Главные вкладки

    Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
    проект по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

    Низамова Зиля Семигулловна

         В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.                                                                                                     Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.                                                                                                                                            Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

        

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_obuchenie_gramote.docx25.86 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                        Проект

                                 Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста

    Актуальность данной проблемы.

         В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Ведь прежде чем научиться читать и писать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Особые трудности в проведении звукового анализа слов наблюдаются у детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.                                                                                                     Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.                                                                                                                                            Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

    Основные принципы работы.

    Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах:

     -от простого – к сложному;  

    -последовательность;

    учет возрастных особенностей;

    соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала;

     использование яркой и доступной наглядности;

    использование игровых методов и приемов.

    Цели проекта:

    1. научить выделять первый и последний звук в слове;
    2.  находить место звука в слове;
    3. научить подбирать слова на определенный звук;
    4. научить определять количество звуков и последовательность звуков в слове;
    5. научить делить слова на слоги и определять количество слогов в слове;
    6. научить дифференцировать звуки на мягкий-твердый, звонкий – глухой

    Ожидаемые результаты: Дети овладеют навыками проведения полного звукового и слогового анализа слов, овладеют элементами грамоты

       Программа     по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов

    Занятия  №

    Игры

    Занятие №1

    «Назови первый звук в слове»

    «Назови в картинках первый звук»

    «Подними подходящую картинку»

    Занятие №2

     «Назови последний звук в слове»

    «Подними подходящую картинку»

    «Назови в картинках последний звук»

    Занятие №3

    «Назови картинку, начинающуюся на звук…»

    «Посади зайку в нужный вагон»

    «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале  слова»

    Занятие №4

    «Назови картинку, заканчивающуюся на звук…»

    «Определи место звука в слове»

    «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в конце  слова»

    Занятие №5

    «Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук»

    «Определи место звука в слове»

    «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в середине  слова»

    Занятие №6

    «Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»

    «Определи место звука К в картинке»

    «Отхлопай слова»

    Занятие №7

     «Цепочка слов»

    «Соедини картинку с нужной схемой»

    «Пирамидка»

    Занятие №8

    «Цепочка слов»

    «Определи место  звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой»

    «Посади цветы на клумбу»

    Занятие №9

    «Звук сбежал из начала слова»

    «Придумай слово, подходящее к схеме»

     «Угадай имя девочки»

    Занятие №10

    «Звук сбежал из начала слова»

    «Придумай слово, подходящее к схеме»

    «Назови слог»

    Занятие №11

    «Придумай слово, начинающееся на звук»

    «Назови слог»

    «Составь слово»

    Занятие №12

    «Придумай слово, заканчивающееся  на звук»

    «Составь слово»

    «Поменяй слоги местами»

    Занятие №13

    «Придумай слово, заканчивающееся на звук…»

    «Поменяй слоги местами»

    «Соедини звуки в  слово»

    Занятие №14

    «Соедини звуки в  слово»

     «Телевизор»

    Занятие №15

     «Телевизор»

    «Назови звуки»

    Занятие №16

    «Назови звуки»

    «Построй пирамидку»

    Занятие №17

    «Придумай слово, заканчивающееся на звук…»

    «Построй пирамидку»

    Занятие №18

    «Угадай имя»

    Занятие №19

    «Угадай имя»

    «Придумай слово, заканчивающееся на звук»

    Занятие №20

    «Угадай имя»

    «Придумай слово, заканчивающееся на звук»

    Занятие №21

    «Раскрась  буквы»

    Занятие №22

    «Определи гласный или согласный»

    Занятие №23

    «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»

    «Помоги бабочке долететь до цветочка»

    Занятие №24

     «Назови картинки, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»

    «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный звук»

    Занятие №25

    «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»

    Занятие №26

    «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»

    «Посмотри на картинки и назови»

    Занятие № 27

    «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»

    «Добавь нужный слог»

    Занятие №28

    «Услышь в словах твердый или мягкий звук»

    Занятие №29

    «Услышь в словах твердый или мягкий звук»

    «Раскрась квадратик нужным цветом»

    Занятие № 30

    «Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного»

    Занятие № 31

    Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»

    «Помоги Люсе найти пару»

    Игры на развитие умения выделять 1-ый и последний звук в слове

    1. Игра «Назови первый звук в слове»

    Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать первый звук в слове»

    1. Игра «Назови последний звук в слове»

    Инструкция: «Послушай внимательно, я буду называть слова, а ты должен будешь назвать последний звук в слове»

    1. Игра «Назови в картинках первый звук»

    Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть первый звук»

    1. Игра «Назови в картинках последний звук»

    Инструкция: «Я буду указывать на картинку, а ты будешь называть последний звук»

    1. Игра «Назови картинку, начинающуюся на звук…»

    Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая начинается на звук…»

    1. Игра «Назови картинку, заканчивающуюся на звук…»

    Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди среди них ту, которая заканчивается на звук…»

    1. Игра «Найди картинки, которые начинаются на одинаковый звук»

    Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые начинаются на одинаковый звук»

    1. Игра «Найди картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»

    Инструкция: «Посмотри внимательно на все картинки, а теперь соедини между собой картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук»

    1. Игра «Цепочка слов»

    Инструкция: «Посмотри на картинки. Сейчас мы будем выкладывать цепочку из картинок. Наша цепочка будет  начинается со слова …. Следующим звеном цепочки будет  слово, которое начинается с того же звука, на какой заканчивается наше слово. Какая картинка следующая?...»

