Консультация для родителей и педагогов " Формирование фонематического слуха, как одно из направлений работы в период подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и чтению
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Киреева Надежда Леонидовна

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста осуществляется через игры и упражнения на различение звуков речи, а также на развитие слухового внимания к неречевым звукам. 

Предлагаем варианты ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагоговC:\Users\admin\Desktop\cover_image.jpeg

Формирование фонематического слуха, как одно из направлений работы в период подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и чтению

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста осуществляется через игры и упражнения на различение звуков речи, а также на развитие слухового внимания к неречевым звукам. Важно постепенно усложнять задания: от узнавания неречевых звуков и различения высоты, силы голоса до узнавания слов, близких по звучанию, и различения слогов. С раннего возраста нужно как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему стихи и петь песни, так как этот процесс является постепенным и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста. 

Основные этапы и методы формирования фонематического слуха

  • 1. Узнавание и различение неречевых звуков:
  • Предложите ребенку отгадать, какие предметы издают различные звуки (например, погремушка, колокольчик, шуршание бумаги).
  • Играйте в игру с карточками, где изображены животные, и попросите ребенка изобразить звуки, которые они издают.
  • 2. Различение звуков по силе, высоте и тембру голоса:
  • Произносите знакомые слова или звуки с разной интонацией, а ребенок должен угадать, какое слово или звук вы произнесли.
  • С помощью картонной коробки- «телевизора» и беззвучной артикуляции показывайте гласные звуки, а ребенок должен их угадать.
  • 3. Различение слов, близких по звуковому составу:
  • Упражнение «Найди пару»: разложите карточки с одинаковыми словами, например, «дом-дом», «кот-кот», и попросите ребенка найти пары, произнося слова.
  • Предложите ребенку найти картинку, на которой нарисован предмет, название которого отличается от других только одним звуком.
  • 4. Различение слогов и звуков:
  • Игра «Звуковые песенки»: пропевайте с ребенком цепочки из двух-трех звуков, например, «а - у», «о-а-у», и просите его угадать первый или последний звук.
  • Игра «Собери слово»: дайте ребенку набор карточек с буквами и попросите его составить слово из 3-х звуков, произнося каждый звук по отдельности: [к]-[о]-[т], [д]-[о]-[м], [ж]-[у]-[к], [л]-[у]-[к], затем слова из 4-х звуков [с]-[л]-[о]- [н] и тому подобные (стол, стул, кран…), затем слова более длинные, из 2- слогов (рука…)

Важные моменты

  • Игровой подход: Используйте в работе с детьми преимущественно игровые методы, так как игра — ведущий вид деятельности для дошкольников.
  • Регулярность: Занятия должны быть регулярными и целенаправленными.
  • Постепенность: Начинайте с более простых заданий и постепенно переходите к более сложным. 

Предлагаем варианты ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

1. Красный — белый.

Цель:

Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Игровой материал.

По два кружка на каждого ребёнка (красный и белый).

Описание игры.

Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый.

2. Где звук?

Цель:

Нахождение места звука в слове.

Игровой материал.

Домик из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры.

Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть домика. Можно ограничиться только одним домиком большого формата на столе педагога или раздать каждому ребёнку фишки.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине.

Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

3. Испорченный телефон.

Цель.

Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков.

Описание игры.

Педагог подбирает какую-нибудь скороговорку (или просто одно слово), например «В живом уголке жили ежи да ужи», и тихо говорит её ребёнку сидящему первым в ряду. По сигналу ребенок передаёт её на ухо своему соседу, а тот дальше вдоль ряда. Последний ребёнок должен громко вслух сказать переданную ему «по телефону» скороговорку.

4. Кто больше?

Цель:

Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Игровой материал.

Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определённым звуком.

Описание игры.

Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины предлагает рассказать, что растет на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук «Р». За каждое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.

5. Найди ошибку и назови слово правильно.

Цель:

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

В других стихах Незнайка в словах перепутал звуки. Какой надо поставить звук, чтобы было правильно?

Ой! - кричат вокруг хозяйки - в огород забрались майки (зайки)

Доску на гору везём, будем строить новый ком (дом)

Между гор издалека течёт бурная щека (река)

Мишка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали лёд (мёд)

Писем мы не написали – тучку (ручку) целый день искали.

Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки (шишки)

Здесь хорошее местечко - протекает мимо печка (речка)

Слёзы льются у Оксанки: у неё сломались банки (санки)

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери (звери)

Прилетел из леса лук (жук) и залез под старый сук.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько норку (корку)

Утром кости (гости) к нам пришли, всем подарки принесли.

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки)

Под водою рак живёт, в поле красный лак (мак) растёт.

Подарила мама ночке (дочке) разноцветные платочки.

Очень рада бочка 9дочка) маленьким платочкам.

6. Какой звук пропал в слове?

Цель.

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал зайке письмо в стихах, но в некоторых словах он пропустил звуки.

Отгадайте, какие слова он хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?

Написал письмо я зайке, но забыл приклеить ...арки.

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

Подарили нам игрушки: целый день палили ... ушки.

Землю роет старый к…от, под землёю он живёт.

В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.

Мама кукле шар... вязала, ей Наташа помогала.

Серый вол... голодный, злой, ходит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу нам включить по- ярче ла...пу.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…ошки.

На арену ... игры вышли, мы от страха все притихли

7. Какой звук в слове лишний?

Цель.

Развитие фонематического и речевого слуха.

Описание игры.

Незнайка написал новые стихи, но в некоторых словах у него оказался лишний звук.

Какое слово Незнайка написал неверно? Какой звук оказался лишним? Где он находится?

Говорит Володя Коле: «Стройку получил я в школе».

В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки.

Владик спит и видит слон, что летит в ракете он.

8. Кто больше слов придумает?

Цель.

Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Игровой материал.

Мяч.

Описание игры.

Педагог называет какой-нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, или повторяет уже сказанное, выбывает из игры.

9. Кто что услышит?

Цель:

Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Игровой материал.

Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры.

Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Для развития фонематического слуха у дошкольников есть множество литературы — пособия и рабочие тетради авторов, таких как Ткаченко Т.А., Колесникова Е.В., Нищева Н.В., Назарова Е.В., Дурова Н.В., которые содержат игры, упражнения и методические рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, направленные на выделение звуков, их различение, анализ и синтез, а также подготовку к обучению грамоте. 

Ключевые авторы и пособия:

  • Волина В.В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение.
  • Колесникова Е.В. (пособия по развитию фонематического слуха и методические пособия к ним).
  • ЛопухинаИ.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.
  • Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка
  • Назарова Е.В. (тетради-тренажеры, например, "Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет"). 
  • Нищева Н.В. (рабочие тетради, например, "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников").
  • Ткаченко Т.А. (например, "Развитие фонематического слуха у дошкольников").

C:\Users\admin\Desktop\molchanova0.jpg  C:\Users\admin\Desktop\cover_image (1).jpeg   C:\Users\admin\Desktop\img20210509_21323558_1.jpg

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему «Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Семинар-практикум для повышения компетентности педагогов по вопросу подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения...

Мастер -класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...