Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Матюшинець Людмила Валерьевна

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Как молодому педагогу не потеряться среди разнообразия существующих методов, приемов и технологий? Как сделать занятие интересным и современным? В статье описаны различные методы, приемы и педагогические технологии из опыта работы учителя-дефектолога, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста не только учителю-дефектологу, но и всем воспитателям и учителям, работающим с детьми с нарушениями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Людмила Валерьевна Матюшинець,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

                                                             КОУ  «Нижневартовская школа для обучающихся

                                                               с ограниченными возможностями здоровья № 1»

                                                                                            г. Нижневартовск, ХМАО-Югра                                                                          

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА.

 Аннотация: 

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Как молодому педагогу не потеряться среди разнообразия существующих методов, приемов и технологий? Как сделать занятие интересным и современным? В статье описаны различные методы, приемы и педагогические технологии из опыта работы учителя-дефектолога, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста не только учителю-дефектологу, но и воспитателям, учителям, работающим с детьми с нарушениями слуха.

Ключевые слова: методы, приемы, педагогические технологии, дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), кохлеарная имплантация (КИ), развитие слухового восприятия (РСВ), ФЭМП (формирование элементарных математических представлений), нейрогимнастика, лего-технология, нетрадиционные оздоровительные технологии развития детей: работа с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.

Послушайте - и Вы забудете,

посмотрите - и Вы запомните,

сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

На сегодняшний день в нашей школе обучаются дети с ОВЗ разных категорий. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. 

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения –  это путь познания окружающей действительности, который  предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности ребенка.

Я хотела бы рассказать, какие педагогические технологии, методы и приемы я использую в своей работе с детьми с нарушением слуха. У меня проходят фронтальные и индивидуальные  занятия с дошкольниками и с младшими школьниками. На каждом этапе занятия использую различные методы, приёмы, педагогические технологии. Общие  педагогические методы и приемы не использую изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод как ведущий, необходимо подкреплять его одним-двумя дополнительными. На начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа. Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический  как дополнительный. Например, на таких занятиях, как развитие речи, ФЭМП с дошкольниками широко использую интерактивный стенд. Данный стенд предназначен для изучения, закрепления и  повторения таких тем, как времена года, месяцы, части суток, дни недели.  Также можно закрепить понятия вчера, сегодня, завтра, было, будет, до, после. Таблички на стенде сделаны на липучках, поэтому они мобильны, их можно перемещать, прикреплять в разные места. Детям нравится работать на данном стенде, здесь хорошо прослеживается сочетание наглядно-практического метода и беседы. Стенд  яркий, красочный, сначала можно провести беседу по какой-либо теме из представленных, потом предложить детям выполнить задания. При этом использовать соревновательный момент. Кто правильно ответил на вопрос или выполнил предложенное задание лучше других, тот и прикрепляет табличку или картинку на стенде. На практике дети закрепляют полученные знания.

На занятии «Обучение грамоте» для объяснения понятия «Звук» в качестве наглядно-практического метода использую яркие куколки «Звуковички».  Они трех цветов: красные (обозначают гласные звуки), синие (обозначают твердые согласные звуки) и зеленые (обозначают мягкие согласные звуки). На куколках, обозначающих гласные звуки, есть артикуляция гласных звуков (А, О, У, Э, И, Ы).  Детям объясняю, когда гласные начинают дружить с согласными звуками (ставлю куколки рядом), получается слог. Так, играя, дети учатся. Ребята составляют слоги, начинают читать. В дальнейшем «Звуковички» можно использовать для звукобуквенного анализа слов.

В своей работе с детьми как дошкольного, так и школьного возраста активно использую Лего-технологию. Лего-технология – универсальный способ, оказывающий мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи через манипуляции с деталями конструктора. Особенно актуальна  данная технология в организации коррекционной работы  с детьми  с нарушениями слуха, в том числе кохлеарно имплантированными детьми, т.к. обеспечивает реализацию коммуникативно-деятельностного  принципа обучения речи обучающихся данной категории. Использование лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Его можно использовать как на фронтальных занятиях – обучение грамоте, ФЭМП, так и на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и обучению грамоте.

