга; Анализ речевого развития ребёнка, коммуникативных качеств на конец учебного года; Обобщение опыта работы по составлению и организации ИОМ | Участие ребенка в мониторинге | Ознакомление с результатами мониторинга | май |
Создание развивающей среды.
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения | |||
Социально-бытовые условия | Социально- бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка и т. д.) оборудованный мягкими модулями и ковром центр психологической разгрузки; кабинет учителя – логопеда и педагога– психолога | |||
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света). - не допускается на окнах использование темных штор | |||
Создание сенсорно-обогащенной среды. | Зрительные | Звуковые | Обон-ные | Тактильные |
Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире -Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия | -Звуковые игрушки, сигналы для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти. -Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний. | Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. | Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окр. мира, природный материал для развития осязательного восприятия, обогащения чувственного опыта. | |
Специально структурированная информация | - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра. - Мнемотаблицы по лексическим темам - Детская художественная литература | |||
Игровые пособия по развитию зрительно-моторной координации Учебно-дидактическое обеспечение | Натуральные объекты, игрушки. Набор геометрических фигур и тел. Конструктор «Лего» с мелкими деталями. Кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры - Раскраски -Материалы для развития тонкой моторики рук (шнуровки) - Предметы для массажа мелкой мускулатуры (Например:Су- джок) | |||
Индивидуальный учебный план (на неделю)
Направление работы (специалист) | Продолжительность занятий (мин) | Количество занятий в неделю | Форма проведения занятий (индивидуальная, групповая) | Используемые программы | Ф.И.О специалиста |
Педагогическая помощь (воспитатель) | 25 | 2 | индивидуальная, групповая | АОП ДО для обучающихся с ОВЗ, "Комплексная образовательная программа ДО с ТНР" Н.В. Нищева | Суханова Т.В. |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | 30 | 2 | индивидуальная | АООП МБДОУ №47 для детей с ТНР,Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В «Программа логопедической работы по преодолению с ТНР» | Болганюк А.В. |
Психологическая помощь (педагог-психолог) | 20 | 1 | подгрупповая | АОП ДО для обучающихся с ОВЗ (ТНР) | Протопопова Е.В. |
Музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) | 25 | 2 | индивидуальная, групповая | АООП для детей с ТНР | Шмонова Я.К. |
Физическое развитие (инструктор по физ.воспитанию) | 25 | 2 | Индивидуальная, групповая | АООП для детей с ТНР | Пшеничникова О.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...
Как надо играть с ребенком старшего возраста
Как надо играть с ребенком старшего возраста Те родители, которые думают, что чем ближе ребенок к школе, тем меньше он должен играть, совершают большу...
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...

Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста. Тема: «Наша Родина – Россия»
Совместная деятельность взрослого и ребенка для детей старшего возраста.Тема: «Наша Родина – Россия»...
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группы Старший возраст (5-6 лет).
Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группыСтарший возраст (5-6 лет)....
