Консультация для родителей и педагогов " Формирование фонематического слуха, как одно из направлений работы в период подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и чтению
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста осуществляется через игры и упражнения на различение звуков речи, а также на развитие слухового внимания к неречевым звукам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 260.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
Формирование фонематического слуха, как одно из направлений работы в период подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и чтению
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста осуществляется через игры и упражнения на различение звуков речи, а также на развитие слухового внимания к неречевым звукам. Важно постепенно усложнять задания: от узнавания неречевых звуков и различения высоты, силы голоса до узнавания слов, близких по звучанию, и различения слогов. С раннего возраста нужно как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему стихи и петь песни, так как этот процесс является постепенным и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Основные этапы и методы формирования фонематического слуха
- 1. Узнавание и различение неречевых звуков:
- Предложите ребенку отгадать, какие предметы издают различные звуки (например, погремушка, колокольчик, шуршание бумаги).
- Играйте в игру с карточками, где изображены животные, и попросите ребенка изобразить звуки, которые они издают.
- 2. Различение звуков по силе, высоте и тембру голоса:
- Произносите знакомые слова или звуки с разной интонацией, а ребенок должен угадать, какое слово или звук вы произнесли.
- С помощью картонной коробки- «телевизора» и беззвучной артикуляции показывайте гласные звуки, а ребенок должен их угадать.
- 3. Различение слов, близких по звуковому составу:
- Упражнение «Найди пару»: разложите карточки с одинаковыми словами, например, «дом-дом», «кот-кот», и попросите ребенка найти пары, произнося слова.
- Предложите ребенку найти картинку, на которой нарисован предмет, название которого отличается от других только одним звуком.
- 4. Различение слогов и звуков:
- Игра «Звуковые песенки»: пропевайте с ребенком цепочки из двух-трех звуков, например, «а - у», «о-а-у», и просите его угадать первый или последний звук.
- Игра «Собери слово»: дайте ребенку набор карточек с буквами и попросите его составить слово из 3-х звуков, произнося каждый звук по отдельности: [к]-[о]-[т], [д]-[о]-[м], [ж]-[у]-[к], [л]-[у]-[к], затем слова из 4-х звуков [с]-[л]-[о]- [н] и тому подобные (стол, стул, кран…), затем слова более длинные, из 2- слогов (рука…)
Важные моменты
- Игровой подход: Используйте в работе с детьми преимущественно игровые методы, так как игра — ведущий вид деятельности для дошкольников.
- Регулярность: Занятия должны быть регулярными и целенаправленными.
- Постепенность: Начинайте с более простых заданий и постепенно переходите к более сложным.
Предлагаем варианты ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. Красный — белый.
Цель:
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Игровой материал.
По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).
Описание игры.
Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.
2. Где звук?
Цель:
Нахождение места звука в слове.
Игровой материал.
Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры.
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.
Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
3. Испорченный телефон.
Цель.
Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.
Описание игры.
Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.
4. Кто больше?
Цель:
Нахождение звука в названиях предметов по картинке.
Игровой материал.
Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.
Описание игры.
Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.
5. Найди ошибку и назови слово правильно.
Цель:
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?
Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки (зайки)
Доску на гору везём, будем строить новый ком (дом)
Между гор издалека течёт бурная щека (река)
Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд)
Писем мы не написали – тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки (шишки)
Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка (речка)
Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки (санки)
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери (звери)
Прилетел из леса лук (жук) и залез под старый сук.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку (корку)
Утром кости (гости) к нам пришли, всем подарки принесли.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки)
Под водою рак живёт, в поле красный лак (мак) растёт.
Подарила мама ночке (дочке) разноцветные платочки.
Очень рада бочка 9дочка) маленьким платочкам.
6. Какой звук пропал в слове?
Цель.
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.
Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.
Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.
Землю роет старый к…от, под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.
Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.
Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включить по- ярче ла...пу.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…ошки.
На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли
7. Какой звук в слове лишний?
Цель.
Развитие фонематического и речевого слуха.
Описание игры.
Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук.
Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится?
Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.
Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.
8. Кто больше слов придумает?
Цель.
Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Игровой материал.
Мяч.
Описание игры.
Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.
9. Кто что услышит?
Цель:
Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Игровой материал.
Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.
Описание игры.
Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Для развития фонематического слуха у дошкольников есть множество литературы — пособия и рабочие тетради авторов, таких как Ткаченко Т.А., Колесникова Е.В., Нищева Н.В., Назарова Е.В., Дурова Н.В., которые содержат игры, упражнения и методические рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, направленные на выделение звуков, их различение, анализ и синтез, а также подготовку к обучению грамоте.
Ключевые авторы и пособия:
- Волина В.В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение.
- Колесникова Е.В. (пособия по развитию фонематического слуха и методические пособия к ним).
- ЛопухинаИ.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.
- Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка
- Назарова Е.В. (тетради-тренажеры, например, "Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет").
- Нищева Н.В. (рабочие тетради, например, "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников").
- Ткаченко Т.А. (например, "Развитие фонематического слуха у дошкольников").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
Семинар-практикум для повышения компетентности педагогов по вопросу подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения...
Мастер -класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...




