Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
проект по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obuchenie_gramote.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
Актуальность данной проблемы.
В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.
Основные принципы работы.
Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах:
-от простого – к сложному;
-последовательность;
учет возрастных особенностей;
соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала;
использование яркой и доступной наглядности;
использование игровых методов и приемов.
Цели проекта:
- научить выделять первый и последний звук в слове;
- находить место звука в слове;
- научить подбирать слова на определенный звук;
- научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове;
- научить делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
- научить дифференцировать звуки на мягкий-твердый, звонкий – глухой
Ожидаемые результаты: Дети овладеют навыками проведения полного звукового и слогового анализа слов, овладеют элементами грамоты
Программа по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов
Занятия № | Игры |
Занятие №1 | «Назови первый звук в слове» «Назови в картинках первый звук» «Подними подходящую картинку» |
Занятие №2 | «Назови последний звук в слове» «Подними подходящую картинку» «Назови в картинках последний звук» |
Занятие №3 | «Назови картинку, начинающуюся на звук…» «Посади зайку в нужный вагон» «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале слова» |
Занятие №4 | «Назови картинку, заканчивающуюся на звук…» «Определи место звука в слове» «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в конце слова» |
Занятие №5 | «Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук» «Определи место звука в слове» «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в середине слова» |
Занятие №6 | «Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук» «Определи место звука К в картинке» «Отхлопай слова» |
Занятие №7 | «Цепочка слов» «Соедини картинку с нужной схемой» «Пирамидка» |
Занятие №8 | «Цепочка слов» «Определи место звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой» «Посади цветы на клумбу» |
Занятие №9 | «Звук сбежал из начала слова» «Придумай слово, подходящее к схеме» «Угадай имя девочки» |
Занятие №10 | «Звук сбежал из начала слова» «Придумай слово, подходящее к схеме» «Назови слог» |
Занятие №11 | «Придумай слово, начинающееся на звук» «Назови слог» «Составь слово» |
Занятие №12 | «Придумай слово, заканчивающееся на звук» «Составь слово» «Поменяй слоги местами» |
Занятие №13 | «Придумай слово, заканчивающееся на звук…» «Поменяй слоги местами» «Соедини звуки в слово» |
Занятие №14 | «Соедини звуки в слово» «Телевизор» |
Занятие №15 | «Телевизор» «Назови звуки» |
Занятие №16 | «Назови звуки» «Построй пирамидку» |
Занятие №17 | «Придумай слово, заканчивающееся на звук…» «Построй пирамидку» |
Занятие №18 | «Угадай имя» |
Занятие №19 | «Угадай имя» «Придумай слово, заканчивающееся на звук» |
Занятие №20 | «Угадай имя» «Придумай слово, заканчивающееся на звук» |
Занятие №21 | «Раскрась буквы» |
Занятие №22 | «Определи гласный или согласный» |
Занятие №23 | «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук» «Помоги бабочке долететь до цветочка» |
Занятие №24 | «Назови картинки, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук» «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный звук» |
Занятие №25 | «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой» |
Занятие №26 | «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой» «Посмотри на картинки и назови» |
Занятие № 27 | «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного» «Добавь нужный слог» |
Занятие №28 | «Услышь в словах твердый или мягкий звук» |
Занятие №29 | «Услышь в словах твердый или мягкий звук» «Раскрась квадратик нужным цветом» |
Занятие № 30 | «Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного» |
Занятие № 31 | Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный» «Помоги Люсе найти пару» |
Игры на развитие умения выделять 1-ый и последний звук в слове
- Игра «Назови первый звук в слове»
Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать первый звук в слове»
- Игра «Назови последний звук в слове»
Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать последний звук в слове»
- Игра «Назови в картинках первый звук»
Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть первый звук»
- Игра «Назови в картинках последний звук»
Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть последний звук»
- Игра «Назови картинку, начинающуюся на звук…»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая начинается на звук…»
- Игра «Назови картинку, заканчивающуюся на звук…»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая заканчивается на звук…»
- Игра «Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук»
Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые начинаются на одинаковый звук»
- Игра «Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»
Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»
- Игра «Цепочка слов»
Инструкция: «Посмотри на картинки. Сейчас мы будем выкладывать цепочку из картинок. Наша цепочка будет начинается со слова …. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того же звука, на какой заканчивается наше слово. Какая картинка следующая?...»