    1. Игра «Придумай слово, начинающееся на звук»
    2. Игра «Придумай слово, заканчивающееся на звук»
    3. Задание «Звук сбежал из начала слова»

    Инструкция: «Я буду произносить слова, но они неполные. Звук М сбежал из слов. Нужно вернуть его в начало слова и произнести слово правильно».

    1. Задание «Замени звук»

    Инструкция: Я назову слово. Ты должен будешь заменить последний  звук в слове на другой и сказать, какое слово получилось»

    Игры на умение определять место звука в слове

    1. Игра «Посади зайку в нужный вагон»

               Инструкция: «Я буду называть слова. В них звук С будет находится либо в начале, либо в середине, либо в конце слова. Если звук С будет находится в начале слова, ты посадишь зайку в 1-ый вагон, если в середине слова – во 2-ой вагон, если в конце слова – в 3-ий вагон».

    1. Игра «Подними подходящую картинку»

                Инструкция: «Посмотри внимательно, перед тобой лежат 3 картинки. Первая картинка – шары. В этом слове звук Ш находится в начале. Вторая картинка – вишни. В этом  слове звук Ш находится в середине. Третья картинка – душ. В этом слове звук Ш находится в конце. Сейчас я буду называть слова со звуком Ш в начале, середине или конце, а ты будешь поднимать соответствующую картинку.

    1. Игра «Определи место звука в слове»

    Инструкция: «Перед тобой лежит полоска из 3-х квадратов и красный кружок. Я буду называть слова со звуком С в начале, середине или конце. Если звук С будет слышится в начале слова – ты положишь кружок в 1-ый квадрат, если в середине слова- во 2-ой квадрат, если в конце слова – в 3-ий квадрат».

    1. Игра «Определи место звука К в картинке»

    Инструкция: «Посмотри на картинку, определи место звука  в картинке (начало, середина, конец) и укажи на схеме кружочком»

    1. Задание «Соедини картинку с нужной схемой»

    Инструкция: «Определи место  звука М в слове и соедини каждую картинку с подходящей схемой»

    1. Задание «Придумай слово, подходящее к схеме»
    2. Задание «Повтори за мной слово»

                 Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты повторишь за мной если звук С будет в начале (середине, конце) слова»

         Игры и задания на развитие  умения соединять звуки в слова

    1. Задание «Соедини звуки в  слово»

       Инструкция: «Я произнесу подряд несколько звуков с паузой, а ты должен будешь          соединить их в слово»

     2 .   Игра «Телевизор»

       Цель: 1) закрепление умения выделять в слове первый и последний звук;

               2) закрепление умения соединять звуки в слова

       Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них первые       (последние) звуки. А теперь соедини первые (последние) звуки в слово и ты узнаешь, какая картинка появится на экране телевизора.  

    1. Задание «Собери слово»    

    Инструкция: « Я произнесу звуки, ты должен будешь собрать из них слово. Будь внимателен, звуки идут не по  порядку»

             

    Игры и задания на развитие умения определять количество

    слогов в слове и делить слова на слоги

    1. Задание «Отхлопай слова»

    Инструкция: «Я буду произносить слова, а ты отхлопаешь слово по слогам и скажешь, сколько слогов получилось»

    2.  Игра «Пирамидка»

    Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове

    Инструкция: «Перед тобой пирамидка. Помести в нижний ряд пирамиды картинки, названия которых состоят из 3 частей, во второй ряд – из 2 частей, в верхний квадрат – картинку, название которой не делится на части (состоит из 1 части).

     3. Игра «Посади цветы на клумбу»

    Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове

    Инструкция: «Перед тобой картинки с изображением цветов. Посади  в верхнюю бороздку цветы, названия которых делятся на две части, в среднюю – цветы с названиями из трех частей, а в нижнюю – с названиями из четырех частей».  

    1. Игра «Угадай имя девочки»

    Цель: 1) закрепление умения делить слова на слоги;

               2) закрепление умения соединять слоги в слова

    Инструкция: «Ты будешь угадывать  имена девочек. Я буду называть первую часть имени, а ты будешь добавлять слог ША и скажешь, какое имя получилось»

           

    Игры и задания на определение последовательности слогов в слове

    1. Задание «Назови слог»

    Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови в них только 1-ый слог (только 2-ой, 3-ий)».

