Консультация для родителей "Как научить ребенка ориентироваться в пространстве"
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Третьякова Светлана Геннадьевна

Представлена последовательность работы и приемы обучения дошкольника разным видам пространственной ориентировки в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве»

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировка в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Ориентация в пространстве, казалось бы, является чисто математической, но в процессе работы по ознакомлению ребёнка с пространством решаются следующие задачи:

  • освоение ребёнком ориентировки на собственном теле;
  • ориентировка на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).
  • ориентировка        по        основным        пространственным направлениям;
  • формирование понимания пространственных отношений между предметами;
  • ориентировка в помещении;
  • осознание себя в окружающем мире;
  • развитие        словарного        запаса        по        пространственному ориентированию.

Ориентировкой «на себе» ребенок овладевает ещё в младшем возрасте.

Она включает знание отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных, (правая и левая рука, нога и т.д.). Уже в среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок использует данную систему отсчёта в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий по ориентировке в пространстве. Например: Встань лицом к столу и скажи, что находится  справа  от  тебя,  слева,  впереди  и  сзади.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2333074/8871b466-43ef-4e2a-b446-c9c7864dc754/s1200?webp=false

1 этап: Ориентировка с точкой отсчета «от себя». Это первый способ пространственной ориентации, которым овладевает ребёнок в дошкольном возрасте. На основании его далее формируются различные системы знаний о пространственных отношениях.

Следующий этап - сформировать у ребѐнка умение ориентироваться на внешних объектах (на любых предметах, на человеке).

Ребѐнок должен мысленно перенести уже освоенную ориентировку на собственном теле на другие объекты, выделить различные их стороны – переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю и на другого человека (в верху голова, а внизу ноги; впереди - лицо, сзади - спина),

В связи с этим, вначале ребенка упражняют в определении положения предметов «от самого себя» при повороте на 90 и 180 градусов. Например: просят ребѐнка встать лицом к столу, а затем поворачивают на 90 и 180 градусов и спрашивают: «Где теперь оказался стол?» (справа, слева или сзади).

Далее учат определять друг у друга, где правая рука, а где левая рука; стороны туловища куклы, игрушечного медведя.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u240485/t1547017051ac.jpg

Можно предложить следующее упражнение. Взрослый указывает на куклу, сидящую за столом: «Покажи, какая рука у куклы правая, а какая левая. Что держит кукла левой рукой, а какая игрушка справа от куклы? Где сидит Кошка?» (игрушки можно ставить и располагать не только слева и справа, но и впереди и сзади куклы).

Далее ребёнок переходит на более высокий уровень знаний о пространстве - ориентировка по основным пространственным направлениям. Сначала ребенок различает простые пространственные (вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз) и промежуточные направления (впереди справа, сзади слева, сзади справа, впереди слева), а также узнает, самостоятельно определяет и называет их, ориентируясь в пространстве «от себя», «от другого человека» и «от любых объектов». Например, игра «Встань там, где я скажу!» Предложите ребёнку встать так, чтобы впереди находился шкаф, а сзади стол (типовые задания с направлением справа - слева).

На втором этапе ребёнка учат определять свое место нахождения среди окружающих предметов и относительно другого человека. В речи появляются выражения: «я нахожусь впереди (позади) папы, справа (слева) от мамы».

Также учат определять размещение предметов в пространстве, фиксировать их местонахождение впереди или сзади, справа или слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов». Например, показываете сюжетную картинку и предлагаете ребёнку определить местонахождение человека и предмета.

Затем ребёнок осваивает пространственные отношения         между предметами по признаку их расположения, по линиям        их        основных и промежуточных направлений Например: (перед домом детская площадка, справа от дома - гараж, слева алея, за домом – дорога).

Ребенок постепенно овладевает умением ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, верхняя еѐ часть, нижняя, правая, левая, середина), выделять ее элементы (стороны, углы, середину). Например: расположение игрушек на листе бумаги. Какая игрушка расположена посередине листа? (неваляшка) Какая игрушка расположена в левом верхнем углу листа? (пирамидка) и т.д.

Для игры с ребёнком можно взять составление узора из геометрических фигур по инструкции взрослого. Например: расположи жёлтый овал посередине листа, вверху слева расположи красный квадрат, вверху справа синий треугольник, слева внизу розовый круг, справа внизу зеленый прямоугольник, по второй картинке ребёнок объясняет расположение фигур самостоятельно.

Ориентировка на плоскости умение сложное, поэтому требуется внимание с вашей стороны. Ещё одна задача в работе по ориентировке - это формирование понимания пространственных отношений между предметами. Пространственные отношения позволяют ребёнку овладеть определёнными частями речи, многими наречиями.

Например, игра «Кто или что где находится?». Берутся игрушки, либо картинки с игрушками, расположенными в ряд (5-6 игрушек). Детям задают вопросы: «Кто стоит между дедушкой и внучкой? Кто стоит между жучкой и мышкой? Кто стоит слева от внучки? Кто стоит справа от жучки? И т.д.»

При освоении пространственных представлений расширяется словарный запас, что имеет немаловажное значение, для будущего первоклассника. Полученные умения и навыки помогут ребёнку без особых сложностей осваивать школьную программу.

Ориентировка в пространстве листа необходима для успешной работы на уроках математики, чтения, письма, рисования, на уроках труда. Дошкольник овладевает смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употребляя их в своей речи, что необходимо в школьный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный лист в уголок для родителей ДОО " Как научить ребенка ориентироваться в пространстве."

Уважаемые пользователи сайта!        В рамках междисциплинарного курса МДК.04.01. "Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родител...

Консультация для родителей «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве»

Чтобы ребенок мог себя чувствовать комфортно и уверенно во «взрослом» мире, ему придется изучить немало законов и правил. А также развить важные умения, одно из которых – умение разл...

Как научить ребенка ориентироваться в пространстве

Рекомендации для родителей, как обучить ребёнка ориентироваться в пространстве. Это одна из важных задач для развития умственных способностей детей, для успешной адаптации в окружающем мире....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ».

laquo;КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ».  Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве? Прежде всего, необходимо учить ре...

Консультация "Как научить ребенка ориентироваться в пространстве"

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...