- Игра «Придумай слово, начинающееся на звук»
- Игра «Придумай слово, заканчивающееся на звук»
- Задание «Звук сбежал из начала слова»
Инструкция: «Я буду произносить слова, но они неполные. Звук М сбежал из слов. Нужно вернуть его в начало слова и произнести слово правильно».
- Задание «Замени звук»
Инструкция: Я назову слово. Ты должен будешь заменить последний звук в слове на другой и сказать, какое слово получилось»
Игры на умение определять место звука в слове
- Игра «Посади зайку в нужный вагон»
Инструкция: «Я буду называть слова. В них звук С будет находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова. Если звук С будет находится в начале слова, ты посадишь зайку в 1-ый вагон, если в середине слова – во 2-ой вагон, если в конце слова – в 3-ий вагон».
- Игра «Подними подходящую картинку»
Инструкция: «Посмотри внимательно, перед тобой лежат 3 картинки. Первая картинка – шары. В этом слове звук Ш находится в начале. Вторая картинка – вишни. В этом слове звук Ш находится в середине. Третья картинка – душ. В этом слове звук Ш находится в конце. Сейчас я буду называть слова со звуком Ш в начале, середине или конце, а ты будешь поднимать соответствующую картинку.
- Игра «Определи место звука в слове»
Инструкция: «Перед тобой лежит полоска из 3-х квадратов и красный кружок. Я буду называть слова со звуком С в начале, середине или конце. Если звук С будет слышится в начале слова – ты положишь кружок в 1-ый квадрат, если в середине слова- во 2-ой квадрат, если в конце слова – в 3-ий квадрат».
- Игра «Определи место звука К в картинке»
Инструкция: «Посмотри на картинку, определи место звука в картинке (начало, середина, конец) и укажи на схеме кружочком»
- Задание «Соедини картинку с нужной схемой»
Инструкция: «Определи место звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой»
- Задание «Придумай слово, подходящее к схеме»
- Задание «Повтори за мной слово»
Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале (середине, конце) слова»
Игры и задания на развитие умения соединять звуки в слова
- Задание «Соедини звуки в слово»
Инструкция: «Я произнесу подряд несколько звуков с паузой, а ты должен будешь соединить их в слово»
2 . Игра «Телевизор»
Цель: 1) закрепление умения выделять в слове первый и последний звук;
2) закрепление умения соединять звуки в слова
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них первые (последние) звуки. А теперь соедини первые (последние) звуки в слово и ты узнаешь, какая картинка появится на экране телевизора.
- Задание «Собери слово»
Инструкция: « Я произнесу звуки, ты должен будешь собрать из них слово. Будь внимателен, звуки идут не по порядку»
Игры и задания на развитие умения определять количество
слогов в слове и делить слова на слоги
- Задание «Отхлопай слова»
Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты отхлопаешь слово по слогам и скажешь, сколько слогов получилось»
2. Игра «Пирамидка»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой пирамидка. Помести в нижний ряд пирамиды картинки, названия которых состоят из 3 частей, во второй ряд – из 2 частей, в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части (состоит из 1 части).
3. Игра «Посади цветы на клумбу»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове
Инструкция: «Перед тобой картинки с изображением цветов. Посади в верхнюю бороздку цветы, названия которых делятся на две части, в среднюю – цветы с названиями из трех частей, а в нижнюю – с названиями из четырех частей».
- Игра «Угадай имя девочки»
Цель: 1) закрепление умения делить слова на слоги;
2) закрепление умения соединять слоги в слова
Инструкция: «Ты будешь угадывать имена девочек. Я буду называть первую часть имени, а ты будешь добавлять слог ША и скажешь, какое имя получилось»
Игры и задания на определение последовательности слогов в слове
- Задание «Назови слог»
Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови в них только 1-ый слог (только 2-ой, 3-ий)».
