Главные вкладки

    Фонематические потешки
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Материал содержит потешки  для развития речевого слуха ребенка - способности  различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети  часто смешивают. Предназначен родителям, воспитателям, логопедам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fonematicheskie_poteshki.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фонематические потешки.

    1. П - Г
    1. К - Д

    Палка – галка.

    На полу лежала палка,

    А на палку села галка.

    Палку бросил кто-нибудь.

    Галка села отдохнуть.

    Ком – дом.

    Мы слепили снежный ком,

    Рядом с комом – снежный дом.

    Дом и ком из снега были.

    Целый день мы их лепили.

    1. Ш - Л

    4. М - Л

    Шапка – лапка.

    Надевает Петя шапку.

    Прищемили кошке лапку.

    Петя скачет по дорожке.

    Маша лечит лапку кошке.

    Мул – дул.

    Сильный ветер с моря дул.

    По полянке бегал мул.

    Ветер дул и завывал.

    Мул резвился и скакал.

    5. П - Т

    6. К -  Р

    Порт – торт.

    Корабли приходят в порт.

    Мы купили вкусный торт.

    Корабли в порту стоят.

    Торт купили для ребят.

    Кот – рот.

    Спит под лавкой рыжий кот.

    У Алены грязный рот.

    Кот проспал все воскресенье.

    А Алена ест варенье.

    7. К - Т

    8. Г - В

    Куча – туча.

    Ветер с моря гонит тучу.

    Мы сгребаем листья в кучу.

    Туча в небе дождевая.

    Куча мусора большая.

    Грач – врач.

    Пролетал над полем грач.

    Приходил к больному врач.

    Врач давал свои таблетки.

    Грач тащил в гнездо три ветки.

    9. К - М

    10. Р - М

    Кошка – мошка.

    На окно уселась мошка.

    Хочет скушать мошку кошка

    Кошка мошку  лапкой - хвать.

    Где же мошка? Не видать.

    Решать – мешать.

    Паша сел  пример решать.

    Стал пушок ему мешать.

    Быстро, Паша всё решай!

    Брысь, Пушок, и не мешай!

    11. Н - Д

    12. П - Р

    Ночь – дочь.

    Спать пора. Настала ночь.

    Спать ложится наша дочь.

    Дочь ложится на кровать.

    Ночь пришла, пора всем спать.

    Печка – речка.

    Затопил хозяин печку.

    Лягушонок прыгнул в речку.

    Разгорелся уголь в печке.

    У лягушек домик в речке.

    13. З - Д

    14. МЬ - ЛЬ

    Зверь – дверь.

    Волк – опасный хищный зверь.

    Запираем крепко дверь.

    Дверь закроем на замок.

    Зверь зубами щелкнул – щелк!

    Мёд – лёд.

    Мишка очень любит мед.

    На реке зимою лед.

    Лед прозрачный и холодный.

    Ищет мед медведь голодный.

    15. В - Н

    16. К - П

    Корова – корона.

    На лугу пасут корову.

    Примеряет царь корону

    А корона велика.

    Даст корова молока.

    Карта – парта.

    На стене висела карта.

    Ученик сидел за партой.

    Он читал, считал, писал,

    Мир по карте изучал.

    17. Р - Ж

    18. К - П

    Ручка – Жучка.

    На столе лежала ручка.

    Рядом с ней скакала Жучка.

    Жучка ручку ухватила,

    Со стола ее скатила.

    Кони – пони.

    По конюшне ходят кони.

    Мы катаемся на пони.

    Кони ходят и жуют,

    Пони весело бегут.

    19. Б - С

    20. Т – Л

    Бок – сок.

    У машины грязный бок.

    У Маруси сладкий сок.

    Бок машины ототрём.

    Соку в чашечку нальём.

    Тапки – лапки.

    Слева комнатные тапки.

    Справа все кошачьи лапки.

    Маловато будет тапок

    Для таких кошачьих лапок.

    21. О -  Ы

    22. Ф - В

    Домок – дымок.

    Во дворе стоит домок.

    Из трубы идет дымок.

    Дом малюсенький – домок.

    Дым тонюсенький – дымок.

    Софа – сова.

    На полу стоит софа.

    На суку сидит сова.

