Статья: «Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Терентьева  Жанна Владимировна

К сожалению, в дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети с нарушениями речи.

У части таких детей отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций; им присущи плохая координация движений, снижение скорости и ловкости. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_kamney_i_mineralov_v_rabote_logopeda.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Креативные и инновационные методы работы с детьми с нарушениями речи. Литотерапия»

Подготовила: Учитель – логопед

Терентьева Ж.В.

Ключевые слова: коррекционная работа, арттерапия, инновационные методы коррекционной работы, цветотерапия.

Аннотация: новые методы в коррекционной работе учителя-логопеда, стоун-терапия в работе с детьми с нарушениями речи, гипер- и гипотермия в работе над речевыми проблемами.

Введение

К сожалению, в дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети с нарушениями речи.

У части таких детей отмечается общая соматическая ослабленность и замедленное развитие моторных функций; им присущи плохая координация движений, снижение скорости и ловкости. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 У других детей отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

В последнее время в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях всё больше включается арттерапия для детей с разными вариантами нарушения развития, которая даёт положительные результаты. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

-изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

 -библиотерапию (воздействие чтением);

-имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

-музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);

-вокалотерапию (воздействие пением);

-кинезиотерапию (воздействие движениями — танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику).

Все эти виды терапии достаточно широко освещены.

В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в логопедической работе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся, скорее, к области психологии или медицины.

Одной из таких специальных техник и является литотерапия. 

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии, коррекционной педагогике. В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь, без зазубрин.

Как же можно применять камни в логопедической работе?

На занятиях учитель – логопед не только развивает речь, но и ведёт работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Учитель – логопед должен овладевать новыми компетенциями, нетрадиционными методиками работы и применять их на практике.[3]

Пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии

1. Перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками: процедура выполняется при помощи нагретых до определённой температуры гладких камней. Камни кладутся на тыльные стороны ладоней, между пальцев, на запястья. Отдавая своё тепло, они способствуют расслаблению и прогреванию напряжённых групп мышц, делая процедуру не только приятной, но и лечебной.

2. Сжимание камешков в ладонях, катание камешка по ладошкам.

«Камень я в руке сжимаю,

Взад-вперёд его гоняю,

Поиграю я немножко,

Будто я поглажу кошку»

3. «Павлин» Удерживание камешков между пальцами.

«У павлина хвост роскошный,

Прячет он его нарочно,

Чтобы птицы все другие

И свои хвосты любили»

4. Самомассаж «Прогулка по городу» (с элементами стоун – массажа)

Очень любим мы гулять,

Все на улице считать: (перекатывание камня в ладонях)

«Сити – молл» – это раз! (камень в правой руке, массировать большой палец левой руки снизу-вверх)

Цирк, и парк – это два! (массировать указательный палец левой руки)

Три – театр и музей

Проходите поскорей! (массировать средний палец)

На четыре – у ДК

Ёлка очень высока! (массировать безымянный палец)

Пять – через Ботанический Сад

Мы вернёмся в детский сад! (массировать мизинец)

Затем меняем руки (берём камень в левую руку, массируем правую) и повторяем гимнастику

Пальчиковая гимнастика на песке

1. «Солнышко»

Солнышко в глазки

(Ладони лежат на песке, пальцы раздвинуты.)

Светит ребяткам.

(Ритмично водим по поверхности песка ладонями вправо-влево.)

Мы поиграем

(Сжимаем и разжимаем кулачки, как бы прячем пальчики.)

С солнышком в прятки!

2. «Встреча»

У тебя есть пальчики.

(Ребёнок закапывает пальцы обеих рук в песок.)

У меня есть пальчики.

(Педагог закапывает пальцы обеих рук в песок.)

Пришла пора им встретиться,

(Пальчики ползут под песком и встречаются.)

Готовьте чемоданчики.

3. «Черепашка»

Черепашка, черепашка

(Положить кулачки на песок,)

В панцире живёт.

(Можно тихонько постукивать ими.)

Высунет головку,

(Затем высунуть указательный палец,)

Обратно уйдёт

Сочетание игры с камнями и песком

Сочетание пескотерапии (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);

Игры на развитие звуко-ритмического рисунка

Перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно.

  1. Выложи, как я.

Выкладывание перед ребёнком «дорожки» из камней в определённой последовательности: жёлтый, красный, синий, зелёный. Далее ребёнок должен продолжить сам.