    1. Задание «Поменяй слоги местами»

    Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, но в них произошла путаница. Поменяй слоги местами и скажи, какое слово получилось.

    1. Игра: «Составь слово»

    Цель: закрепление умения определять последовательность слогов в слове и соединять слоги в слова

    Инструкция: « Посмотри на картинки. Назови в них 2-ой слог. Соедини 2-ые слоги и составь слово»

    Игры и задания на развитие умения определять количество и последовательность звуков в слове

    1. Задание «Назови звуки»

    Инструкция: «Послушай внимательно, я произнесу слово. Назови в слове 1-ый, 2-ой, 3-ий звук».

    1. Игра «Построй пирамиду»

    Цель: закрепление умения определять количество звуков в слове

    Инструкция: Построй пирамиду из картинок. В самом верху должны  быть картинки с короткими названиями, состоящими из двух звуков, ниже - из трех, еще ниже – из четырех, а в самом низу – картинки из пяти звуков».

    1. Игра «Угадай имя»

    Цель: 1) закрепление  умения определять последовательность звуков в словах;

               2) закрепление умения соединять звуки в слова.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Выдели в них 2-ые (3-ьи) звуки. Соедини звуки в слово и ты узнаешь как зовут мальчика (девочку)».

    Игры и задания на умение дифференцировать

    согласные и гласные звуки

    1. Задание «Раскрась  буквы»

    Инструкция: « Раскрась гласные буквы в красный цвет, а согласные в синий»

    1. Задание «Определи гласный или согласный»

    Инструкция «Посмотри на картинки. Возле каждой картинки нарисован пустой квадрат. Если название картинки начинается на гласный звук, нужно раскрасить квадрат в красный цвет, если на согласный звук – в синий цвет»

    1. Задание «Назови картинки, начинающиеся на гласный (согласный) звук»

    Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые начинаются на гласный (согласный) звук.

    1. Задание «Назови картинки, заканчивающиеся  на гласный (согласный ) звук»

     Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, которые заканчиваются на гласный (согласный) звук»

    1. Игра «Помоги бабочке долететь до цветочка»

    Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки

    Инструкция: «Посмотри, как много здесь разных цветочков. А вот и бабочка. Бабочка  может сесть только на те цветочки, которые начинаются на гласный звук. Помоги бабочке сесть на цветочек».

    1. Задание «Придумай слова, заканчивающиеся на гласный (согласный) звук»

    Игры и задания на умение дифференцировать согласные

    звуки на звонкий-глухой, твердый-мягкий.

    1. Задание «Определи, слово начинается на звонкий согласный или глухой»

     Инструкция: «Я буду называть слова. Если слово будет начинаться на     звонкий согласный, ты поднимешь картинку с изображением колокольчика, если на глухой согласный- картинку с изображением зачеркнутого колокольчика.

    1. Задание «Посмотри на картинки и назови»

     Инструкция: «Посмотри на картинки и назови только те, названия которых        начинаются со звонких согласных»

    1. Задание «Придумай слово, начинающееся с глухого согласного»
    2. Игра «Добавь нужный слог»

      Цель: 1) закрепление умения определять в слове глухой и звонкий      согласный;

                 2) закрепление умения соединять слоги в слова

     Инструкция: «Я буду называть слово, но не все слово целиком, а лишь первую его часть, ты должен будешь добавить нужный слог (с глухим или звонким согласным) и произнести все слово. Если ты добавишь верный слог я покажу картинку»

    1. Задание «Услышь в словах твердый или мягкий звук»

    Инструкция: «Я буду произносить слова. Если слово будет начинаться на твердый согласный, ты поднимешь синий кружок, если на мягкий согласный – зеленый кружок»

    1. Задание «Раскрась квадратик нужным цветом»

    Инструкция: « Произнеси названия этих предметов. Если в слове первый звук звучит твердо, раскрась квадратик рядом с картинкой в синий цвет,   если звучит мягко – в зеленый цвет»

    1. Задание «Назови картинки, начинающиеся с твердого согласного»                            

       Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые начинаются с твердого согласного»

    1. Задание «Назови картинки, заканчивающиеся на мягкий согласный»

    Инструкция «Посмотри внимательно на картинки и назови только те, которые заканчиваются мягким согласным»

    1. Игра «Помоги Люсе найти пару»

    Цель: 1) закрепление умения различать твердые и мягкие согласные;

               2) упражнение в умении находить твердому звуку мягкую пару или наоборот

    Инструкция: «Посмотри на картинки. Определи, с какого согласного начинается предмет, с твердого или мягкого. А теперь помоги девочке Люсе найти каждой картинке свою пару. Соедини картинку, начинающиеся на твердый согласный с мягкой парой.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

    мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

    Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Выявление готовности детей дошкольного возраста к обучению грамоте       Практическое исследование проходило в период с сентября по декабрь 2014 года.  Для диагности...

    Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, оче...

    Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...