Коррекционно - развивающее занятие «По следам русской народной сказки «Репка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Орлова Елена Анатольевна

 

Коррекционно - развивающее занятие

«По следам русской народной сказки «Репка для детей 5-6 лет с ОВЗ с нарушениями интеллекта.

 

Цель: Развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и творческих способностей детей посредством театрализации русской народной сказки «Репка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Коррекционно - развивающее занятие

«По следам русской народной сказки «Репка»

для детей 5-6 лет с ОВЗ

с нарушениями интеллекта.

Учитель-дефектолог

Орлова Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2025


Тема: "По следам русской народной сказки "Репка"

Цель: Развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и творческих способностей детей посредством театрализации русской народной сказки «Репка»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить последовательность героев сказки «Репка».
  • Актуализировать и обогатить словарь по темам «Сказка "Репка"» и «Овощи» (названия персонажей, действия, признаки).
  • Учить узнавать и называть овощи, формировать представления об их сенсорных свойствах: цвет, форма, величина, характеристика поверхности (гладкая, твердая, пупырчатая).
  • Закрепить умение составлять описательный рассказ об овощах по опорной схеме.
  • Формировать представления о значимости семьи, взаимопомощи и заботы о близких.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, наблюдательность, зрительную и тактильную память, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Развивать умение строить простые распространенные предложения по картинке и опорной схеме, отвечать на вопросы полным ответом.
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику через игровые упражнения и манипуляции с предметами.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству (сказкам).
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к занятию, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, самостоятельности и ответственности за выполнение задания.

Образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): интерактивная доска, презентация PowerPoint, аудиозаписи.
  • Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза (физкультминутка), дыхательная гимнастика, сенсорные дорожки, смена видов деятельности.
  • Игровые технологии: дидактические игры, элементы театрализации, конструирование, решение проблемных ситуаций.

Предварительная работа:

  • Чтение и обсуждение сказки «Репка».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Игры-драматизации и рассказывание сказки с использованием настольного театра.
  • Разучивание физкультминутки.
  • Рассматривание муляжей и натуральных овощей, картинок с их изображением.
  • Дидактические игры: «Опиши овощ», «Большой — маленький», «Один — много», «Четвертый лишний», «Лабиринты».

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный: Интерактивная доска, презентация, аудиозаписи (музыка для физминутки, хоровода), фланелеграф (2 шт.).
  • Раздаточный и игровой:
  • Сюжетные картинки и фигурки персонажей сказки для фланелеграфа.
  • Набор картинок «Репка» разной величины.
  • Овощи из фетра, муляжи и натуральные овощи, «волшебный» мешочек.
  • Корзина, предметные картинки с изображением овощей.
  • Материалы для конструирования: цветные палочки, геометрические фигуры, схемы.
  • Материалы для продуктивной деятельности: ленты, разноцветные листья, схемы для узоров, лабиринты, маркеры.
  • Смайлики для рефлексии, сенсорные дорожки.


ХОД ИГРЫ

Этап и время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование и материалы

1. Организационный момент
(2-3 мин.)

Педагог собирает детей в круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Ребята, сегодня нас ждет сказочное путешествие. Отгадайте загадку:
«Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?» (Репка)
Правильно! Мы отправляемся по следам сказки «Репка»!

Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Отгадывают загадку.
Проявляют эмоциональный отклик, интерес.

Аудиозапись спокойной, сказочной музыки.

2. Введение в тему.
Актуализация знаний
(5 мин.)

Беседа по сказке:
- Ребята, вспомните, как начинается сказка?
- Как росла репка? Давайте покажем!
Дидактическая игра «Разложи репки»:
- Посмотрите, сколько репок! Разложите их от самой маленькой до самой большой.
- Молодцы! А теперь помогите деду: «посадите» на свои грядки только репки среди других овощей.

Дети отвечают на вопросы.
Приседают, показывая, как репка растет.
Работают у фланелеграфа, раскладывают картинки по величине.
Работают за столами: находят среди овощей из фетра репку и прикрепляют к «грядке».

Интерактивная доска (видео 1, 2).
Картинки с репкой разной величины.
Фланелеграф.
Индивидуальные наборы: «грядка» из фетра, овощи из фетра.

3. Основная часть
(15-17 мин.)

а) Работа с овощами.

- Ребята, посмотрите, это бабкина корзина. Что в ней? Давайте рассмотрим овощи.
Игра «Волшебный мешочек»:
- Угадайте на ощупь, какой овощ вы достали. Составьте про него рассказ по схеме.

Дети называют овощи, исследуют их тактильно.
По очереди достают овощ из мешочка, угадывают его, составляют описательный рассказ.

Корзина с натуральными овощами и муляжами. «Волшебный мешочек». Опорная схема для рассказа об овоще.

б) Продолжение сказки. Развитие моторики.

- Кого позвал дед? Помогите бабке дойти до репки.
- Внучка любит красивые ленты. Украсьте ленту листьями по схеме.
- Кого позвала внучка? Помогите Жучке.

