Методическая рекомендации «Использование мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Описание техники использования мнемотаблиц, описана работа по составлению мнемотаблиц, этапы их составления, виды, последовательность обучения составления рассказа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 711.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти _________________________________________________________________ Гидротехническая, 8, г. Тольятти, Самарская область, Россия, 445041 тел: 8(8482) 97-40-86, 45-18-08; e-mail: chgard199@edu.tgl.ru
Методическая рекомендации
«Использование мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи».
Выполнил: Захарова Наталья Сергеевна
2022
Мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи
Для старших дошкольников с нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи (ОНР), дизартрия и другие, характерны трудности в построении связного высказывания: бедный словарный запас, проблемы с грамматическим оформлением предложений, нарушение логической последовательности повествования и снижение слуховой памяти . При этом у детей данного возраста преобладает наглядно-образная память и непроизвольное запоминание, то есть они лучше усваивают информацию, представленную визуально и связанную с их жизненным опытом .
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования ассоциативных связей . В работе с детьми с речевыми нарушениями она используется для развития связной речи через зрительные опоры (символы, пиктограммы, схемы), которые облегчают процесс кодирования и декодирования речевой информации .
Обучение проходит через три основных дидактических элемента:
1. Мнемоквадрат – одиночное изображение (символ), обозначающее одно слово, словосочетание или простое предложение (например, изображение яблока со знаком «сладкое» означает «сладкое яблоко»).
2. Мнемодорожка – линейная последовательность из 3-5 мнемоквадратов, позволяющая составить небольшое предложение или алгоритм действия (например, последовательность одевания на прогулку) .
3. Мнемотаблица – схема из нескольких ячеек (обычно не более 9), которая содержит графическую информацию для составления развёрнутого рассказа, пересказа сказки или заучивания стихотворения .
Рекомендуемая последовательность обучения составлению рассказа:
Этап 1: Подготовительный. Накопление словаря и знакомство с символами.
Задача: Обогатить активный и пассивный словарь по выбранной теме (например, «Дикие животные»), ввести в речь прилагательные, глаголы, предлоги.
Действия: проводятся беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание картин. Параллельно дети знакомятся с простейшими символами-заместителями, которые будут использоваться в таблицах (геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы) .
Этап 2: Работа с готовой мнемотаблицей. Составление рассказа с опорой.
Это основной этап, который делится на несколько шагов:
1. Рассматривание и разбор таблицы. Педагог вместе с детьми внимательно изучает каждую ячейку, задаёт наводящие вопросы: «Кто/что здесь изображено? Какой он? Что делает?» .
2. Перекодирование информации. Дети учатся «читать» схему, преобразуя абстрактные символы в конкретные слова и образы. Например, оранжевый треугольник – это лиса, зелёный прямоугольник – лес .
3. Составление рассказа. С опорой на зрительные образы таблицы дети формулируют предложения, которые затем объединяются в связный рассказ. Сначала это делается с помощью педагога (вопросно-ответная форма, совместное проговаривание), затем – самостоятельно .
Этап 3: Закрепление и творческое применение.
Задача: сформировать умение самостоятельно использовать графический план для речи.
Действия: Дети могут участвовать в дорисовывании или раскрашивании таблиц. На продвинутом уровне им можно предлагать чистые бланки-схемы, которые они заполняют символами самостоятельно или совместно с педагогом, а затем по этой схеме составляют собственный рассказ .
Практические рекомендации и примеры мнемотаблиц:
Общие советы по созданию и использованию таблиц:
Цвет: для детей с речевыми нарушениями, особенно на начальном этапе, предпочтительны цветные таблицы (лиса – оранжевая, ёлка – зелёная). Это усиливает ассоциативную связь. Для старших и подготовительных групп можно переходить к чёрно-белым схематичным изображениям.
Символы: Должны быть понятными и единообразными. Если заяц обозначен длинным ухом, этот символ должен сохраняться во всех таблицах.
Сложность: Количество ячеек должно соответствовать возможностям ребёнка. Начинать лучше с 4-6 клеток.
Пример 1: Тема «Дикое животное – Лиса» (описательный рассказ)
Текст-рассказ по таблице: «Это лиса. Она живёт в лесу, в глубокой норе. Лиса – хищник, она ловит мышей и зайцев. У лисы красивая пушистая рыжая шуба и длинный хвост. Весной у неё рождаются лисята».
Пример 2: Тема «Времена года – Осень» (повествовательный рассказ)
Какая погода? | Что происходит с растительным миром? | Что делают птицы? | Что делают люди? | Поведение животных? | Что одевают люди? |
(Идут дожди, пасмурно) | Листья желтеют и опадают, растут грибы | Улетают на юг) | Собирают урожай, грибы | Делают заготовки на зиму | Плащи, куртки, головные уборы. |
Текст-рассказ по таблице: «Наступила осень. С деревьев опадают жёлтые и красные листья, растут грибы. Птицы улетают в тёплые края. Часто идут холодные дожди, дует ветер. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Люди одеты в куртки и плащи, головные уборы, с собой берут зонты.».
Пример 3: Пересказ русской народной сказки «Колобок»
(сюжетный рассказ)
Здесь таблица будет представлять собой цепочку главных героев и действий. Каждая ячейка – встреча с новым персонажем.
Дед + Баба + | Колобок | Заяц | Волк | Медведь | Лиса | Лиса + колобок |
(Знакомство) | (встреча) | (встреча) | (встреча) | (встреча) | (встреча) | (Кульминация) |
Дополнительные приёмы и направления работы:
- Заучивание стихов: Каждая строка или смысловая часть стихотворения кодируется в картинку.
- Составление загадок: используется таблица с признаками предмета (цвет, форма, действие, часть целого), по которой дети формулируют загадку.
- Работа с родителями: рекомендуется проводить мастер-классы, давать домашние задания на составление простых мнемодорожек о прошедшем дне, что способствует закреплению навыка и развитию диалогической речи.
Ожидаемые результаты:
При систематическом использовании мнемотехники у старших дошкольников с нарушениями речи наблюдаются:
- Развитие связной речи: Умение строить развёрнутые, логичные монологические высказывания (описания, повествования, пересказы).
- Обогащение словаря: Активное использование прилагательных, глаголов, сложных предлогов.
- Стимуляция высших психических функций: Улучшение зрительной и слуховой памяти, логического мышления, внимания и способности к анализу и синтезу информации.
4. Повышение мотивации и уверенности: Преодоление речевого негативизма, робости; появление интереса к рассказыванию и публичным выступлениям .
Таким образом, мнемотехника, будучи гибким и наглядным инструментом, позволяет создать «ситуацию успеха» для ребёнка с речевыми трудностями, обеспечивая прочную основу для овладения связной речью и успешной подготовки к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»
Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...

Консультация для воспитателей. Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденн...

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»
Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...