2. «Продолжи». Перед ребёнком выкладывается «дорожка» из камней: маленький, большой, средний. Далее ребёнок должен продолжить сам.

3. Перед ребёнком выкладывается «дорожка» из камней, «звучащих» одинаково. Перед ребёнком выкладывается «дорожка» из камней

Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков

Оборудование: карточки, поделённые на 9 квадратов, натуральные камни чёрного и белого цветов

Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

-Если услышишь звук «Р», чёрный камешек клади, услышишь другой звук – клади белый камешек.

- А теперь камешки убирай: на чёрный камешек звук «Р» произноси, на белый камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук.

Игра «Весёлые камешки»

Цель: автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики

Оборудование: натуральные камни разного размера с наклеенными (нарисованными) картинками с изображением различных предметов.

Ход игры: логопед предлагает ребёнку перебирать камни, называть, что на них нарисовано и откладывать в сторону камни с картинками, в названии которых есть заданный звук.

Упражнения на развитие логического мышления

«Четвёртый лишний»

Перед ребёнком выкладывают 3 камни определённого цвета, а четвёртый отличающегося. Ребёнок должен определить закономерность.  

Так же можно выкладывать камни определённого размера.

«Крестики-нолики»

На камни наносится изображение краской «ноликов» и крестиков» (по 5 каждых). Играем на игровом поле.

Также можно нанести расцветку жуков «божьи коровки» против «колорадского жука»

Цветотерапия.

Всем известна связь между цветом и психологическим состоянием ребёнка. В моменты, когда ребёнку тревожно, или слишком сильно разыгрался предлагаем поиграть, повертеть в руках камешек определённого цвета. Можно даже предложить раскрасить весь камень или его «эмоции», «смайлики».

Белые камни блокируют воспалительные процессы, способствуют очищению организма.

Жёлтые камни заряжают жизненной энергией

Красные камни усиливают кровообращение.

Зелёные камни возвращают уверенность в себе, снимают стресс, усталость.

Синие камни успокаивают, снимают мышечное напряжение.[3]

Метод искусственной локальной контрастотермии.

Искусственная локальная контрастотермия - это контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных предметов на части тела с целью активизации рецепторов. В качестве низкотемпературных агентов могут выступать ледяная крошка, холодная вода, кубики льда, а высокотемпературных - горячая вода, грубые шерстяные варежки, опущенные в горячий настой трав, тепломассажеры или нагретая ложка.

Эффект криомассажа основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. По наблюдениям физиологов результаты мощного разряда рефлекторного воздействия однократной процедуры воздействия холодом на организм человека прослеживаются в течение трёх и более часов.

При криомассаже мышц артикуляционного аппарата или активных точек на ладонях или стопах ребёнка ледяные камешки в марле накладывают поочерёдно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру), затем на тыльную сторону ладони, на кончики пальцев, на точки на стопе. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение камешков на одну из заинтересованных зон от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры, ладоней, стоп). Камни обливаются горячей водой перед применением. Сначала оборачиваются полотенцем или салфеткой, затем полотенце убираем.

Различные варианты применения холодных и горячих камней:

-только гипотермия;

-только гипертермия (тепломассаж);

-гипотермия, затем гипертермия;

Как видим, применение камней в коррекционной практике очень широко и оправдано. Это недорогой, необычный природный материал, который имеет разный вес, разную форму, разную температуру, цвет, фактуру, что привлекает внимание детей.

Список использованных источников:

  1. Глухова, А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой учёный. — 2014. — № 17 (76). — С. 467-473. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12892/
  2. О.В. Степанченко, В.И.Виноградова. "Методика искусственной локальной гипотермии". Сборник "Современные технологии реабилитации в педиатрии". П\р. Е.Т. Лильина. "ОДИinternational" Москва-2000.
  3. О.Г. Приходько, "Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии". "Развитие и коррекция" 1999г. № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Инновационные технологии в работе с детьми с нарушением речи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №45КВ          ОПЫТ РАБОТЫ«Инновационные технологии в работе с детьми с наруше...

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

«Инновационные методы работы с детьми в совершенствовании звуковой культуры речи».

При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности....

Статья на тему: «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В современном мире следствием различных неблагоприятных экологических, экономических, социальных факторов, многочисленных медицинских проблем является рост числа детей с ограниченными возможностями зд...