Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития.
консультация по коррекционной педагогике

Мухина Елена Геннадьевна

Нейропсихологическая игра - это различные телесно - ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Включение нейроигр и упражнений в работу с дошкольниками  становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы.  Данная статья познакомит с нейроиграми, которые могут быть эффективно  использованы с детьми с задержкой психисеского развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

       

                             « Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

                         а умелый руки снова способствует развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

        В настоящее время количество детей с задержкой психического развития растет. С каждым годом меняется структура нарушений, отмечается более выраженный и устойчивый их характер. Методов коррекции данного нарушения достаточно много, но в настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми, имеющий в своей основе модель А.Р. Лурии о трех структурно-функциональных блоках, каждый из которых несет свою определенную функцию в психическом устройстве мозга.

       Нейропсихологические упражнения позволяют помочь детям при различных видах нарушений. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств, способствует созданию базы для успешного преодоления психо-речевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.

      По данным исследований физиологов правое полушарие – образное, гуманитарное, творческое отвечает за тело, координацию движений, пространственное и зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое. Речевое, логическое, аналитическое, отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Когда нарушается единство межполушарных связей, это ведет к множеству нарушений у детей. Нейропсихологические методики помогают восстановить связь полушарий, компенсировать поврежденные функции головного мозга.

Данный метод не заменяет коррекционную деятельность, но он активно помогает при индивидуальной и групповой работе с дошкольниками с задержкой психического развития.

Упражнение «Что наверху, внизу! Что справа, слева! Что впереди, позади!»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Ход упражнения: Взрослому нужно поговорить с ребенком о том, что у него есть верхняя и нижняя части тела, передняя и задняя части тела, правая сторона тела, левая сторона тела.

- Взрослый просит ребенка назвать, что в комнате выше него (потолок), что ниже (пол), что находится впереди (окно), что позади (дверь), что справа (стол), что слева (шкаф).

-Взрослый просит ребенка поменять месторасположение в комнате и спрашивает, что теперь впереди, позади, слева, справа от него.

Упражнение «Колечко».

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия.

Ход упражнения: Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками, если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то не руки смотреть

Упражнение «Встань рядом, повтори движение».

Цель: Формирование представления о расположении объектов в пространстве по отношении к его собственному телу.

Ход упражнения: Взрослый встаёт рядом с ребёнком. Взрослый называет движения, ребенок проговоривает вслух и повторяет движения:

- правой рукой касаюсь своей левой руки

- левой рукой касаюсь своей правой руки

- правую руку кладу на правое плечо

- левую руку кладу на левое плечо

- левой рукой касаюсь левого уха

- правой рукой касаюсь правого уха, и т.д.

Упражнение «Ладонь, кулак, ребро».

Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Ход упражнения: Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» — сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди. Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.

Упражнение «Hoc — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Ход упражнения: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

       В результате применения в коррекционно-образовательном процессе нейропсихологических игр у воспитанников с задержкой психического развития отмечается положительная динамика. Дети становятся более активными, инициативными, работоспособными, уверенными в своих силах и возможностях, эмоционально устойчивыми. Улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания (2017)

Использование игровых технологий развивающего обучения в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, как средство формирования произвольного внимания...

Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия"....

Комплекс дидактических игр и упражнения для работы с дошкольниками с задержкой психического развития по теме: "Одежда. Обувь"

Комплекс дидактических игр и упражнений для работы с дошкольниками с ЗПР по теме «Одежда. Обувь»...

Использование кинезиологических упражнений и самомассажа ушных раковин в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Целью начала любого занятия в детском саду является – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии, концентрация внимания, организация и настрой на з...

Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...