Выстраивание единой линии взаимодействия с родителями (законными представителями) в ресурсных группах
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лебедь Марина Сергеевна

Налаживание контакта с родителями воспитанников ресурсной группы является одним из основных факторов продуктивной и результативной коррекционно-развивающей работы.   Приведем примеры из опыта работы с семьей ребенка шести лет с расстройствами аутистического спектра, который начал посещать сад  год назад, до этого, находясь дома с мамой мальчик не получал коррекционной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выстраивание единой линии взаимодействия с родителями

 (законными представителями) в ресурсных группах

МБДОУ детский сад №82

 Налаживание контакта с родителями воспитанников ресурсной группы является одним из основных факторов продуктивной и результативной коррекционно-развивающей работы.   Приведем примеры из опыта работы с семьей ребенка шести лет с расстройствами аутистического спектра, который начал посещать сад  год назад, до этого, находясь дома с мамой мальчик не получал коррекционной помощи. Семейная ситуация благополучная, семья полная, родители доброжелательные, открыты к диалогу. У ребенка расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, отсутствует речь, мальчик слабо социализирован, в контакт со взрослыми и детьми не вступает,  проявлений нежелательного поведения не наблюдалось.

В рамках функционирования ресурсной группы предусмотрено полное сопровождение семьи и ребенка всеми специалистами. Однако, в связи с тем, что родители поздно обратились за помощью и упустили много времени, для данной семьи был разработан отдельный план сопровождения, который курировался закрепленным за ребенком тьютором. Взаимодействие с родителями мы выстраивали в несколько этапов.

На первом этапе провели подробный сбор анамнеза. По результатам анкетирования и беседы с мамой ребенка изучили семейную ситуацию,   провели входную диагностику.

 Этот этап позволил специалистам собрать максимальное количество данных о мальчике и его семье, а так же, оценить степень принятия родителями ребенка и его особенностей. Зачастую многие родители не всегда принимают диагноз ребенка, они психологически подавлены. Мы стараемся отметить у ребенка сильные и слабые стороны, перечислить то, что хорошо получается , а что дается с трудом. Мы не предлагаем родителям готовые решения. Информируем, находимся рядом и отвечаем на те вопросы, которые у них возникают. Задача специалиста не  нависать и давить, а показывать разные пути, помогать делать выбор образовательного маршрута. Семье особенно нужна психологическая помощь, возможность регулярно, безопасно разговаривать о том, что волнует, и получать поддержку, вести диалог с семьей.

На втором этапе – выявили наиболее актуальные темы для консультативных бесед. На данном этапе родители предоставляли тьютору список вопросов к специалистам, а те, в свою очередь, готовили развернутые консультации. Так же, на этом этапе, педагогом-психологом был подготовлен чек-лист со ссылками на Интернет-источники, которые актуальны в ситуации воспитания особого ребенка, в частности, ребенка с расстройствами аутистического спектра. Для родителей подбираются проверенные Интернет-источники, где они могут найти интересующую информацию, задать вопросы, изучить опыт других родителей. Более того, функционирует сайт детского сада и сайт ресурсной группы с регулярно обновляющейся и пополняющейся актуальной информацией, консультациями, рекомендациями, видео занятиями. Использование Интернет-ресурсов в консультативной и просветительской деятельности с родителями является, на наш взгляд, современным, экономичным и удобным средством достижения поставленных целей.

На третьем этапе были даны конкретные рекомендации по  реализации адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. Родителям давались конкретные, четкие рекомендации по организации режима дня, труда и отдыха, системе поощрений, задания для выполнения дома. Тьютор ежедневно беседовала с родителями, помогала преодолеть сложности, отвечала на возникающие вопросы.

На четвертом этапе подключались все остальные родители группы. Общение между родителями важный аспект для комфортной обстановки внутри группы. Включение вновь прибывших родителей в родительское сообщество позволяет решить сразу несколько задач, одна из которых – обмен опытом. Плюс ко всему, личное общение родителей группы происходило в формате «маршрута выходного дня» на различных локациях города.

         На пятом этапе происходит беспрерывное обучение. Формат онлайн и офлайн обучения детей плотно закрепился в практике образовательных организаций после пандемии и зарекомендовал себя как, довольно продуктивный способ работы с детьми, которые не могут посещать занятия по каким-либо причинам. В работе с конкретным ребенком непрерывное обучение позволило наиболее безболезненно пройти адаптацию, во время которой он часто болел и не посещал группу, избежать отката в достигнутом прогрессе. Непрерывное обучение заключалось в онлайн занятиях, когда тьютор инструктирует и контролирует мать, выполняющую роль помогающего взрослого в выполнении ребенком заданий по действующему чек-листу. Все задания были адаптированы специалистами для правильного и удобного выполнения в домашних условиях. Так же, занятия в онлайн формате способствуют правильной выработке домашней системы поощрения и режима активности и отдыха.

На данный момент у ребенка отмечается положительная динамика в освоении программы, он приобрел новые навыки, привык к новому режиму, начал проявлять интерес к сверстникам. Родители, в свою очередь, нашли ответы на многие вопросы, довольны проведенной работой, отмечают большой прогресс в развитии сына.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) старшей группы

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями)старшей группы (воспитатель Капустина В.Р.)МесяцФормы работы Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышени...

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) в старшей дошкольной группе

МесяцыНазвание мероприятияСентябрь1. Организационное родительское собрание ««Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».2. Беседа с родителями «Одежда детей в ...

План работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной группе

Представленный материал может быть использован педагогами при планировании и организации работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников в первой младшей возрастной гру...

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год

Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год...

План работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников во второй младшей возрастной группе

Представленный материал может быть использован педагогами при планировании и организации работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников во второй младшей возрастной гр...

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя...