Методический семинар "Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
методическая разработка

Баранова (Лобова) Татьяна Анатольевна

Представление педагогического опыта работы педагога-психолога ДОО с описанием инновационной здоровьесберегающей технологии "Цветотерапия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.seminar.docx27.51 КБ
Файл tsvetoterapiya.ppsx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

Тема: «Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития»

«Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают

или волнуют, они печалят нас или радуют»  

Иоганн Вольфганг Гете

Приоритетными направлениями моей профессиональной деятельности являются психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи и задержка психического развития), психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование и психологическое просвещение.

В 2018-2019 г. разработан и реализован проект по использованию цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда – неоценимая помощь ребенку в познании окружающего мира. Мы живем в цветном мире. Цвет влияет на изменение настроения, самочувствия, работоспособности. Применение элементов цветотерапии в дошкольном возрасте напрямую связано с социально-эмоциональным развитием детей.

Цветотерапия - это безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета. При умелом использовании цвет благотворно влияет на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и ЗПР.

Цель проекта: формирование у детей посредством цветотерапии познавательной, речевой и коммуникативной деятельности.

Задачи:

- Наполнить цветовую среду помещений ДОО.

- Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ЗПР используя метод цветотерапии.

- Способствовать развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, мышления, речевой деятельности) детей с ЗПР с помощью приемов цветотерапии.

- Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.

Гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования. Еще Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам.

Наиболее благоприятный цветотерапевтический эффект оказывает сочетание цветов радуги. Поэтому для коррекционной работы подобрана «радужная» развивающая предметно-пространственная среда: «Цветной дождь», «Цветные сказки», «Цветные стихи», «Цветной рис», «Сухой бассейн из цветного риса», «Цветные истории по кругу».

Уголок уединения «Цветной дождь» - это зонтик, обрамленный разноцветными атласными лентами.

Цель: релаксация (расслабление, отдых), расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, закрепление навыка счета, воспитание эстетического отношения к цвету и краскам, развитие общей и мелкой моторики.

Дети могут отдохнуть под зонтиком в мягком кресле, постоять под ним, перебирая приятные на ощупь атласные ленточки – «дождинки», пробежаться или покрутиться, расправив руки в стороны так, чтобы они касались ленточек. А Вы в это время можете рассказывать им цветные сказки или даже сочинять вместе с детьми.

С целью развития восприятия цвета, детям можно предложить выбрать ленточки - «дождинки» заданного цвета или поиграть в игру «Красная (оранжевая, желтая и т.д.), как …(что?)».

Для развития навыков счета задачу усложняем. Теперь нужно найти не просто ленточки заданного цвета, а необходимое их количество. Закрепляя знания состава числа, предложите  отсчитать определенное количество лент правой и левой рукой и вычислить, сколько всего в обеих ладошках «радужных дождинок».

А если Вы хотите, чтобы маленькие ручки Вашего ребенка стали более ловкими, попробуйте научить его плести цветные косы из «дождинок».

«Цветные сказки» Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Сказки подбираются в зависимости от времени года, настроения, лексической темы, работоспособности детей. Текст каждой сказки соответствует ее названию, лексической теме занятия или выбранных сказочных персонажей (путешествия, приключения и т.д.).

«Цветные стихи» Цель: Развитие памяти, мышления, речи.

Игра «Цветной рис» Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, закрепление знаний цифр и букв, формирование навыка чтения, воспитание эстетического отношения к цвету.

Дайте ребенку бесцветную предметную картинку. Это может быть яблоко, апельсин, листочек, капелька, бабочка и т.д. Пусть малыш выложит эту картинку рисом нужного цвета по контуру или раскрасит ее полностью. А также рисом можно нарисовать радугу, цветные дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные и др.), геометрические фигуры различной величины, цифры, буквы, слоги, закрепляя знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках.

Игра «Сухой бассейн из цветного риса»

Цель: расширение представления детей о цветах, развитие способности тонко чувствовать цвет, развитие слухового внимания, развитие зрительного внимания, развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук, закрепление знаний цифр и букв, формирование навыка чтения.

