Главные вкладки

    Фонематические потешки
    картотека по развитию речи

    Потешка — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

    Представляю картотеку фонематических потешек. Она необходима для активизации познавательного интереса младших дошкольников при работе со звуками. Играет важную роль для развития фонематического слуха детей. Используя в своей работе художественное слово, мне удается быстро и увлекательно научить детей слышать и называть звуки в словах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fonematicheskie_poteshki.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фонематические потешки

    1. П - Г
    1. К - Д

    Палка – галка.

    На полу лежала палка,

    А на палку села галка.

    Палку бросил кто-нибудь.

    Галка села отдохнуть.

    Ком – дом.

    Мы слепили снежный ком,

    Рядом с комом – снежный дом.

    Дом и ком из снега были.

    Целый день мы их лепили.

    1. Ш - Л

    4. М - Л

    Шапка – лапка.

    Надевает Петя шапку.

    Прищемили кошке лапку.

    Петя скачет по дорожке.

    Маша лечит лапку кошке.

    Мул – дул.

    Сильный ветер с моря дул.

    По полянке бегал мул.

    Ветер дул и завывал.

    Мул резвился и скакал.

    5. П - Т

    6. К -  Р

    Порт – торт.

    Корабли приходят в порт.

    Мы купили вкусный торт.

    Корабли в порту стоят.

    Торт купили для ребят.

    Кот – рот.

    Спит под лавкой рыжий кот.

    У Алены грязный рот.

    Кот проспал все воскресенье.

    А Алена ест варенье.

    7. К - Т

    8. Г - В

    Куча – туча.

    Ветер с моря гонит тучу.

    Мы сгребаем листья в кучу.

    Туча в небе дождевая.

    Куча мусора большая.

    Грач – врач.

    Пролетал над полем грач.

    Приходил к больному врач.

    Врач давал свои таблетки.

    Грач тащил в гнездо три ветки.

    9. К - М

    10. Р - М

    Кошка – мошка.

    На окно уселась мошка.

    Хочет скушать мошку кошка

    Кошка мошку  лапкой - хвать.

    Где же мошка? Не видать.

    Решать – мешать.

    Паша сел  пример решать.

    Стал пушок ему мешать.

    Быстро, Паша всё решай!

    Брысь, Пушок, и не мешай!

    11. Н - Д

    12. П - Р

    Ночь – дочь.

    Спать пора. Настала ночь.

    Спать ложится наша дочь.

    Дочь ложится на кровать.

    Ночь пришла, пора всем спать.

    Печка – речка.

    Затопил хозяин печку.

    Лягушонок прыгнул в речку.

    Разгорелся уголь в печке.

    У лягушек домик в речке.

    13. З - Д

            

            14. МЬ - ЛЬ

    Зверь – дверь.

    Волк – опасный хищный зверь.

    Запираем крепко дверь.

    Дверь закроем на замок.

    Зверь зубами щелкнул – щелк!

    Мёд – лёд.

    Мишка очень любит мед.

    На реке зимою лед.

    Лед прозрачный и холодный.

    Ищет мед медведь голодный.

    15. В - Н

    16. К - П

    Корова – корона.

    На лугу пасут корову.

    Примеряет царь корону

    А корона велика.

    Даст корова молока.

    Карта – парта.

    На стене висела карта.

    Ученик сидел за партой.

    Он читал, считал, писал,

    Мир по карте изучал.

    17. Р - Ж

    18. К - П

    Ручка – Жучка.

    На столе лежала ручка.

    Рядом с ней скакала Жучка.

    Жучка ручку ухватила,

    Со стола ее скатила.

    Кони – пони.

    По конюшне ходят кони.

    Мы катаемся на пони.

    Кони ходят и жуют,

    Пони весело бегут.

    19. Б - С

    20. Т – Л

    Бок – сок.

    У машины грязный бок.

    У Маруси сладкий сок.

    Бок машины ототрём.

    Соку в чашечку нальём.

    Тапки – лапки.

    Слева комнатные тапки.

    Справа все кошачьи лапки.

    Маловато будет тапок

    Для таких кошачьих лапок.

    21. О -  Ы

    22. Ф - В

    Домок – дымок.

    Во дворе стоит домок.

    Из трубы идет дымок.

    Дом малюсенький – домок.

    Дым тонюсенький – дымок.

    Софа – сова.

    На полу стоит софа.

    На суку сидит сова.

    На софе Андрюша спит.

    А сова не спит, глядит.

    23. П - Б

    24. Б - П

    Почки – бочки.

    В теплый день набухли почки.

    В магазин привозят бочки.

    Почки в листья превратились.

    В бочках кильки просолились.

    Бил – пил.

    В барабан Сережа бил.

    Из стакана Леша пил.

    Барабан уже с дырой.

    А стакан совсем пустой.

    25. Б - П

    26. Т - Д

    Бел – пел.

    Сахар сладок, сахар бел.

    Жук над ним кружил и пел.

    - Бел и  сладок сахарок! –

    Пел, жужжал лесной жучок.

    27. Д - Т

    Доска – тоска.

    Лошадь скачет по доске.

    А лисичка вся в тоске.

    Зайки нет, и ей тоскливо.

    Скачет лошадь, вьется грива.

            

            28. Т – Д

    День- тень.

    Я гуляю целый день.

    А за мною ходит тень.

    День пройдет, наступит ночь.

    Ночью тень уходит прочь.

    Тачка – дачка.

    Строим мы в поселке дачку.

    И кладем песок на тачку.

    Тачка полная песка.

    Дачка низкая пока.

    29. Д - Т

    30. С - З

    Дина – тина.

    Две косички есть у Дины.

    А в болоте много тины.

    Дина прыгает с подружкой.

    В тине квакают лягушки.

    Косы – козы.

    На лугу пасутся козы.

    Заплетает Катя косы.

    Ме! – промекала коза, -

    Расплелась одна коса.

    31. С - З

    32. З - С

    Сайка- зайка.

    Испекла лисица сайку.

    Угостила сайкой зайку.

    Зайка сайку быстро съел,

    От лисы удрать успел.

    Зоя - соя.

    Во дворе гуляет Зоя.

    Поспевает в поле соя.

    Сою сварим на обед.

    Зое скоро восемь лет.

    33. Ш - Ж

    34. Ш - Ж

    Шар – жар.

    У меня воздушный шар.

    У больного сильный жар.

    Я бегу с воздушным шаром.

    Нужно лечь больному с жаром.

    Саша – сажа.

    После топки в печке – сажа.

    Во дворе гуляет Саша.

    Сажа в печке есть, внутри.

    Саша, сажу не бери.

    35. Ш - Ж

    36. Ш - Ж

    Лужа – Луша.

    Во дворе большая лужа.

    Возле лужи тетя Луша.

    Луша лужу перейдет?

    Лужу Луша обойдет.

    Жил – шил.

    Сапоги сапожник шил.

    Еж в лесу под елкой жил.

    Даже туфли шил сапожник.

    Хорошо в лесу жил ежик.

    37. К - Г

    38. К - Г

    Гол – кол.

    Для забора нужен кол.

    Вратарю забили гол.

    У забора – колья в ряд.

    Гол забил игрок и рад.

    Кости – гости.

    Пес грызет под лавкой кости.

    В праздник к нам приходят гости.

    Гости кости псу несут,

    Всем гостинцы раздают.

    39. К - Г

    40. С - Ш

    Горка – корка.

    Дядя Вова сделал горку.

    Мышь грызет сухую корку.

    Горку сделал малышам.

    Корку бросили мышам.  

    Мишка – миска.

    Спит зимой в берлоге мишка.

    На столе стояла миска.

    Мишка спит и видит сон:

    В миске – гренки и бульон.

    41. С - Ш

    42. С - Ш

    Стук – штук.

    На полянке слышен стук.

    Я купил конфет – пять штук.

    Стук-стук-стук – долбил ствол дятел.

    Съел пять штук конфет приятель.

    Крыша – крыса.

    В каждом доме сверху крыша.

    Побежала в подпол крыса.

    Крыша в дождь нужна и в снег.

    Напугала крыса всех.

    43. Р - Л

    44. Р - Л

    Бурка – булка.

    Надевает горец бурку.

    Испекла Лариса булку.

    Булку брату испекла.

    Бурка теплая была.

    Рак – лак.

    Поселился в речке рак.

    Маме нужен красный лак.

    Рак по камням в речке лазит,

    Мама лаком ногти красит.

    45. Р - Л

    46. Р - Л

    Рожки – ложки.

    Раздавала Даша ложки.

    У козы торчали рожки.

    У козленка рожек нету.

    Ложки нам нужны к обеду.

    Сер – сел.

    Серый волк, волчонок сер.

    Под кустом зайчонок сел.

    Не сиди, зайчонок, тут:

    Волки серые идут.

    47. Р - Л

    48. Р - Л

    Мир – мил.

    После ссоры будет мир.

    Наш малыш всем людям мил,

    Улыбается всем людям.

    Обижать друзей не будем.

    Лама – рама.

    На лугу пасется лама.

    У художника есть рама.

    Лама даст густую шерсть.

    Для картины рама есть.

    49. Р - Л

    50. Р - Л

    Лука – рука.

    Это дедушка Лука.

    Это правая рука.

    И у дедушки Луки

    Две умелые руки.

    Марина – малина.

    Это – девочка Марина.

    Это – ягода малина.

    Посмотрите на Марину.

    Рвет в саду она малину.

    51. Р - Л

    52. Р - Л

    Дар – дал.

    Вот подарок. Это – дар.

    Мне его приятель дал.

    Даром мне его он дал:

    Красно- синий самосвал.

    Вор – вол.

    Ночью тихо ходит вор.

    Землю пашет сильный вол.

    Вор крадется в переулке,

    Дам волу кусочек булки.

    53. Р - Л

    54. Щ - Ш

    Брошка – блошка.

    На платье приколота брошка.

    Под листиком прячется блошка.

    На солнышке брошка сверкает,

    А блошка быть больше мечтает.

    Шёлк – щелк.

    Шелкопряд дает нам шёлк.

    На опушке слышно: щёлк!

    Белка – щёлк! Орех грызет.

    Шелкопряд сам шёлк прядет.

    55. Щ - Ш

    56. Л - ЛЬ

    Чаша – чаща.

    Эта полная вся чаша.

    Эта темная вся чаща.

    Выходи скорей из чащи.

    Воду пей из полной чаши.

    Угол – уголь.

    Догорает в печке уголь.

    Кочергу поставим в угол.

    Кочерга в углу стоит.

    Уголь в печке догорит.

    57. Л - ЛЬ

    58. Л - ЛЬ

    Полька – полка.

    Танцевали дети польку.

    Сделал Миша в школе полку.

    Польку весело плясали.

    Полку надо вешать в зале.

    Лук – люк.

    Тут растет зеленый лук.

    Рядом есть железный люк.

    Приоткроем крышку люка

    И нарвем немного лука.

    59. Л - ЛЬ

    60. Л - ЛЬ

    Мел – мель.

    Взял учитель белый мел.

    Сел корабль в реке на мель.

    Много мелей на реке.

    Мелом пишут на доске.

    Ел – ель.

    Козлик в поле травку ел.

    Забралась сова на ель.

    Дом на ели у совы.

    Съел козленок стог травы.

    61. М - МЬ

    62. Т - ТЬ

    Мал – мял.

    Мой котенок очень мал.

    Лапой пес бумагу мял.

    Мял бумагу и жевал.

    «Мяу!»- котик мой сказал.

    Тюк – тук.

    Здесь лежит огромный тюк.

    Из окошка слышно: «Тук!»

    Тюк большой набит битком.

    «Тук!» - столяр бьет молотком.

    63. Н - НЬ

    64. В - В

    Нос – нёс.

    У слоненка длинный нос.

    Я мороженое нёс

    Съест мороженое брат.

    Нос, пожалуй, длинноват.

    Воз – вёз.

    Конь тащил тяжелый воз.

    Я тележку тоже вёз.

    Куча сена на возу.

    Сена клок и я везу.

    Используемая литература:

    1. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи  дошколников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008.
    2. Куликовская Т.А.  100 упражнений для формирования словаря дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2009.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фонематические потешки

    Материал содержит потешки  для развития речевого слуха ребенка - способности  различать глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, сонорные звуки, которые дети  часто смеш...

    Фонематические потешки

    Для воспитателей и логопедов ДОУ...

    Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.

    Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза  звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...

    Потешки (ЗОЖ) Умывание потешки

    Воспитывать у детей раннего возраста культурно гигиенические навыки....

    Консультация для педагогов: «Развитие фонематического слуха через чистоговорки, скороговорки, потешки».

    Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом. зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно упот...

    Фонематические потешки

    Фонематические потешки для дошкольников...