Нейрогимнастика для детей с ТНР: Путь к уверенной речи через движение
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) часто сталкиваются с трудностями в освоении полноценной коммуникации. Это может проявляться в ограниченном словарном запасе, проблемах с построением фраз, нарушении звукопроизношения и общей невыразительности речи. К счастью, современные подходы предлагают эффективные инструменты для преодоления этих барьеров, и одним из таких мощных союзников является нейрогимнастика.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика для детей с ТНР: Путь к уверенной речи через движение
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) часто сталкиваются с трудностями в освоении полноценной коммуникации. Это может проявляться в ограниченном словарном запасе, проблемах с построением фраз, нарушении звукопроизношения и общей невыразительности речи. К счастью, современные подходы предлагают эффективные инструменты для преодоления этих барьеров, и одним из таких мощных союзников является нейрогимнастика.
Что такое нейрогимнастика и почему она так важна для детей с ТНР?
Нейрогимнастика – это комплекс специально разработанных упражнений, направленных на стимуляцию работы головного мозга, развитие межполушарных связей и улучшение координации движений. Ее основой является принцип "движение порождает мысль". Когда ребенок выполняет определенные движения, он активизирует различные участки мозга, отвечающие за речь, внимание, память, мышление и эмоциональную регуляцию.
Для детей с ТНР нейрогимнастика особенно ценна, потому что: связывает мозг и тело. Речь – это сложный процесс, требующий слаженной работы множества зон мозга. Нейрогимнастика помогает установить эти связи, активизируя области, ответственные за артикуляцию, слуховое восприятие, планирование движений и даже эмоциональное выражение.
Развивает мелкую моторику: Тонкая моторика рук тесно связана с речевым центром в мозге. Упражнения, направленные на развитие ловкости пальцев, улучшают и речевые навыки.
Улучшает координацию и пространственное мышление: Эти навыки важны для правильного дыхания, артикуляции и построения предложений.
Повышает концентрацию внимания и память: Дети с ТНР часто испытывают трудности с удержанием внимания и запоминанием информации. Нейрогимнастика помогает тренировать эти когнитивные функции.
Снижает тревожность и повышает самооценку: Успешное выполнение упражнений, даже самых простых, приносит ребенку чувство удовлетворения и уверенности в своих силах, что положительно сказывается на его мотивации к развитию речи.
Делает процесс обучения увлекательным: Нейрогимнастика часто представлена в игровой форме, что делает занятия интересными и мотивирующими для ребенка.
Основные направления нейрогимнастики для развития речи детей с ТНР:
Нейрогимнастика включает в себя разнообразные упражнения, которые можно разделить на несколько ключевых групп:
Упражнения на развитие межполушарных связей: Эти упражнения направлены на синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга.
"Зеркальное рисование": Ребенок одновременно рисует двумя руками в воздухе или на бумаге одинаковые или разные фигуры.
"Перекрестные шаги": При ходьбе ребенок старается касаться правым локтем левого колена и наоборот.
"Ладонь-кулак-ребро": Ребенок последовательно меняет положение руки: сначала раскрытая ладонь, затем сжатый кулак, затем ребро ладони. Это упражнение можно выполнять обеими руками одновременно, меняя ритм.
"Ухо-нос": Ребенок берется левой рукой за правое ухо, а правой рукой за кончик носа. Затем, не разжимая рук, меняет их положение: левой рукой берется за нос, а правой – за ухо.
Упражнения на развитие мелкой моторики и координации пальцев:
"Пальчиковые игры": Классические "Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать" и другие, где каждый палец выполняет определенное действие.
"Сжимание и разжимание кулачков": Быстрое чередование сжатия и разжимания кулаков.
"Перекатывание шариков": Использование мелких шариков (например, из пластилина или теннисных мячиков) для перекатывания между пальцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение
laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Консультация "Развиваем речь через движения…"
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно развива...

Консультация "К речи через движение"
Взаимосвязь физическго развития с черевым через совмещения двигательной и речевой деятельности ребенка-дошкольника....

Логоритмика по методике Е.Железновой "Развиваем речь через движения"
Развиваем речь через движение. Разучивание песенок с движениями....

Логоритмика по методике Е. Железновой «Развиваем речь через движения»
Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.А...

Буклет "К речи через движение"
Материал, содержащийся в буклете, был презентован в ходе проведения "Дефекто-лого-вертушки", организованной рабочей группой учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОО г.Канска для родите...

Заметка логопеда. Речь через движение.
Речь на кончиках пальцев – почему это актуально как никогда?[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33039769","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_m...
