«Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Полиниченко Татьяна Игоревна

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых.

С развитием мелкой моторики тесно связано и развитие речи. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Проведенные Мариониллой Максимовной Кольцовой и Людмилой Федоровной Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удавалось повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорили. У плохо говорящих детей пальцы либо были напряжены и сгибались все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не получались движения. Пока движения пальцев не стали свободными, добиться развития речи у детей не удавалось.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Поэтому прежде чем начинать работу по развитию мелкой моторики у ребенка, нужно сначала выявить уровень её развития.

 

Практическая работа:

А теперь я вам предлагаю варианты простых по подготовке заданий для развития мелкой моторики для домашнего досуга.

План выполнения:

  1. Собери бусы.
  2. Выложи рисунок из камушков по цветам.
  3. Собери горох в пузырек.
  4. Нарисуй рисунок указательным пальцем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи дошкольников»

Учитель-логопед: Полиниченко Т.И.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых.

С развитием мелкой моторики тесно связано и развитие речи. Двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Проведенные Мариониллой Максимовной Кольцовой и Людмилой Федоровной Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадают со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали, как надо делать). Дети, которым удавалось повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорили. У плохо говорящих детей пальцы либо были напряжены и сгибались все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не получались движения. Пока движения пальцев не стали свободными, добиться развития речи у детей не удавалось.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Поэтому прежде чем начинать работу по развитию мелкой моторики у ребенка, нужно сначала выявить уровень её развития.

При организации педагогической работы необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:

  • ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ПРЕДМЕТОВ КИСТЬЮ  — это один из этапов становления моторики кисти и пальцев рук, при котором осуществляется целенаправленное удержание предметов кистью и их высвобождение (отпускание). На данном этапе появляются функциональные действия, которые выражают сущность предмета, определяют его назначение. Еще происходит совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно. 
  • ПАЛЬЦЕВОЙ ЗАХВАТ: двумя пальцами (большой и указательный), тремя пальцами (большой, указательный, средний) — основной навык для того, чтобы правильно держать карандаш и писать.
  • АКТИВИЗИЗАЦИЯ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ: большого, указательного и среднего. В данный момент нужно начинать работу по обучению рисованию пальцем по песку, манке… Рисуем пальцами и ладошками с целью тактильного ощущения нарисованных линий, формирования произвольных движений, а также сенсорной стимуляции. Текстура краски стимулирует осязание, что позволяет исследовать различные ощущения. Но и тактильного ощущения во время рисования.
  • ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ это движения (сгибание и вращение в запястно-пястном суставе), при которых большой палец вращается и сгибается поперёк ладони. Он может касаться подушечек других пальцев. Эта анатомическая особенность важна для таких действий, как набор текста, письмо, удержание предметов и манипулирование инструментами, а также правильного удержания  ложки во время приема пищи.
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ РУК — это произвольные движения, при которых пальцы руки двигаются по-разному, а не все одинаковоНа данном этапе становится возможным научить ребенка правильно держать карандаш.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.  Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Пассивная гимнастика для пальцев рук:

  1. Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать ребенку, что сейчас мы погреем ручки. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

  • При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами и, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.
  • Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Помните, что в нашем случае растирание должно быть легким.
  • Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Например, массаж с су-джок мячиком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком.

«Круги» - выполняются действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2.   Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Упражнение 1. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.

Упражнение 2. Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

Упражнение 3. Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круглое движение пальцев руки ребенка.

3. Развивать ощущения собственных движений. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям:

«Кулачки — ладошки»

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка.

Ну а ладошки не отстают.

Следом за ним весело бьют.

Кулачки быстрее бьют, 

До чего стараются!

И ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали.

А ладошки – баловницы

Тоже не отстали.

Активная гимнастика для пальцев рук – это игры с пальчиками. Все упражнения проводятся в игровой форме. К играм с предметами начинают приступать, когда ребенок начнет подражать действиям взрослого. Задания для данного уровня в методической книжечке систематизированы от простого к сложному.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

 «Мамин праздник»

Первые подснежники (Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»)

Я в руках несу. (Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю. (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы. (Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди)

«Детки»

У мамы кошки есть котенок,  

 У мамы козы - козленок, 

У мамы зайчихи – зайчонок,

У собаки есть сынок

Не собачонок, а щенок!  

«Пальчики здороваются»

Соединение одноименных пальцев обоих рук с удержанием мячика ежика.

Практическая работа:

А теперь я вам предлагаю варианты простых по подготовке заданий для развития мелкой моторики для домашнего досуга.

План выполнения:

  1. Собери бусы.
  2. Выложи рисунок из камушков по цветам.
  3. Собери горох в пузырек.
  4. Нарисуй рисунок указательным пальцем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников"

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников Хорошая речь – одно из важных условие всестороннего и полноценного развития ребенка. Благодаря богатой и правильной реч...

Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...

Развитие мелкой моторики рук , как средство развития речи дошкольников

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей дошкольного возраста (методическая разработка по работе с родителями) «Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кон...

Мастер-класс для педагогов ДОУ « Занимательные игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, как средство развития речи дошкольников»

я  рассказываювам о важности работы по развитию мелкой моторики. Поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Речевые о...