Методическая рекомендации «Использование мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Захарова Наталья Сергеевна

Описание техники использования мнемотаблиц, описана работа по составлению мнемотаблиц, этапы их составления, виды, последовательность обучения составления рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти _________________________________________________________________ Гидротехническая, 8, г. Тольятти, Самарская область, Россия, 445041 тел: 8(8482) 97-40-86, 45-18-08; e-mail: chgard199@edu.tgl.ru

Методическая рекомендации  

«Использование мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи».

                                                              Выполнил: Захарова Наталья Сергеевна

2022

Мнемотехники для составления рассказа у старших дошкольников с нарушением речи

Для старших дошкольников с нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи (ОНР), дизартрия и другие, характерны трудности в построении связного высказывания: бедный словарный запас, проблемы с грамматическим оформлением предложений, нарушение логической последовательности повествования и снижение слуховой памяти . При этом у детей данного возраста преобладает наглядно-образная память и непроизвольное запоминание, то есть они лучше усваивают информацию, представленную визуально и связанную с их жизненным опытом .

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования ассоциативных связей . В работе с детьми с речевыми нарушениями она используется для развития связной речи через зрительные опоры (символы, пиктограммы, схемы), которые облегчают процесс кодирования и декодирования речевой информации .

Обучение проходит через три основных дидактических элемента:

1. Мнемоквадрат – одиночное изображение (символ), обозначающее одно слово, словосочетание или простое предложение (например, изображение яблока со знаком «сладкое» означает «сладкое яблоко»).

2. Мнемодорожка – линейная последовательность из 3-5 мнемоквадратов, позволяющая составить небольшое предложение или алгоритм действия (например, последовательность одевания на прогулку) .

3. Мнемотаблица – схема из нескольких ячеек (обычно не более 9), которая содержит графическую информацию для составления развёрнутого рассказа, пересказа сказки или заучивания стихотворения .

Рекомендуемая последовательность обучения составлению рассказа:

Этап 1: Подготовительный. Накопление словаря и знакомство с символами.

Задача: Обогатить активный и пассивный словарь по выбранной теме (например, «Дикие животные»), ввести в речь прилагательные, глаголы, предлоги.

Действия: проводятся беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание картин. Параллельно дети знакомятся с простейшими символами-заместителями, которые будут использоваться в таблицах (геометрические фигуры, силуэты, пиктограммы) .

Этап 2: Работа с готовой мнемотаблицей. Составление рассказа с опорой.
Это основной этап, который делится на несколько шагов:

1. Рассматривание и разбор таблицы. Педагог вместе с детьми внимательно изучает каждую ячейку, задаёт наводящие вопросы: «Кто/что здесь изображено? Какой он? Что делает?» .

2. Перекодирование информации. Дети учатся «читать» схему, преобразуя абстрактные символы в конкретные слова и образы. Например, оранжевый треугольник – это лиса, зелёный прямоугольник – лес .

3. Составление рассказа. С опорой на зрительные образы таблицы дети формулируют предложения, которые затем объединяются в связный рассказ. Сначала это делается с помощью педагога (вопросно-ответная форма, совместное проговаривание), затем – самостоятельно .

Этап 3: Закрепление и творческое применение.

Задача: сформировать умение самостоятельно использовать графический план для речи.

Действия: Дети могут участвовать в дорисовывании или раскрашивании таблиц. На продвинутом уровне им можно предлагать чистые бланки-схемы, которые они заполняют символами самостоятельно или совместно с педагогом, а затем по этой схеме составляют собственный рассказ .

Практические рекомендации и примеры мнемотаблиц:

Общие советы по созданию и использованию таблиц:

Цвет: для детей с речевыми нарушениями, особенно на начальном этапе, предпочтительны цветные таблицы (лиса – оранжевая, ёлка – зелёная). Это усиливает ассоциативную связь. Для старших и подготовительных групп можно переходить к чёрно-белым схематичным изображениям.

Символы: Должны быть понятными и единообразными. Если заяц обозначен длинным ухом, этот символ должен сохраняться во всех таблицах.

Сложность: Количество ячеек должно соответствовать возможностям ребёнка. Начинать лучше с 4-6 клеток.

Пример 1: Тема «Дикое животное – Лиса» (описательный рассказ)Picture background

Текст-рассказ по таблице: «Это лиса. Она живёт в лесу, в глубокой норе. Лиса – хищник, она ловит мышей и зайцев. У лисы красивая пушистая рыжая шуба и длинный хвост. Весной у неё рождаются лисята».

Пример 2: Тема «Времена года – Осень» (повествовательный рассказ)

Какая погода?

Что происходит с растительным миром? 

Что делают птицы? 

Что делают люди? 

Поведение животных?

Что одевают люди?

 (Идут дожди, пасмурно)

 Листья желтеют и опадают, растут грибы

 Улетают на юг)

Собирают урожай, грибы

Делают заготовки на зиму

Плащи, куртки, головные уборы.

Текст-рассказ по таблице: «Наступила осень. С деревьев опадают жёлтые и красные листья, растут грибы.  Птицы улетают в тёплые края. Часто идут холодные дожди, дует ветер. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Люди одеты в куртки и плащи, головные уборы, с собой берут зонты.».

Пример 3: Пересказ русской народной сказки «Колобок»

(сюжетный рассказ)

Здесь таблица будет представлять собой цепочку главных героев и действий. Каждая ячейка – встреча с новым персонажем.

        

Дед + Баба +

Колобок

Заяц

Волк

Медведь

Лиса

Лиса + колобок

(Знакомство)

(встреча)

(встреча)

(встреча)

(встреча)

(встреча)

(Кульминация)

Дополнительные приёмы и направления работы:

- Заучивание стихов: Каждая строка или смысловая часть стихотворения кодируется в картинку.

- Составление загадок: используется таблица с признаками предмета (цвет, форма, действие, часть целого), по которой дети формулируют загадку.

- Работа с родителями: рекомендуется проводить мастер-классы, давать домашние задания на составление простых мнемодорожек о прошедшем дне, что способствует закреплению навыка и развитию диалогической речи.

Ожидаемые результаты:

При систематическом использовании мнемотехники у старших дошкольников с нарушениями речи наблюдаются:

- Развитие связной речи: Умение строить развёрнутые, логичные монологические высказывания (описания, повествования, пересказы).

- Обогащение словаря: Активное использование прилагательных, глаголов, сложных предлогов.

- Стимуляция высших психических функций: Улучшение зрительной и слуховой памяти, логического мышления, внимания и способности к анализу и синтезу информации.

4.        Повышение мотивации и уверенности: Преодоление речевого негативизма, робости; появление интереса к рассказыванию и публичным выступлениям .

Таким образом, мнемотехника, будучи гибким и наглядным инструментом, позволяет создать «ситуацию успеха» для ребёнка с речевыми трудностями, обеспечивая прочную основу для овладения связной речью и успешной подготовки к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Консультация для воспитателей. Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденн...

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники для развития речи дошкольников с задержкой психического развития»

Использование мнемотехники открывает для воспитателей много возможностей. Цель: данных методических рекомендаций – оказать помощь педагогам практикам ДОУ в построении алгоритма работы с мне...