Если ребенку нужно отдохнуть и расслабиться, поиграйте с ним в такие игры как: «Руки купаются» (ребенок самостоятельно свободно перебирает рис в бассейне, погружает руки в рис, пропускает его сквозь пальцы и т.д.), «Руки под цветным рисовым дождем» (руки ребенка лежат свободно, а Вы посыпаете их цветным рисом), «Цветная струйка» (научите ребенка выпускать рисовую струйку из кулачка).

В сухой бассейн можно закопать различные предметы, магнитные буквы и цифры, счетные палочки, сюрпризы, позволяющие активизировать познавательный интерес дошкольников. А найденный «клад» можно обыграть. Если нашли маленький предмет (игрушку), то о нем можно вспомнить и рассказать стихотворение, придумать рассказ, назвать признаки этого предмета, действия с ним и т.д. Нашли буквы, значит надо их назвать, придумать слова на эту букву, составить слоги или даже слова. Цифры – называем, выкладываем цифровой ряд (прямой и обратный), сравниваем.

 «Цветные истории по кругу»

Дидактическое пособие, в которое входит серия цветных игр:  красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые игры. Каждая игра представлена набором предметных картинок определенного цвета.

Цель: расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, фантазии и творческого воображения, связной речи и коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Предложите ребенку назвать предмет и его цвет. Поиграйте в «прятки», выложив от 5 и более картинок в зависимости от возможностей ребенка, далее малыш закрывает глаза, а Вы в это время прячете какую-либо картинку, затем ему нужно догадаться, что пропало. Похожая игра «Что изменилось?», только здесь Вы уже не прячете, а меняете картинки местами.

Игра «Четвертый лишний» - можно разложить карточки по функциональным группам (классифицировать): игрушки, мебель, одежда, обувь, посуда и т.д.

Игра «Логическая цепочка» -  это поочередное выкладывание карточек, разделенных между игроками, находя логическую связь между вновь выложенной карточкой и предшествующей.

И самым сложным заданием будет рассказать историю по кругу. Каждый игрок вытягивает карточку. Первый игрок начинает рассказ, придумывая предложение с тем предметом, который нарисован у него на карточке. Следующий игрок придумывает предложение с предметом, который нарисован у него. И так все остальные игроки. Но предложения, составленные всеми игроками, должны быть логически связаны между собой.

Цветотерапия используется на индивидуальных и подгрупповых  занятиях. Коррекционно-развивающая работа строится в соответствии с планированием, которое представлено в виде циклов занятий (см. Тематический план занятий с использованием цветотерапии), направленных на развитие цветовосприятия, мелкой моторики рук и двигательной координации, развитие речи и гармонизацию эмоционального благополучия детей.

В рамках психологического консультирования и психологического просвещения выстраивается взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.

Для педагогов детских образовательных организаций города проведены мастер-классы, семинары-практикумы по использованию цветотерапии в работе с детьми.

Родителям цветотерапевтические игры и упражнения рекомендованы для совместного проигрывания и общения с детьми в рамках групповой консультации «Цветовосприятие» и игрового тренинга «Цвет в жизни человека».

В результате насыщения среды и использования цветотерапии мы наблюдали позитивные изменения в эмоциональном состоянии детей. Более того, эти изменения стали заметны уже с первых дней. У детей появился блеск в глазах, который говорил о появлении заинтересованности, любопытства, желания увидеть, потрогать и поиграть в новые игры. Ребята стали смелее приходить на занятия. Опасения в таких их фразах, как «А что сегодня будет?», «Что мы будем делать?», сменились на заинтересованность и предложения с их стороны «А сегодня будем что-нибудь искать?», «А мы будем играть с зонтиком?» или «А давайте сегодня поиграем с красивым рисом!» и т.д.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми позволили сделать выводы, что использование цветотерапии способствует:

- развитию моторных способностей детей;

- снижению эмоциональной тревожности;

- повышению самооценки;

- развитию коммуникативных навыков;

- повышению уровня познавательной активности дошкольников;

- закреплению положительных поведенческих реакций.

Наблюдая реальные положительные результаты деятельности, принято решение, что реализацию проекта по использованию цветотерапии необходимо продолжить, пополняя «радужную» развивающую предметно-пространственную среду новыми играми. Поэтому уже в настоящем учебном году были изготовлены «Радужные палочки», «Цветные мешочки» и «Цветная мозаика из крышек», которые также вызвали неподдельный интерес у малышей.

«Радужные палочки» направлены на расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, памяти, развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук, развитие математических способностей и пространственного мышления.

«Цветные мешочки» способствуют  расширению представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать, обучение детей узнаванию предметов по характерным признакам, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

«Цветная мозаика из крышек» расширяет представления детей о разных цветах и развитие умения их различать, развитие образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирование у ребенка представления о целостности образа предмета, развитие психических процессов, интеллекта.

Психокоррекционная программа по использованию цветотерапии в работе с дошкольниками с задержкой психического развития позволила получить высокую оценку на областном уровне – победа во II областном конкурсе «Лучшие практики дошкольного образования: инновации и традиции» в номинации «Лучшая практика создания развивающей предметно-пространственной среды». А проект «Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития» был представлен на  Всероссийском конкурсе имени Л.С. Выготского.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования Ивановской области ОГАУ ДПО « Институт развития образования Ивановской области» МКДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Березка» г . Родники Педагог-психолог: Баранова Татьяна Анатольевна Методический семинар «Использование цветотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития»

Слайд 2

- это безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета . Цветотерапия (хромотерапия)

Слайд 3

Формирование у детей посредством цветотерапии познавательной, речевой и коммуникативной деятельности. Цель проекта Задачи проекта 1. Наполнить цветовую среду помещений ДОО. 2. Создать максимально комфортные психолого-педагогические условия для развития детей с ЗПР используя метод цветотерапии. 3. Способствовать развитию познавательной сферы (восприятия, памяти, мышления, речевой деятельности) детей с ЗПР с помощью приемов цветотерапии. 4. Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.

Слайд 4

Цвет и его влияние на организм Красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети. Оранжевый — цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов. Желтый — солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Оказывает благотворное влияние на нервную систему. Поднимает жизненный тонус малыша. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый. Зеленый цвет . Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы. Голубой — цвет мечтательности. Его предпочитают тихие спокойные дети. Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Такие дети обладают предрасположенностью к духовному развитию.

Слайд 5

Релаксация (расслабление), расширение представления детей о цветах и развитие умения их различать, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, закрепление навыка счета, воспитание эстетического отношения к цвету, развитие общей и мелкой моторики. « Цветной дождь»

Слайд 6

«Цветные стихи» Развитие памяти , мышления , речи, закрепление представлений о цветах.

Слайд 7

«Цветной рис» Расширение представления детей о разных цветах, развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, закрепление знаний цифр и букв, формирование навыка чтения, воспитание эстетического отношения к цвету.

Слайд 8

«Сухой бассейн из цветного риса» Расширение представления детей о цветах, развитие способности тонко чувствовать цвета, развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук и двигательной координации, закрепление знаний цифр и букв, формирование навыка чтения, снятие мышечного напряжения.

Слайд 9

Оранжевая история по кругу «Цветные истории по кругу » Расширение представления детей о разных цветах, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания , памяти, творческого воображения, связной речи и коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Слайд 10

К оррекционно-развивающая работа с детьми: цикл занятий с использованием «Цветного дождя», «Цветного риса», «Бассейна из цветного риса», дидактической игры «Цветные истории по кругу» Применение цветотерапии в работе педагога-психолога Взаимодействие с педагогами: мастер-классы, семинары-практикумы по использованию цветотерапии в работе с детьми Взаимодействие с родителями: групповая консультация « Цветовосприятие », Игровой тренинг «Цвет в жизни человека»

Слайд 11

«Радужные палочки» Расширение представлений детей о разных цветах, развитие слухового и зрительного восприятия, внимания , памяти , пространственного мышления, мелкой моторики рук и двигательной координации, математических способностей.

Слайд 12

«Цветные мешочки» Расширение представлений детей о разных цветах, обучение узнаванию предметов по характерным признакам, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

Слайд 13

Расширение представлений детей о цветах, развитие психических процессов: образного и элементов наглядно-схематического мышления, внимания, памяти, формирование представлений целостного образа предмета. «Цветная мозаика из крышек»

Слайд 14

снять стресс, нервное возбуждение, успокоить ребенка; с низить уровень раздражительности, способствует снижению агрессивности; корректировать гиперактивность; снизить уровень тревожности, повысить уверенность ребенка в своих силах; активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус детей; развитию психических процессов; расширению словарного запаса ребенка. Использование цвета помогает: