Статья «Использование «Кейс- технологии» в работе учителя – логопеда с детьми 5-7 лет с ОНР»
статья по коррекционной педагогике
Статья «Использование «Кейс- технологии» в работе учителя – логопеда с детьми 5-7 лет с ОНР»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с ОНР.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я заинтересовалась таким метом как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применять в своей работе.
Ценность кейс-технологии заключается в том, что дети учатся исследовать проблему, находить решение и обосновывать свое мнение. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.
Передо мной стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.
Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.
Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие связной речи.
- Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь.
- Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.
Суть кейс-метода в работе с детьми с ОНР заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Ценность такого метода заключается в том, что ребенок учится:
- отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
- развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
- развивать способность вести конструктивный диалог;
- развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Я решила изучить и применить следующие виды кейс-технологии в работе с дошкольниками:
1) кейс-ситуации;
2) кейс-иллюстрации;
3) фото-кейс.
1. Технология кейс-ситуации – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Создание такой кейс-ситуации получалось спонтанно. Во время проведения мероприятия, посвященного подвигу 131 отдельного мотопонтонного мостового батальона во время ВОВ, возникла кейс-ситуация, из которой детям предлагалось найти выход.
Суть вопроса:
Во время войны перед понтонерами была поставлена задача обеспечить переправу бойцов с тяжелой техникой – танками – через реку Оку. Но моста нет, его разбомбили немцы. Что делать?
Выход из ситуации:
Предложения детей:
- Доплыть до берега вплавь.
Размышления: Река широкая, плавать не все умеют. Танки утонут.
- Взять топор, срубить дерево и положить.
Размышления: Дерево не достанет до другого берега и не выдержит людей и технику.
- Построить новый мост.
Размышления: Это очень долго и сложно, а времени нет.
Вывод:
Понтонеры в тяжелых условиях выполняли задания командования – строили понтонные мосты.
В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.
2. Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?»
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Мы с воспитателем показали иллюстрацию картинки «Нужно ли быть вежливым?» и предложили детям обсудить, что же произошло. Дети высказывали свое мнение и видение данной ситуации. Миша даже заметил, что возмущается одна бабушка, а у другой только удивленные глаза, и она молчит. Все задумались, почему так. Предположений и рассуждений детей было много, каждому хотелось высказаться. Каждый находил свои собственные решения, доказывал, почему считает их правильными. Нашей задачей было, чтобы дети самостоятельно пришли к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
3. «Фото-кейс». В него входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает события;
— вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Кирилл не ест молочную кашу»
Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак кашу.
Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную кашу. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Кирилл сидел над тарелкой и не ел кашу.
Вопросы: Почему Кирилл не ест кашу? Чем полезна каша? Как бы ты поступил на его месте?
Обсуждая проблемную ситуацию, дети искали причину, почему Кирилл не хочет есть. Предположения были разными: ему нездоровится, болит живот, позавтракал дома, не любит такую кашу, у него нет настроения, он не проголодался. Дети решили поговорить о том, как появилась эта каша на завтрак, кто приготовил ее, из каких продуктов, чем она полезна. Светы детей были разнообразными: «Пусть не ест, если не хочет», «Нужно сказать ему так: ложку за маму, ложку за папу», «Если попробовать – вдруг понравится». Было даже и такое предложение – подумать о голодающих детях блокадного Ленинграда. Ребенок, который это предложил, вспомнил о проведенной нами Всероссийской акции «Блокадный хлеб». Кирилл ответил, что подумает, расскажет обо всем родителям, посоветуется с ними и примет решение.
Фото-кейс «Самостоятельность»
Цель: Формировать основы безопасного поведения при выходе на прогулку.
Текст: Группа детей при выходе на прогулку должна была спускаться по ступенькам, держась за перила. Только Алиса не послушалась воспитателя и начала спускаться самостоятельно, не держась за перила.
Вопросы: Что неправильно сделала Алиса? Почему так произошло? Как правильно поступить? Всегда ли нужна такая самостоятельность? Как проявлять свою самостоятельность в коллективе?
Мнения детей при обсуждении были противоположными. Некоторые считали, что нужна самостоятельность, но другие говорили, что нужно соблюдать правила поведения в коллективе. Много рассуждений было по поводу безопасности, к чему может привести ее несоблюдение.
В дальнейшем дети научились сами подмечать различные ситуации, над которыми можно поразмышлять.
В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:
- дети пополняли необходимую информацию в общении;
- научились задавать вопрос, участвовать в дискуссии;
- научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде;
- научились понимать ситуацию, находить из нее выход, аргументировать свое мнение.
Подводя итог, можно надеяться, что наши воспитанники смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни, будут людьми «думающими», способными мыслить аналитически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на 2012-2013 учебный год.
Использование оздоровительных технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)
Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