Ребенок прикрепляет бабку к деду на фланелеграфе.
Дети за столами выкладывают на ленте узор из листьев по предложенной схеме.
Ребенок прикрепляет Жучку к внучке.

Фланелеграф, фигурки персонажей.
Индивидуальные наборы: ленты, разноцветные листья, схемы узоров.

в) Динамическая пауза
(2-3 мин.)

«Мы немножко отдохнем,
Физкультминутку проведем!»
(Проводится разученная ранее физкультминутка по теме сказки).

Дети выполняют движения по тексту.

Аудиозапись с веселой музыкой.

г) Конструирование и решение задач.

-Чтобы пришла кошка, нужно построить для нее домик. Соберите его по схеме.
- А мышке нужно пробежать по лабиринту к репке. Помогите ей!

Дети строят домики из предложенных материалов по схемам.

Дети выполняют графическое задание «Лабиринт».

Конструкторы (палочки, геометрические фигуры), схемы домиков.

Листы с лабиринтами, маркеры.

4. Завершение сказки. Рефлексия
(5 мин.)

- Давайте все вместе расскажем сказку и расставим всех героев!
(Педагог помогает детям выстроить последовательность).
- Ура! Вытянули репку! Давайте попляшем!
- Ребята, а что помогло вытянуть репку? (Дружба, взаимопомощь).
- Какой герой вам понравился больше всего? Поставьте ему у его фигурки смайлик.

Дети совместно рассказывают сказку, расставляют фигурки на фланелеграфе.
Водят хоровод.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют выбор, прикрепляют смайлики.

Фланелеграф, все фигурки персонажей.
Аудиозапись для хоровода.
Набор смайликов.

5. Окончание занятия
(2 мин.)

- Вы все сегодня были большие молодцы! Наше путешествие завершилось. До свидания!

Дети прощаются и выходят из зала по сенсорным дорожкам.

Сенсорные дорожки.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Коррекционно - развивающее занятие

«По следам русской народной сказки «Репка»

для детей 5-6 лет с ОВЗ

с нарушениями интеллекта.

Учитель-дефектолог

Орлова Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

2025


Тема: "По следам русской народной сказки "Репка"

Цель: Развитие когнитивных функций, коммуникативных навыков и творческих способностей детей посредством театрализации русской народной сказки «Репка»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить последовательность героев сказки «Репка».
  • Актуализировать и обогатить словарь по темам «Сказка "Репка"» и «Овощи» (названия персонажей, действия, признаки).
  • Учить узнавать и называть овощи, формировать представления об их сенсорных свойствах: цвет, форма, величина, характеристика поверхности (гладкая, твердая, пупырчатая).
  • Закрепить умение составлять описательный рассказ об овощах по опорной схеме.
  • Формировать представления о значимости семьи, взаимопомощи и заботы о близких.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать психические процессы: внимание, наблюдательность, зрительную и тактильную память, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Развивать умение строить простые распространенные предложения по картинке и опорной схеме, отвечать на вопросы полным ответом.
  • Совершенствовать общую и мелкую моторику через игровые упражнения и манипуляции с предметами.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству (сказкам).
  • Формировать эмоционально-положительное отношение к занятию, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи, самостоятельности и ответственности за выполнение задания.

Образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): интерактивная доска, презентация PowerPoint, аудиозаписи.
  • Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза (физкультминутка), дыхательная гимнастика, сенсорные дорожки, смена видов деятельности.
  • Игровые технологии: дидактические игры, элементы театрализации, конструирование, решение проблемных ситуаций.

Предварительная работа:

  • Чтение и обсуждение сказки «Репка».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Игры-драматизации и рассказывание сказки с использованием настольного театра.
  • Разучивание физкультминутки.
  • Рассматривание муляжей и натуральных овощей, картинок с их изображением.
  • Дидактические игры: «Опиши овощ», «Большой — маленький», «Один — много», «Четвертый лишний», «Лабиринты».

Оборудование и материалы:

  • Демонстрационный: Интерактивная доска, презентация, аудиозаписи (музыка для физминутки, хоровода), фланелеграф (2 шт.).
  • Раздаточный и игровой:
  • Сюжетные картинки и фигурки персонажей сказки для фланелеграфа.
  • Набор картинок «Репка» разной величины.
  • Овощи из фетра, муляжи и натуральные овощи, «волшебный» мешочек.
  • Корзина, предметные картинки с изображением овощей.
  • Материалы для конструирования: цветные палочки, геометрические фигуры, схемы.
  • Материалы для продуктивной деятельности: ленты, разноцветные листья, схемы для узоров, лабиринты, маркеры.
  • Смайлики для рефлексии, сенсорные дорожки.


ХОД ИГРЫ

Этап и время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование и материалы

1. Организационный момент
(2-3 мин.)

Педагог собирает детей в круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!»
Ребята, сегодня нас ждет сказочное путешествие. Отгадайте загадку:
«Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?» (Репка)
Правильно! Мы отправляемся по следам сказки «Репка»!

Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Отгадывают загадку.
Проявляют эмоциональный отклик, интерес.

Аудиозапись спокойной, сказочной музыки.

2. Введение в тему.
Актуализация знаний
(5 мин.)

Беседа по сказке:
- Ребята, вспомните, как начинается сказка?
- Как росла репка? Давайте покажем!
Дидактическая игра «Разложи репки»:
- Посмотрите, сколько репок! Разложите их от самой маленькой до самой большой.
- Молодцы! А теперь помогите деду: «посадите» на свои грядки только репки среди других овощей.

Дети отвечают на вопросы.
Приседают, показывая, как репка растет.
Работают у фланелеграфа, раскладывают картинки по величине.
Работают за столами: находят среди овощей из фетра репку и прикрепляют к «грядке».

Интерактивная доска (видео 1, 2).
Картинки с репкой разной величины.
Фланелеграф.
Индивидуальные наборы: «грядка» из фетра, овощи из фетра.

3. Основная часть
(15-17 мин.)

а) Работа с овощами.

- Ребята, посмотрите, это бабкина корзина. Что в ней? Давайте рассмотрим овощи.
Игра «Волшебный мешочек»:
- Угадайте на ощупь, какой овощ вы достали. Составьте про него рассказ по схеме.

Дети называют овощи, исследуют их тактильно.
По очереди достают овощ из мешочка, угадывают его, составляют описательный рассказ.

Корзина с натуральными овощами и муляжами. «Волшебный мешочек». Опорная схема для рассказа об овоще.

б) Продолжение сказки. Развитие моторики.

- Кого позвал дед? Помогите бабке дойти до репки.
- Внучка любит красивые ленты. Украсьте ленту листьями по схеме.
- Кого позвала внучка? Помогите Жучке.

Ребенок прикрепляет бабку к деду на фланелеграфе.
Дети за столами выкладывают на ленте узор из листьев по предложенной схеме.
Ребенок прикрепляет Жучку к внучке.

Фланелеграф, фигурки персонажей.
Индивидуальные наборы: ленты, разноцветные листья, схемы узоров.

в) Динамическая пауза
(2-3 мин.)

«Мы немножко отдохнем,
Физкультминутку проведем!»
(Проводится разученная ранее физкультминутка по теме сказки).

Дети выполняют движения по тексту.

Аудиозапись с веселой музыкой.

г) Конструирование и решение задач.

-Чтобы пришла кошка, нужно построить для нее домик. Соберите его по схеме.
- А мышке нужно пробежать по лабиринту к репке. Помогите ей!

Дети строят домики из предложенных материалов по схемам.

Дети выполняют графическое задание «Лабиринт».

Конструкторы (палочки, геометрические фигуры), схемы домиков.

Листы с лабиринтами, маркеры.

4. Завершение сказки. Рефлексия
(5 мин.)

- Давайте все вместе расскажем сказку и расставим всех героев!
(Педагог помогает детям выстроить последовательность).
- Ура! Вытянули репку! Давайте попляшем!
- Ребята, а что помогло вытянуть репку? (Дружба, взаимопомощь).
- Какой герой вам понравился больше всего? Поставьте ему у его фигурки смайлик.

Дети совместно рассказывают сказку, расставляют фигурки на фланелеграфе.
Водят хоровод.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют выбор, прикрепляют смайлики.

Фланелеграф, все фигурки персонажей.
Аудиозапись для хоровода.
Набор смайликов.

5. Окончание занятия
(2 мин.)

- Вы все сегодня были большие молодцы! Наше путешествие завершилось. До свидания!

Дети прощаются и выходят из зала по сенсорным дорожкам.

Сенсорные дорожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные коррекционные занятия по развитию познавательной, произвольной сфер, мелкой моторики и личностного развития для детей среднего и старшего дошкольного возраста по русской народной сказке «Репка».

Данные занятия  направлены на корректировку интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста в дополнении к подготовке к обучению в школе.  Основная цель представленных упражнений-занятий –...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Репка"

С использованием современных образовательных технологий:-здоровьесберегающих;-педагогических;-обучающих;-игровых;-воспитательных....

Конспект интегрированного занятия «В гости к сказке» по мотивам русской народной сказки"Репка", для детей средней группы.

Конспект интегрированного занятия "В гости к сказке" по мотивам русской народной сказки "Репка", для детей средней группы. Цель занятия приобщение детей к физической культуре через различные виды деят...

Конспект итогового занятия по сюжету Русской народной сказки «Репка» . 2 младшая группа

открытое итоговое занятие для родителей:Цели и задачи: а) Различать в игровой форме «много» предметов и «один» предмет, их форму, величину.б) Закреплять знания об основных цветах.в) Узнавать и на...

Конспект занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Репка»

первая младшая группаЦель: Знакомство с русской народной сказкой «Репка».                               ...

Конспект занятия «Знакомство с русской народной сказкой «Репка»

первая младшая группаЦель: Знакомство с русской народной сказкой «Репка».                               ...