«Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения»( из опыта работы учителя-дефектолога)
статья по коррекционной педагогике на тему

Гришина Светлана Николаевна

У детей с нарушением зрения наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия.  У этих детей оно отличается большей замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Зрительные представления менее четки и ярки. Нередко наблюдается  трудности в пространственной ориентировке, социально-бытовой ориентации. Дети быстро утомляются, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Недостаточно развита моторика рук, моторная и зрительно-двигательная координация, нет согласованности движений глаз и рук. Поэтому, игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психологического развития, становления индивидуальности и формирования жить сообща. Игра служит эффективным средством, преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения и является основным методом коррекционно-развивающего обучения  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_igra.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как основной метод коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения (из опыта работы).

Нарушение зрения, играющего очень важную роль в развитии ребенка, сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических  функций.

В нашем    МБДОУ д/с № 16 «Тополек» существуют дошкольные группы коррекционного типа для детей с нарушениями зрения. В последнее время увеличилось число детей, имеющих сложный зрительный дефект органа зрения. В основном, дети с такими диагнозами, как косоглазие, амблиопия, гипертропия, миопия. У этих детей наблюдается нарушение умственного развития, речи, двигательной сферы. Однако, значительное снижение  зрения отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе восприятия.  У этих детей оно отличается большей замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Зрительные представления менее четки и ярки. Нередко наблюдается среди наших детей трудности в пространственной ориентировке, социально-бытовой ориентации. Дети быстро утомляются, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Недостаточно развита моторика рук, моторная и зрительно-двигательная координация, нет согласованности движений глаз и рук. Поэтому, игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психологического развития, становления индивидуальности и формирования жить сообща. Игра служит эффективным средством, преодоления недостатков развития личности ребенка с нарушением зрения и является основным методом коррекционно-развивающего обучения для этих детей.

Согласно программам специальным (коррекционных) образовательных учреждений для слабовидящих детей 4 вида под редакцией Л.И. Плаксиной, свою коррекционную работу в играх я веду по 4 разделам:

  1. Развитие зрительного восприятия.
  2. Развитие осязания и мелкой моторики.
  3. Социально-бытовая ориентация.
  4. Зрительно-пространственная ориентировка.

Исходя из этих разделов, в своей работе я ставлю следующие задачи:

  • развивать зрительные реакции на предметы окружающего мира, формировать зрительно-двигательные умения, планомерно и целенаправленно обследовать предметы, картинки
  • учить отличать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации группы предметов.
  • учит отличать величину реальных предметов, зрительно анализировать, сличать.
  • учить отличать геометрические фигуры и объемные геометрические тела, обучать использованию их формы, как эталона.
  • формировать представления о строении и возможностях рук, знакомить с расположением и названием, назначением пальцев. Обучать различным действиям рукой, отдельных пальцев, различать пластику и ритм ласковых, строгих и других видов действий рук.
  • формировать умение и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, обучать приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
  • учить выделять сенсорные эталоны формы, формировать приемы обследования предметов, животных.
  • учить выделять сенсорные эталоны осязательных признаков предметов, дифференцировать различные признаки предметов.
  • учить использовать приемы осязания при знакомстве и общении с человеком.

  • учить ориентироваться на собственном теле.
  • развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве.
  • учить определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, обозначать словесно.
  • развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, стола, фланелеграфа; учить располагать предметы в названных направлениях микропространства; ориентироваться по схеме.
  • расширять представления о предметном мире.
  • формировать компельсорные способы ориентировки на улице.
  • продолжать знакомить с собственным телом, раскрывая функциональные возможности организма.
  • учить понимать мимику и жесты, оценивать эмоциональное состояние человека.

Для преодоления отставания в программе провожу специальные индивидуальные и подгрупповые занятия по обучению детей в игре. К каждому разделу подбираю соответствующие игры, опираясь на результаты диагностического обследования людей.

Много времени уделяю работе с детьми на восприятие цвета, т.к. это свойство не м.б. выделено практически. При восприятии цвета учу детей пользоваться только зрительно-перцептивной ориентировкой. Провожу следующие игры: «Цветные кубики», «Посади бабочку (жука) на цветок», «Разноцветные шары», «Составь букет», «Подбери чашку и блюдце», «Что изменилось?», «Подбери все зеленые предметы», «Где спрятан шарик?».

При восприятии формы планирую следующие игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди свою фигуру», «Составь узор», «Чей домик?», «Узнай на ощупь (по описанию)», «Обведи по трафарету», «Выложи г.ф. из палочек и др.», «Танграм».

Вычислять величину детей учу практически. При проведении игр на восприятие величины стараюсь проводить параллельно с играми на восприятие формы т.к. дети овладевают способом проб на разном материале. ( «Составь пирамидку», «Кто выше, кто ниже?», «Расставь по высоте; разложи по величине», «Опусти шарик в коробку», «Спрячь шарик в ладошках», «Поставь по следу», «Три медведя», «Ассорти» и др.). В таких играх как: «Чего не хватает?», «Что это такое?»  учу детей видеть, что внешний вид предметов может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотреть, что целый предмет может состоять из отдельных частей , что при отсутствии какой-либо части целое нарушается .      

