Коррекционная ритмика для детей с нарушение зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Коррекционная ритмика для детей с нарушение зрения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения
1. Коррекционная ритмика для детей с недостатками зрительного восприятия. В связи с нарушением функции зрительного анализатора у слабовидящих детей выявляются недостаточные пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентирование в пространстве, также существенно снижается двигательная активность, а это отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта. И чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выражены отклонения в развитии таких детей.
При организации и осуществлении педагогического процесса детей со зрительной патологией необходимо не только учитывать специфические особенности психического и физического развития, но и соблюдать принципы, используемые в специальной педагогике, – коррекционной и компенсаторной направленности педагогических воздействий; усиленного педагогического руководства, предусматривающего связь учебной деятельности с активной позицией ребёнка и педагога.
Одной из весьма эффективных составляющих такой работы в условиях социального обучения и воспитания являются занятия коррекционной ритмикой. Здесь в процессе занятий ощутимый эффект достигается за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы в сочетании с активизацией функций двигательного анализатора.
Ритмика для детей с нарушением зрения занимает важное место в системе всей коррекционной работы с детьми данной категории и представлена в программе самостоятельным разделом. Ребенок с нарушением зрения более, чем зрячий, зависит от выбора, удержания в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи встают перед ребенком с нарушением зрения в период дошкольного детства, когда акцент развития переносится на самостоятельную активность, связанную с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. А отставание в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение ритмики в системукоррекционной работы с детьми данной категории. На таких занятиях ребенок учится владеть телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая настроение средствами музыкальной выразительности (ритм, темп, форма, динамика, характер музыки и движений), ориентироваться в пространстве, обогащать свой музыкально-слуховой опыт, учится взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Все это необходимо ребенку с нарушением зрения для его адекватного взаимодействия в социальной среде.
Ритмика является одной из составных частей физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.
Ритмика занимает важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения. Это объясняется тем, что музыкально-ритмические движения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза.
2. Организация и планирование занятий по коррекционной ритмике с детьми с недостатками зрительного восприятия.Коррекционная ритмика проводится как самостоятельное фронтальное занятие и по времени может продолжаться 20—25 мин в зависимости от возраста детей.
Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей. Задачами такой ритмики являются: формирование слухового, музыкального восприятия; развитие умения передавать в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму); овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); сочетание движения с речью.
Развитие чувства ритма, усвоение правильного ритма двигательного действия имеет существенное значение в жизнедеятельности дошкольников с нарушением зрения, поскольку это помогает с большей точностью выполнять движения в пространстве в разном темпе, овладевать навыками регуляции мышечного тонуса, умением управлять своим телом. Средствами ритмики в этом случае являются двигательные и речевые упражнения, музыкальные инструментальные сюжетные и несюжетные игры, хороводы, игры с пением, танцевальные композиции. Овладение всеми навыками осуществляется на специальных занятиях, в которых музыка в сочетании с движением дает основу формирования чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения.
Большую роль в ритмике занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию.
Для всех слабовидящих детей независимо от их возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построение и перестроения; упражнения на координацию, точность и равновесие; упражнения без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег в умеренном темпе.
С большим интересом дети выполняют движения с предметом (скакалка, погремушки, ленты, мячи и т.д.). Педагог предлагает движения, которые дети должны выполнить, затем они сами стараются фантазировать и сочинять свои элементы, тем самым, развивая воображение, танцевальную память и воплощая ранее полученный опыт.
Ритмика неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к танцевальной культуре.
Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы, что особо важно для слабовидящих детей. Любое движение строится на основе ритма музыкального материала.
Развитию музыкальности, способствует проведение на занятиях в первые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр. Необходимо стремиться сопровождать игры пением или стихами. Это развивает в детях не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.
Большой вклад в целенаправленное развитие чувства музыкального ритма через игру у детей внёс немецкий композитор и педагог Карл Орф. Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям исполнять части произведения с относительной лёгкостью.
Свои идеи Орф воплотил в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». По замыслу автора музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Кроме того Орф является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, хлопков, стуков, шлепков. Он широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Также К. Орф рекомендовал как можно более частое включение в этот процесс речи (го́лоса детей) с целью освоения детьми различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводятся в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения.
Для развития чувства музыкального ритма в работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления, развивает музыкальные способности детей. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.
Каждый раздел коррекционной ритмики при работе с детьми с нарушениями зрения очень важен для повышения их общей двигательной активности, что при повышении зрительной нагрузки может способствовать снижению развития патологии зрения. Танец, музыкально ритмические игры организуют детей, помогают в их социальной адаптации, помогают приобрести устойчивость, решают задачи эстетического и духовного развития.
Литература:
Леонтьева О. Карл Орф. – М.: Музыка, 1964. – 160 с., нот.ил.
Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М.: ГНОМ и Д, 2007 г. – 216 с.
Затямина Т.А., Стрепетова Л.В. – Музыкальная ритмика. – М.:Глобус, 112 с. 2009 г.
Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения.
Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения....

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»
Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во II младшей группе «Знакомство со светофором»
Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со свето...
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для педагогов ДОУ "Значение занятий ритмикой для детей с нарушением зрения"
Консультация для педагогов...

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»...