Применение лего-конструирования при усвоении  материала любой образовательной области обеспечит  наглядную основу, в которой особо нуждаются дети с нарушенным слухом, в т.ч.  дети, прошедшие процедуру кохлеарного имплантирования, повысит познавательный интерес  дошкольников и при подготовке к обучению грамоте.

        Использование конструктора  положительно скажется на результативности работы  по развитию мелкой моторики и формированию всех сторон речи, так как способствует:

  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (стимулирует развитие речедвигательных зон коры головного мозга;
  • автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки изолированно, в слогах, словах и т.д.);
  • развитию словаря в рамках определенных тем с учётом календарно-тематического планирования (Например, на занятии ФЭМП можно закрепить понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «порядковый и количественный  счет»;
  • формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов и т.д.);
  • знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

Применение  лего-коструирования позволит детям воспринимать занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма,  разовьет внимание, усидчивость, умение действовать по образцу и самостоятельно. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи. В своей коррекционно-развивающей деятельности применяю нетрадиционные оздоровительные технологии развития детей: работа с бельевыми прищепками.  Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной. Игры с прищепками способствуют  активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это солнышко. У солнышка нет лучиков. Сделай солнышку лучики. Прищепки могут быть «лучиками» у силуэта солнышка (даем ребенку силуэт солнышка без лучиков, а он прикрепляет прищепки – лучики).  Вариантов таких игр много. Или игра «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?»  С детьми старшего дошкольного или младшего возраста из прищепок можно сделать буквы, выполнить звуко-буквенный анализ слов, составить предложения с указанием количества слов в предложении.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные,  только зеленые либо  только синие прищепки и т.д. Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости. Коррекционную работу по развитию пространственных представлений можно проводить с помощью прищепок. Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами. Также с помощью прищепок можно закреплять счет. Ребенок считает на картинке предметы и прикрепляет прищепку к нужной цифре, либо прикрепляет столько же прищепок,  использовать в качестве счетного материала при решении примеров на сложение и вычитание, составлять задачи. При работе над звукопроизношением, прищепки можно прикреплять на заданный звук, либо искать в слове заданный звук и прикреплять к нему прищепку.  Для понимания предлогов можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над домом, под стулом и т.д.)  и располагать прищепки на соответствующих  картинках.

Также в своей работе использую широко известную на данный момент нейрогимнастику. Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Кинезиологические упражнения можно использовать на различных уроках, занятиях, на разных этапах для развития произносительных навыков, для закрепления счета, в качестве физминутки и т.д. В качестве игр на переменах можно использовать пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии, что способствует синхронизации работы полушарий головного мозга. Например, «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок. «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

Задания для обеих рук:

- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

- ощупывание фигур, букв двумя руками и т.д.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в работе с детьми с нарушением слуха существует большое количество педагогических технологий, методов и приемов основанных как на традиционных методах обучения, так и с использованием инноваций. Важно заметить, что новые средства специального обучения, дополняют, но не вытесняют традиционные.  Они обладают строго определенными функциями в учебном процессе и используются на определенных этапах обучения.

Список литературы:

1. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками. //Дошкольная педагогика.-2006.-№5.- с.64-65

2. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 

4. Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. — 2016— №24. — С. 523-526. — URL https://moluch.ru/archive/128/35542/

5. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога(тифлопедагога)

Перспективно-календарное планирование  учителя-дефектолога (тифлопедагога) по теме "Овощи. Фрукты" по разделам "Развитие зрительного восприятия", "Социально-бытовая ориентировка", "Ориентиро...

Обобщение педагогического опыта работы учителя - дефектолога с детьми с нарушением зрения.

В статье обобщается педагогический опыт работы учителя-дефектолога  с детьми с нарушением зрения по всем разделам программы....

«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе во...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...

Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с  инвалидностью, с ограниченными в...