«Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Чекаева Марина Михайловна

Одной из  специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_litoterapiya.docx85.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №8 «Золотая рыбка»

 

Тема выступления:

«Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи.

 Литотерапия».

подготовили:

учитель-логопед

Чекаева М.М.

 

г.Приморско-Ахтарск

2025г.

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Меня зовут Чекаева Марина Михайловна.

Я учитель-логопед МБДОУ №8 «Золотая рыбка»

Тема моего выступления:

 «Литотерапия как инновационный метод  работы с детьми с нарушениями речи».

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся, скорее, к области психологии или медицины. 

Одной из таких специальных техник и является литотерапия

Использование элементов литотерапии на логопедических занятиях поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.

На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития.

 Одной из  специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

К сожалению, в дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети с нарушениями речи.

У части таких детей отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций; им присущи плохая координация движений, снижение скорости и ловкости. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 У других детей отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. 

В последнее время в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях всё больше включается арттерапия для детей с разными вариантами нарушения развития, которая даёт положительные результаты. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя: 

-изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

 -библиотерапию (воздействие чтением);

-имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); 

-музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); 

-вокалотерапию (воздействие пением); 

-кинезиотерапию (воздействие движениями — танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику). 

Все эти виды терапии достаточно широко освещены. 

На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития.

 Одной из  специальных техник и является литотерапия. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

Примеры использования элементов литотерапии на логопедических

занятиях:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками)
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии
  • логопедические игры с использованием камней.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» (с элементами стоун – массажа)

Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – у ДК

Ёлка очень высока! (массировать безымянный палец)

Мы вернемся в детский сад! (массировать мизинец)

Затем меняем руки (берем камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни черного и белого цветовhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5541c6876e2f9/ispol-zovaniie-eliemientov-litotierapii-v-loghopiedichieskoi-rabotie-s-diet-mi-iz-opyta-raboty_1.jpeg

Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», черный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на черный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Игра «Веселые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторикиhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5541c6876e2f9/ispol-zovaniie-eliemientov-litotierapii-v-loghopiedichieskoi-rabotie-s-diet-mi-iz-opyta-raboty_2.jpeg

Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: логопед предлагает ребенку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.

У этой игры может быть множество вариантов. Например, можно предложить ребенку придумать историю про эти предметы и т.п.

Использование элементов литотерапии на занятиях поможет внести элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, сделает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.

Игра «Составь предложения по картинкам»

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Использование литотерапии и игр с камешками в коррекции речевых нарушений приносит положительные результаты: 

  • значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • корректируются общие речевые нарушения;
  • обогащается словарный запас;
  • совершенствуется лексико-грамматический строй речи;
  • совершенствуется речь детей в различных ее формах;
  • развивается мелкая моторика;
  • повышается работоспособность ребенка;
  • повышается самооценка, дети чувствуют себя более успешными;
  •  способствует проведению профилактики дисграфии;
  • улучшается эмоциональный фон дошкольников;
  • активизируются потенциальные творческие способности ребенка

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе с использованием инновационного метода работы с детьми: « Путешествие по Царству Математики»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое, развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:1....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников...

План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"

Оказание помощи воспитателям групп  в речевом развитии  детей с ОВЗ....

Статья: «Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия»

К сожалению, в дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети с нарушениями речи.У части таких детей отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций; им присущи п...