    На софе Андрюша спит.

    А сова не спит, глядит.

    23. П - Б

    24. Б - П

    Почки – бочки.

    В теплый день набухли почки.

    В магазин привозят бочки.

    Почки в листья превратились.

    В бочках кильки просолились.

    Бил – пил.

    В барабан Сережа бил.

    Из стакана Леша пил.

    Барабан уже с дырой.

    А стакан совсем пустой.

    25. Б - П

    26. Т - Д

    Бел – пел.

    Сахар сладок, сахар бел.

    Жук над ним кружил и пел.

    - Бел и  сладок сахарок! –

    Пел, жужжал лесной жучок.

    27. Д - Т

    Доска – тоска.

    Лошадь скачет по доске.

    А лисичка вся в тоске.

    Зайки нет, и ей тоскливо.

    Скачет лошадь, вьется грива.

    28. Т - Д

    День- тень.

    Я гуляю целый день.

    А за мною ходит тень.

    День пройдет, наступит ночь.

    Ночью тень уходит прочь.

    Тачка – дачка.

    Строим мы в поселке дачку.

    И кладем песок на тачку.

    Тачка полная песка.

    Дачка низкая пока.

    29. Д - Т

    30. С - З

    Дина – тина.

    Две косички есть у Дины.

    А в болоте много тины.

    Дина прыгает с подружкой.

    В тине квакают лягушки.

    Косы – козы.

    На лугу пасутся козы.

    Заплетает Катя косы.

    Ме! – промекала коза, -

    Расплелась одна коса.

    31. С - З

    32. З - С

    Сайка- зайка.

    Испекла лисица сайку.

    Угостила сайкой зайку.

    Зайка сайку быстро съел,

    От лисы удрать успел.

    Зоя - соя.

    Во дворе гуляет Зоя.

    Поспевает в поле соя.

    Сою сварим на обед.

    Зое скоро восемь лет.

    33. Ш - Ж

    34. Ш - Ж

    Шар – жар.

    У меня воздушный шар.

    У больного сильный жар.

    Я бегу с воздушным шаром.

    Нужно лечь больному с жаром.

    Саша – сажа.

    После топки в печке – сажа.

    Во дворе гуляет Саша.

    Сажа в печке есть, внутри.

    Саша, сажу не бери.

    35. Ш - Ж

    36. Ш - Ж

    Лужа – Луша.

    Во дворе большая лужа.

    Возле лужи тетя Луша.

    Луша лужу перейдет?

    Лужу Луша обойдет.

    Жил – шил.

    Сапоги сапожник шил.

    Еж в лесу под елкой жил.

    Даже туфли шил сапожник.

    Хорошо в лесу жил ежик.

    37. К - Г

    38. К - Г

    Гол – кол.

    Для забора нужен кол.

    Вратарю забили гол.

    У забора – колья в ряд.

    Гол забил игрок и рад.

    Кости – гости.

    Пес грызет под лавкой кости.

    В праздник к нам приходят гости.

    Гости кости псу несут,

    Всем гостинцы раздают.

    39. К - Г

    40. С - Ш

    Горка – корка.

    Дядя Вова сделал горку.

    Мышь грызет сухую корку.

    Горку сделал малышам.

    Корку бросили мышам.

    Мишка – миска.

    Спит зимой в берлоге мишка.

    На столе стояла миска.

    Мишка спит и видит сон:

    В миске – гренки и бульон.

    41. С - Ш

    42. С - Ш

    Стук – штук.

    На полянке слышен стук.

    Я купил конфет – пять штук.

    Стук-стук-стук – долбил ствол дятел.

    Съел пять штук конфет приятель.

    Крыша – крыса.

    В каждом доме сверху крыша.

    Побежала в подпол крыса.

    Крыша в дождь нужна и в снег.

    Напугала крыса всех.

    43. Р - Л

    44. Р - Л

    Бурка – булка.

    Надевает горец бурку.

    Испекла Лариса булку.

    Булку брату испекла.

    Бурка теплая была.

    Рак – лак.

    Поселился в речке рак.

    Маме нужен красный лак.

    Рак по камням в речке лазит,

    Мама лаком ногти красит.

    45. Р - Л

    46. Р - Л

    Рожки – ложки.

    Раздавала Даша ложки.

    У козы торчали рожки.

    У козленка рожек нету.

    Ложки нам нужны к обеду.

    Сер – сел.

    Серый волк, волчонок сер.

    Под кустом зайчонок сел.

    Не сиди, зайчонок, тут:

    Волки серые идут.

    47. Р - Л

    48. Р - Л

    Мир – мил.

    После ссоры будет мир.

    Наш малыш всем людям мил,

    Улыбается всем людям.

    Обижать друзей не будем.

    Лама – рама.

    На лугу пасется лама.

    У художника есть рама.

    Лама даст густую шерсть.

    Для картины рама есть.

    49. Р - Л

    50. Р - Л

    Лука – рука.

    Это дедушка Лука.

    Это правая рука.

    И у дедушки Луки

    Две умелые руки.

    Марина – малина.

    Это – девочка Марина.

    Это – ягода малина.

    Посмотрите на Марину.

    Рвет в саду она малину.

    51. Р - Л

    52. Р - Л

    Дар – дал.

    Вот подарок. Это – дар.

    Мне его приятель дал.

    Даром мне его он дал:

    Красно- синий самосвал.

    Вор – вол.

    Ночью тихо ходит вор.

    Землю пашет сильный вол.

    Вор крадется в переулке,

    Дам волу кусочек булки.

    53. Р - Л

    54. Щ - Ш

    Брошка – блошка.

    На платье приколота брошка.

    Под листиком прячется блошка.

    На солнышке брошка сверкает,

    А блошка быть больше мечтает.

    Шёлк – щелк.

    Шелкопряд дает нам шёлк.

    На опушке слышно: щёлк!

    Белка – щёлк! Орех грызет.

    Шелкопряд сам шёлк прядет.

    55. Щ - Ш

    56. Л - ЛЬ

    Чаша – чаща.

    Эта полная вся чаша.

    Эта темная вся чаща.

    Выходи скорей из чащи.

    Воду пей из полной чаши.

    Угол – уголь.

    Догорает в печке уголь.

    Кочергу поставим в угол.

    Кочерга в углу стоит.

    Уголь в печке догорит.

    57. Л - ЛЬ

    58. Л - ЛЬ

    Полька – полка.

    Танцевали дети польку.

    Сделал Миша в школе полку.

    Польку весело плясали.

    Полку надо вешать в зале.

    Лук – люк.

    Тут растет зеленый лук.

    Рядом есть железный люк.

    Приоткроем крышку люка

    И нарвем немного лука.

    59. Л - ЛЬ

    60. Л - ЛЬ

    Мел – мель.

    Взял учитель белый мел.

    Сел корабль в реке на мель.

    Много мелей на реке.

    Мелом пишут на доске.

    Ел – ель.

    Козлик в поле травку ел.

    Забралась сова на ель.

    Дом на ели у совы.

    Съел козленок стог травы.

    61. М - МЬ

    62. Т - ТЬ

    Мал – мял.

    Мой котенок очень мал.

    Лапой пес бумагу мял.

    Мял бумагу и жевал.

    «Мяу!»- котик мой сказал.

    Тюк – тук.

    Здесь лежит огромный тюк.

    Из окошка слышно: «Тук!»

    Тюк большой набит битком.

    «Тук!» - столяр бьет молотком.

    63. Н - НЬ

    64. В - В

    Нос – нёс.

    У слоненка длинный нос.

    Я мороженое нёс

    Съест мороженое брат.

    Нос, пожалуй, длинноват.

    Воз – вёз.

    Конь тащил тяжелый воз.

    Я тележку тоже вёз.

    Куча сена на возу.

    Сена клок и я везу.

    Используемая литература:

    1. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи  дошколников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008.
    2. Куликовская Т.А.  100 упражнений для формирования словаря дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2009.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фонематические потешки

    Для воспитателей и логопедов ДОУ...

    Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

    Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

    Потешки (ЗОЖ) Умывание потешки

    Воспитывать у детей раннего возраста культурно гигиенические навыки....

    Консультация для педагогов: «Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки».

    Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно упот...

    Фонематические потешки

    Фонематические потешки для дошкольников...

    Фонематические потешки

    Потешка — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать че...