Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"
материал по развитию речи на тему

Татьяна Николаевна Тимофеева

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова

дошкольное отделение "Солнечный город"

Обзор материалов по теме:

«Инновационные технологии, их отбор и применение

в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ»

Подготовила:

учитель-логопед

Т.Н. Тимофеева

Обзор материалов по теме:

«Инновационные технологии, их отбор и применение

в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ»

Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение в логопедической практике. Это связано в первую очередь с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растёт из года в год. Кроме этого обучение, основанное только лишь на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно не интересно ни детям, ни педагогам, а поэтому малоэффективно.

Коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Поэтому для повышения результативности логопедического воздействия, возникает потребность в использовании инновационных методик, технологий, приёмов.

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Логопедический кабинет дошкольного отделения гимназии имени Ф.К. Салманова это оазис инновационных технологий логопедического воздействия. Наш кабинет - "Переулок грамотной речи", имеет свои центры, а каждый центр зоны позволяющие успешно использовать педагогические технологии:

Инновационные технологии логопедического воздействия

Педагогические технологии

Пути реализации

Результаты

Здоровье сберегающие технологии

Технология исследовательской деятельности

Личностно-ориентированные технологии

 - Центр физического развития (зона гигиены; зона развития общей моторики (мячи, обручи, дорожки здоровья); зона развития мелкой моторики (прищепки, мячи су-джок, игольчатые мячи, массажёры, тактильные коврики, игры с крупой)).

- Центр развития просодической стороны речи (зона развития речевого дыхания (вертушки, мыльные пузыри), зона развития голоса (плакаты, схемы)).                                                                            

Развитие речевого дыхания; физического и психического здоровья. Развитие внимания, эмоционально-волевых качеств, нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Использование элементов технологии ТРИЗ

- Центр воспитания звуковой культуры речи, формирования элементарного осознания явлений языка и речи (зона развития артикуляционной моторики (деревья по методики Е.Ф. Архиповой, карточки и т.д.); зона коррекции звукопроизношения (настенное зеркало, стол, одноразовые зондозаменители, методическая литература, картинный материал); зона развития фонематического слуха ( схемы слов, звуковые дорожки, авторские игры)).

- Центр развития словаря, грамматического строя речи, связной речи, воспитания любви и интереса к художественному слову (зона развития словаря (оформление панно, картинки, настольные игры, художественная литература, игрушки, кукольный театр); зона развития грамматического строя речи (картинки, игры, литература); зона развития связной речи).

Развитие артикуляционной моторики, активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи. Развитие фонематического слуха, символической функции речи. Развитие лексико-грамматических компонент речи, умения правильно строить предложение, развитие монологической речи, обогащение словарного запаса. Сокращение сроков исправления нарушения речи.

Личностно-ориентированные технологии

 Использование ИКТ технологий

Технология музыкального воздействия

- Информационный центр (зона технических средств обучения ИКТ; информационная зона (график работы, расписание занятий, консультации для родителей, памятки, игровые задания); зона методического сопровождения (документация логопеда, методическая литература); диагностическая зона (методическая литература, игровое сопровождение)).

Устранение препятствий в межличностных отношениях, развитие ВПФ, развитие эмоционально-волевых качеств, повышение эмоционального настроения.

Здоровье сберегающие технологии                                                              

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. На своих занятиях мы активно используем здоровье сберегающие технологии, а именно "Биоэнергопластику".

 Термин биоэнергопластика - состоит из двух слов БИОЭНЕРГИЯ и ПЛАСТИКА. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями. Обучение проводит с использованием тренажёров.

Лечебные звуки

А – положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику.

О – стимулирует работу печени.

У – помогает стабилизировать эмоции.

Э – помогает преодолеть комплекс неполноценности.

Е – стимулирует регенерацию клеток.

И – улучшает работу головного мозга.

Я – активизирует иммунную систему.

Ю – звук молодости, обновления. Благотворно влияет на почки, кожу.

Использование инноваций специалистами в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствуют повышению детской мотивации к исправлению речевых нарушений, активизации и раскрепощению дошкольников на занятиях, развивают их высшие психические функции, повышают качество коррекционно-развивающей работы, и уменьшают сроки логопедической коррекции, что в свою очередь позволяет качественно подготовить детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....

Применение коллажа в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Для успешного освоения про­граммы обучения в школе вы­пускник детского сада должен обладать умением связно вы­сказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определ...

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Консультация для родителей «Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи. В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное услови...