- Задание «Поменяй слоги местами»
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, но в них произошла путаница. Поменяй слоги местами и скажи, какое слово получилось.
- Игра: «Составь слово»
Цель: закрепление умения определять последовательность слогов в слове и соединять слоги в слова
Инструкция: « Посмотри на картинки. Назови в них 2-ой слог. Соедини 2-ые слоги и составь слово»
Игры и задания на развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове
- Задание «Назови звуки»
Инструкция: «Послушай внимательно, я произнесу слово. Назови в слове 1-ый, 2-ой, 3-ий звук».
- Игра «Построй пирамиду»
Цель: закрепление умения определять количество звуков в слове
Инструкция: Построй пирамиду из картинок. В самом верху должны быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже – из четырех, а в самом низу – картинки из пяти звуков».
- Игра «Угадай имя»
Цель: 1) закрепление умения определять последовательность звуков в словах;
2) закрепление умения соединять звуки в слова.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них 2-ые (3-ьи) звуки. Соедини звуки в слово и ты узнаешь как зовут мальчика (девочку)».
Игры и задания на умение дифференцировать
согласные и гласные звуки
- Задание «Раскрась буквы»
Инструкция: « Раскрась гласные буквы в красный цвет, а согласные в синий»
- Задание «Определи гласный или согласный»
Инструкция «Посмотри на картинки. Возле каждой картинки нарисован пустой квадрат. Если название картинки начинается на гласный звук, нужно раскрасить квадрат в красный цвет, если на согласный звук – в синий цвет»
- Задание «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые начинаются на гласный (согласный) звук.
- Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на гласный (согласный ) звук»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые заканчиваются на гласный (согласный) звук»
- Игра «Помоги бабочке долететь до цветочка»
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки
Инструкция: «Посмотри, как много здесь разных цветочков. А вот и бабочка. Бабочка может сесть только на те цветочки, которые начинаются на гласный звук. Помоги бабочке сесть на цветочек».
- Задание «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»
Игры и задания на умение дифференцировать согласные
звуки на звонкий-глухой, твердый-мягкий.
- Задание «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»
Инструкция: «Я буду называть слова. Если слово будет начинаться на звонкий согласный, ты поднимешь картинку с изображением колокольчика, если на глухой согласный- картинку с изображением зачеркнутого колокольчика.
- Задание «Посмотри на картинки и назови»
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, названия которых начинаются со звонких согласных»
- Задание «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»
- Игра «Добавь нужный слог»
Цель: 1) закрепление умения определять в слове глухой и звонкий согласный;
2) закрепление умения соединять слоги в слова
Инструкция: «Я буду называть слово, но не все слово целиком, а лишь первую его часть, ты должен будешь добавить нужный слог (с глухим или звонким согласным) и произнести все слово. Если ты добавишь верный слог я покажу картинку»
- Задание «Услышь в словах твердый или мягкий звук»
Инструкция: «Я буду произносить слова. Если слово будет начинаться на твердый согласный, ты поднимешь синий кружок, если на мягкий согласный – зеленый кружок»
- Задание «Раскрась квадратик нужным цветом»
Инструкция: « Произнеси названия этих предметов. Если в слове первый звук звучит твердо, раскрась квадратик рядом с картинкой в синий цвет, если звучит мягко – в зеленый цвет»
- Задание «Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного»
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые начинаются с твердого согласного»
- Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»
Инструкция «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые заканчиваются мягким согласным»
- Игра «Помоги Люсе найти пару»
Цель: 1) закрепление умения различать твердые и мягкие согласные;
2) упражнение в умении находить твердому звуку мягкую пару или наоборот
Инструкция: «Посмотри на картинки. Определи, с какого согласного начинается предмет, с твердого или мягкого. А теперь помоги девочке Люсе найти каждой картинке свою пару. Соедини картинку, начинающиеся на твердый согласный с мягкой парой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года. Для диагности...
Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....
Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...
Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...
Статья по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Статья по теме "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"....