«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Кравченко Валентина Васильевна

учитель – логопед муниципального дошкольного

образовательного учреждения

центр развития ребёнка – детский сад №17

города Алексеевки Белгородской области

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

    Теория         и практика логопедической  работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексикограмматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и Т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы( фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким речевым образованием , ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

При разработке и подборе упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы-формирование фонематического восприятия у детей, можно выделить как бы несколько ступеней.

  • Узнавание неречевых звуков
  • Различение одинаковых звукокомплексов по

          высоте, силе и тембру

  •  Различение слов, близких по звуковому составу    Дифференциация слогов
  • Дифференциация фонем
  • Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Следует отметить, что при формировании у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки через специально подобртшую систему игр и упражнений таких как, «Угадай, что звучало?», «Что делает Петрушка?», «У кого звучит игрушка?» и т.д, формируются также и навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

       Очень важна работа с детьми по различению правильного и дефектно произнесенного звука. Необходимость развития у дошкольников с дефектами речи слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения.

Для достижения этой цели используется ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произносимого звука в чужой и собственной речи, проводимых в определенной последовательности: детям предлагается  определить неправильное произношение

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах различной позиции (в начале, в середине, в конце, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения звуков необходимо произносить и правильно. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

Примеры:

        «Недовольный Коля» или «Грустный гномик».

Детям предлагается прослушать ряд слогов или  фразу, если услышат неправuльное произношение - поднимают картинку недовольного или грустного персонажа.

«Как правильно сказать?»

«Будь внuмателен»- на правильный  ответ красный флажок, на искаженное произношение желтый.

В работе по различению близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации звуков: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры:

«Незнайка запутался» - разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже.

«Придумай слово» - придумать слова, которые звучат похоже.

«Чем отличаются слова?» - кит-кот, жук-сук, Маша- каша, шар-шарф.

«Лишнее слово»  - канава, канава, какао, канава. Мак, бак, так, банан.

«Мое слово» - назвать предмет на картинке, ребенок подбирает похожее (мак-бак)

«Расставь по местам» - читается стихотворение, ребенок подбирает картинки (показ) .

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры открытые, закрытые, без стечения согласных и

со стечением.

Примеры: та- па- ка, па-ба, фа-ва-фа, па-тпа, пту-птапто, и т.д.

«Какой звук отличается?»-ну-ну-но--.

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать дифференциацию звуков и развитие слухового внимания.

Примеры:

«Угадай,кто (что) это?» «Какой звук лишний?»- а, у, и,о.

«Различай и повторяй»- предложить повторить только звук «С», или слова с этим звуком.

        Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т.д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная  последовательность речевого материала при работе над звуковым составом слова:

а) ряд гласных звуков(ау, уа, иуа, ауиэ и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые - от,ыс,ах;

открытые - ро, ма, ту.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла и т. д.);

г) слоги без стечения согласных;

  1. односложные (дом, сом, уж, лес);
  1. двусложные (рука, мама, лужа, каша);

д) слова со стечением согласных:

  1. двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка);
  2. односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран);
  3. односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, кость);
  4. двусложные слова со стечением согласных в начале слова( трава, книга, крыло);
  5. двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова

( клумба, крышка, стекло);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств - графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

  1. Выделить гласный, согласный звук из ряда других звуков (любым из приемов).
  2. Выделить слог с определенным звуком.
  3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.
  4. Назвать первый или последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок
  5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
  6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Надо учитывать и то, что чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, ведь в нашем случае у детей участвует и слуховой, и зрительный, и двигательный анализаторы. Поэтому задания следует предлагать в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками, символами, звуковыми линейками, спец. книгами, опусканием звуков, слогов и восстановление их детьми с опорой и без на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д. В результате такой коррекционной последовательно спланированной работы, дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов»

Работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников, важность проблемы, этапы работы по формированию фонематического восприятия, примеры упражнений и игр, направленных на развитие...

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Тематический контроль в ДОу по теме "Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа"

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвяз...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

В данном материале представлена система работы (последовательность игр и заданий) для развития фонематических процессов.  Особенно актуальна такая система работы с детьми. у которых наблюдаются т...

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов у дошкольников»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....