«Методы и приемы работы с детьми с ТМНР»
статья по коррекционной педагогике
Все занятия с воспитанниками должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы: игровая форма обучения; частая смена видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, практическая направленность обучения, использование здоровьесберегающих технологий.
В коррекционной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
2.Иллюстрация — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц.
3. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.
Приемы
- показ способов действий;
- показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
рассказ не должен быть перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту ребенка.
2- Рассказы детей (составляются на основе картинного плана, мнемотаблиц),
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные и этические беседы.
4- Чтение художественной литературы.
В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Время использования 1-2 минуты.
Приемы
- вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
- указание (целостное и дробное);
- пояснение;
- объяснение;
- педагогическая оценка;
- беседа (после прогулки, просмотра мультфильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения (как метод стимулирования обучения)
Методы
1. Дидактическая игра, интерактивные тренажеры.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
- внезапное появление объектов;
- выполнение педагогом игровых действий;
- загадывание и отгадывание загадок;
- введение элементов соревнования;
- создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Пиктограммы.
Метод предметно – действенный. (Упражнения и приучения) используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др.
Также в работе с детьми ТМНР используется активный метод рефлексии.
Существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками, помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
- Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и пластилинотерапия.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Для активизации деятельности воспитанников с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
- Создание доброжелательной атмосферы на занятии.
- Авансирование успеха.
- Использование сюрпризных моментов.
- Использование наглядности и зрительных стимулов.
- Связь предметного содержания с жизнью.
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
- Регулярная смена видов деятельности и форм.
- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
- переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность воспитанников, развивают их творческие способности, активно вовлекают в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность воспитанников с ОВЗ.
Отдельно хотела бы остановиться на эффективном методе в работе с ТМНР, это техника пиктограмм.
Пиктограмма — карточка схематического вида, в которой содержатся важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений. Исходя из того, что процесс работы с «особыми детьми» происходит в ситуативно-деловом общении, пиктограммы желательно использовать в черно-белом изображении, которые помогут заменить слова.
Стоит отметить, что работа с пиктограммами проходит в несколько этапов.
Этапы работы с пиктограммами
Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами.
I ЭТАП. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
1) Идентификация символа: показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) или его реалистичным изображением на картине.
2) Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
3) Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
4) Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
5) Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.
Тематика применения пиктограмм: «Времена года», «Уход за телом», «Моя семья», «Колобок», «Теремок», «Мой город», «Приветствие», «Я-сам», «Путешествие в лес», «Профессии», «Праздники», «Дикие и домашние животные», «Птицы» и др.
Исходя из того, что данные темы и разделы перекликаются с явлениями и предметами окружающей действительности, обучение при помощи пиктограмм способствуют вовлечение «особых детей» в речевые ситуации повседневной жизни.
Используются пиктограммы при обучении «особых детей» алгоритмам одевания, раздевания, умывания и иных действий по самообслуживанию, а также общепринятых пиктограмм в общественной среде, с которыми они могут столкнуться в жизни (на остановке, в аптеке, магазине). Это способствует формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки. К особенностям работы с пиктограммами стоит отнести их использование во вне урочной деятельности. Так, пиктограммы можно размещать везде, где находится ребенок в ванной комнате, в столовой, в гардеробе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы работы с детьми с ТМНР»
Все занятия с воспитанниками должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. При построении занятий необходимо учитывать основные методические принципы: игровая форма обучения; частая смена видов деятельности; доступность и повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия, практическая направленность обучения, использование здоровьесберегающих технологий.
В коррекционной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
2.Иллюстрация — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц.
3. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.
Приемы
- показ способов действий;
- показ образца.
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
рассказ не должен быть перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту ребенка.
2- Рассказы детей (составляются на основе картинного плана, мнемотаблиц),
3- Беседа.
По содержанию выделяют познавательные и этические беседы.
4- Чтение художественной литературы.
В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Время использования 1-2 минуты.
Приемы
- вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
- указание (целостное и дробное);
- пояснение;
- объяснение;
- педагогическая оценка;
- беседа (после прогулки, просмотра мультфильмов и т. п.).
Игровые методы и приемы обучения (как метод стимулирования обучения)
Методы
1. Дидактическая игра, интерактивные тренажеры.
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
- внезапное появление объектов;
- выполнение педагогом игровых действий;
- загадывание и отгадывание загадок;
- введение элементов соревнования;
- создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
2. Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Пиктограммы.
Метод предметно – действенный. (Упражнения и приучения) используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др.
Также в работе с детьми ТМНР используется активный метод рефлексии.
Существует следующая классификация видов рефлексии:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками, помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
- Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и пластилинотерапия.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Для активизации деятельности воспитанников с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
- Создание доброжелательной атмосферы на занятии.
- Авансирование успеха.
- Использование сюрпризных моментов.
- Использование наглядности и зрительных стимулов.
- Связь предметного содержания с жизнью.
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
- Регулярная смена видов деятельности и форм.
- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
- переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность воспитанников, развивают их творческие способности, активно вовлекают в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность воспитанников с ОВЗ.
Отдельно хотела бы остановиться на эффективном методе в работе с ТМНР, это техника пиктограмм.
Пиктограмма — карточка схематического вида, в которой содержатся важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений. Исходя из того, что процесс работы с «особыми детьми» происходит в ситуативно-деловом общении, пиктограммы желательно использовать в черно-белом изображении, которые помогут заменить слова.
Стоит отметить, что работа с пиктограммами проходит в несколько этапов.
Этапы работы с пиктограммами
Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами.
I ЭТАП. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания.
1) Идентификация символа: показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом (животным, человеком) или его реалистичным изображением на картине.
2) Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый).
3) Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
4) Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других.
5) Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза).
К функциям, которые выполняют «пиктограммы» в работе с «особыми детьми», относятся развитие средств общения, что впоследствии становится мотивацией и желанием к общению «особых детей», способствует усвоению письменных и читательских навыков, развитию основных процессов памяти, увеличению словарного запаса.
Тематика применения пиктограмм: «Времена года», «Уход за телом», «Моя семья», «Колобок», «Теремок», «Мой город», «Приветствие», «Я-сам», «Путешествие в лес», «Профессии», «Праздники», «Дикие и домашние животные», «Птицы» и др.
Исходя из того, что данные темы и разделы перекликаются с явлениями и предметами окружающей действительности, обучение при помощи пиктограмм способствуют вовлечение «особых детей» в речевые ситуации повседневной жизни.
Используются пиктограммы при обучении «особых детей» алгоритмам одевания, раздевания, умывания и иных действий по самообслуживанию, а также общепринятых пиктограмм в общественной среде, с которыми они могут столкнуться в жизни (на остановке, в аптеке, магазине). Это способствует формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки. К особенностям работы с пиктограммами стоит отнести их использование во вне урочной деятельности. Так, пиктограммы можно размещать везде, где находится ребенок в ванной комнате, в столовой, в гардеробе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР»
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лекс...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомле...

Сообщение из опыта работы на тему : «Методы и приемы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении дошкольников с родным краем»
Опыт работы по патреотическому воспитанию,методы и приемы по ознакомлению дошкольников с родным краем...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...