Без специального коррекционного обучения нельзя говорить о формировании пространственных представлений и ориентировки в нем. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развитие движений, малая двиг. активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, возможность практической микроориентировки. Провожу следующие игры: «Далеко-близко», «Петрушка», «Новоселье», «Куда покатился мяч?», «Внизу- вверху», «Правильно пойдешь, игрушку найдешь», «Разложи предметы по схеме», «Космическое путешествие», «Покажи где у куклы..». На бумаге дети отражают реальные пространственные отношения между предметами (план группы; в объемном макете дома  дети расставляют мебель по плану- схеме «Новоселье в новом доме»). Детям очень нравятся игры, в которых они должны прятать и находить предметы, прятаться, искать друг друга.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это, потому что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения  недостаточной зрительной информации.  Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям возможность наиболее точно представлять предметы и пространство.

В своей работе я использую различные игровые задания, которые состоят из 2-х частей:

  1. Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры) необходимые для того, чтобы снять напряженность мышц кистей, пальцев, а так же развивать их подвижность и гибкость.
  2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих чувствительность и мелкую моторику.

Это такие игры, как: «Построй домик»( по образцу, памяти, произвольно), «Собери матрешку(пирамидку)», «Чашки-вкладыши», «Поможем Золушке (сматывание ниток, перебирание косточек, крупы, пуговиц)», «Составь узор из резиночек (на станках)», «Найди все шелковые (шерстяные) ткани», «Отбери все металлические (деревянные, резиновые) предметы». В играх «Чудесный мешочек», «Коробка сюрпризов» дети на ощупь обследуют одной, двумя руками, при этом развивается осязание и формируется понятие об объеме, форме, фактуре предметов.

Особенно хочу остановить свое внимание на графических играх, которые направлены на коррекцию и формирование умений письма, совершенствование тактильных и моторно-двигательных функций, на развитие зрительно-моторной координации.

Каждую графическую игру я начинаю с небольшого массажа кистей рук в игровой форме, например: «Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке. («Пили пила…»). Затем делаем пальчиковую гимнастику и приступаем к графическим играм.  Каждую графическую игру начинаю с чтения стихотворного условия, которое необходимо выполнять как игровое задание: «Бегут рельсы, как река- заповедны берега», «Рельсы удаляются и не пересекаются», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы- проедет поезд запоздалый», и др. Выполнение таких заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предложенных заданий. Использую работу с трафаретами. Обводка готового контура предмета при зрительной патологии становится коррекционным способом развития образа предмета. При систематических упражнениях в обводке у детей развивается двигательный анализатор и зрительный контроль. Любят дети развивающие игры: «Лего», «Пазлы», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» (на воссоздание силуэта из геометрических фигур).

В творческих играх, совместно с воспитателями коррекционных групп, стараемся развивать творческие способности детей, умело использовать речевые приемы, воспитываем коммуникативные навыки. Дети с удовольствием показывают сказки на большом и индивидуальном фланелеграфах. В ходе работы над драматизацией литературных произведений учитываем, что дети страдают неточностью, некоординированностью движений, слабой двигательной памятью. Поэтому для формирования правильной передачи образа персонажа через движение, использую игры имитирующие движения и повадки различных животных: «Зеркало», «Где мы были…?», «Обезьянки», «Сделай так». В своей работе использую игровые мимические и эмоциональные этюды: «Солдат на посту», «Возьми себя в руки», «Доброе животное», «Я болею», «Я выздоровел», «Радость», «Удивление» и др., в процессе которых дети учатся воспроизводить позы, жесты, различные эмоциональные состояния. Коррекционная направленность творческих игр позволила восполнить, обогатить представления детей  о социальных взаимосвязях окружающего мира, о возможных и наиболее правильных путях преодоления барьеров коммуникативной деятельности. Дети получают благоприятные условия для развития общения и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.

В своей коррекционной работе уделяю внимание играм на развитие глазомера: «Найди елочку», «Построим дома», «Найди такое же», «Прокати шар в ворота»;  на расслабление и конвергенцию: «Подбрось шар вверх», «Мяч в кольцо»; на развитие глазодвигательных функций: «Сколько елочек?», «Сколько раз я подпрыгну?»;

на поднятие остроты зрения, развитие цветофункций: «Раскрась сам», «Каждую бусинку на свое место», «Радуга», «Народные узоры»; на развитие зрительной памяти: «Разрезные картинки», «Что изменилось?», «Зрительные диктанты (на фланелеграфах)» и др.

Коррекционные задачи, которые я решаю в процессе игр- занятий, воспитатели переносят в повседневную игровую деятельность детей. Дети любят самостоятельно выбирать для себя задания и в процессе самостоятельной деятельности они закрепляют все то, чему они обучались в процессе игры-занятия. Даю задания на дом: графические игры, обведение по трафаретам и др.

В процессе коррекционно-развивающего обучения через игру у детей совершенствуются:

  • зрительно-двигательная координация.
  • ориентация в пространстве, микропространстве.
  • развиваются точность восприятия цвета, формы, величины.
  • зрительное внимание.
  • память.
  • тактильная чувствительность и осязание.
  • мелкая моторика рук и пальцев.
  • обогащается сенсорный опят, представления о себе, окружающих людях, о социальных взаимосвязях окружающего мира.

Игра способствует повышению качества коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего тренинга для детей с нарушением зрения, имеющих вторичное отклонение ЗПР в старшей группе На тему: «Остров дружбы»

Находясь в одном времени и пространстве с другими людьми, человек постоянно общается с ними. Иногда только с помощью взглядов, но чаще всего вербально. Основное значение при этом имеет способность пра...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию социально-бытовой ориентировки для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Игры с красками для детей с нарушением зрения (из опыта работы)

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольный период. Краски - интересное и доступное средство для ознакомления с сенсорными эталонами отражающими цвет....

Игра как основной метод коррекционно-развивающей работы с детьми.

При любом нарушении логопедическая работа  направлена на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом ма...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...