Главные вкладки

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте
    учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

    В данном материале предлагается рассмотреть звуковой анализ, который нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух необходим детям, чтобы различать на слух звучание. А это, в свою, очередь, связано с грамотным письмом. Фонематический слух – важный момент в логопедии, ведь если ребенок сам произносит звуки неправильно (или слышит неправильные образцы речи), то воспроизвести правильный звук труднее. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Тема: Анализ слова

    1. Учим правила:

            Гласными называются звуки, которые можно спеть. Когда мы их произносим, во рту не встречается преград.

    В русском языке только 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Е (выучить).

    Согласными называются звуки, которые нельзя спеть. Когда мы их произносим, во рту встречаем преграду.

    - бывают мягкие и твердые: б-бь, в-вь, г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь.

    - всегда твердые согласные звуки: ш, ж, ц;

    - всегда мягкие согласные звуки: ч, щ, й.

    2. Условные обозначения:

            квадраты 3 х 3 см;

    гласный звук - красный квадрат;

    согласный звук (твердый) - синий квадрат;

    согласный звук (мягкий) - зеленый квадрат;

    желтый кружок (1см) - "колокольчик" - обозначает звонкость звука и помещается на квадрат зеленого или синего цвета, если этот звук звонкий.

            Запись в тетрадь: простым карандашом рисуем столько клеток, сколько звуков в слоге или слове; затем раскрашиваем соответственно цветными карандашами; звонкость в квадратике обозначаем маленьким кружочком внутри клеточки.

            Под словом (схемой) обязательно подписываем (как читается это слово). Прямые слоги образуют слияния - их подписываем полукругом (согласный, затем гласный звук); звуки, которые "слышатся отдельно" подписываем одной точкой. Соответственно этим записям читаем слова пальчиком правой руки как в схеме на столе, так и по схеме в тетради.

    3. Звуковой анализ на примере слова "лук":

            Предлагается картинка "лук", под ней схема, состоящая из трех пустых клеточек, по количеству звуков в слове. "Какой первый звук в слове лук?" (звук "л"). "Это звук гласный  или согласный?" "Как он слышится в этом слове: твердо или мягко?" (твердо). "В каком домике он будет жить?" (в синем). "Он звонкий или глухой?" (звонкий). Синим квадратиком закрывается первая клеточка. "Какой второй звук?" ("у" - он гласный, живет в красном домике). Красным квадратиком закрывается вторая клетка. "Какой последний звук?" ("к" - он согласный, глухой и слышится твердо, живет в синем домике). Синим квадратом закрывается последняя клетка.

    Ответ ребенка: "В слове лук первый звук "л" - он согласный, звонкий, слышится твердо; второй звук "у" - он гласный, третий звук "к" - он согласный, глухой и слышится твердо".

    Дополнительные вопросы: "Почему ты думаешь, что этот звук звонкий?" (горлышко работает); "Глухой?" (горлышко не работает); "Гласный?" (потому что можно спеть, нет преграды); "Согласный?" (нельзя спеть, есть преграда - какая?)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    В статье раскрыты характеристика детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи, содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

    мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Учителем-логопедом разработаны мероприятия для воспитателей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности ДОУ с целью повышения эффективности и к...

    Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

    Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....

    Статья на тему "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"

    В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд, это связ...

    Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функцион...

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте...

    Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте

    Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляю...