Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Перспективный план разработан с учётом нарушаемых  звуков у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Perspektivnoe_plan.2.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

           Перспективное планирование индивидуальной работы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Содержание работы

Виды работы

Игры и упражнения

Оборудование

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания

1.Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания и памяти:

а) «Делай так»

б) «Что изменилось?»

в) «Чего не стало?»

г) «Разрезные картинки»

д) «Парные картинки»

е) «Кто больше запомнит или увидит»

ж) «Четвёртый лишний»

 а) «Угадай, чей голос»

б) «Шумовые коробочки»

в) «Улови шёпот»

г) «Жмурки с голосом»

д) «Отгадай, что звучит»

е) «Где позвонили?»

Дидактические игры, игрушки

звучащие игрушки

д/и «Шумелочки»

музыкальные инструменты

погремушки, колокольчик

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Упражнения, направленные на развитие челюстей

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

1) «Бегемот»

2) «Обезьянки»

3)»Жевательная резинка»

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Окошко», «Рыбка»

1) «Лопаточка»

2) «Иголочка»

3) «Лопаточка – иголочка»

4) «Футбол»

5) «Часики»

6) «Качели»

7) «Лошадка»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляционных упражнений

д/и «Весёлый рыболов»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ, мышц языка, щёк

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Лопаточка»

3) «Трубочка»

4) «Толстячок»

5) «Худышка»

6) «Накажем непослушный язычок»

7) «Расчёсочка»

8) «Часики»

9) «Качели»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для свистящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

4. Упражнения, вырабатывающие умение образовывать желобок посередине языка

1) «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик»

2) «Хоботок», «Трубочка», «Рупор»

3) «Лягушка – Хоботок»

4) «Упрямый ослик»

1) «Лопаточка», «Блинчик», «Лепёшка»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Киска сердится», «Горка»

4) «Чистим нижние зубки»

5) «Посчитаем нижние зубки»

6) «Качели»

1) «Кто дальше загонит мяч»

2) «Подуем на лопатку»

3) «Дует ветер с горки»

4) «Сдуем с ладошки пёрышко»

5) «Тепло – холодно»

6) «Чей пароход лучше гудит?»

1) Улыбнуться, чтобы были видны все зубы (растягивание губ), и удерживать губы в таком положении некоторое время; высовывать при растянутых губах распластанный язык наружу и дуть на его кончик («заморозим язычок»)

2) Высунуть широкий язык наружу, а затем положив тонкую палочку (зонд или чайную ложку ребром) на середину языка и сделав в нём небольшое углубление, выдувать воздух по этому желобку

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

Пёрышки, полоски бумаги, ватка

Логопедические зонды (тонкие палочки)

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для шипящих звуков  

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка

3. Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания

1) «Лягушка – хоботок»

2) «Бублик»

3) «Воронка»

1) «Лопаточка», «Блинчик»

2) «Накажем непослушный язычок»

3) «Чашечка»

4) «Маляр»

5) «Вкусное варенье»

6) «Лошадка»

7) «Грибок»

8) «Гармошка»

1) «Фокус»

2) «Согреем ладошки»

3) «Посади бабочку на цветок»

4) «Сдуй снежинку»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

«Снежинки», ватка

д/и «Бабочка»

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [л ], [ль ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

для дизартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных мышц

1) «Лягушки»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок

1) «Накажем непослушный язык»

2) «Блинчик»

3) «Вкусное варенье»

4) «Качели»

5) «Маляр»

6) «Чистим верхние зубки»

7) «Посчитаем зубки»

1)»Индюк»

2) «Пароход»

3) «Поймаем звук А»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косинова Е.  «Уроки логопеда»

картинки – символы артикуляционных упражнений

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад для звуков [р ],[ рь ]

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ;

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка;

3.Артикуляционные упражнения с тренировкой речевого дыхания;

4.Упражнения для растягивания подъязычной уздечки (при необходимости)

1) «Лягушка»

2) «Хоботок»

3) «Лягушка – хоботок»

1) «Качели»

2) «Маляр»

3) «Чистим верхние зубки»

4) «Посчитаем верхние зубки»

5) «Парус»

6) «Вкусное варенье»

7) «Лошадка»

8) «Грибок»

9) «Гармошка»

1) «Маляр»

1)»Дятел»

2) «Комарик»

3) «Кучер»

4) «Заведи мотор»

1) «Маляр»

2) «Барабан»

3) «Лошадка»

4) «Грибок»

5) «Гармошка»

картотека артикуляционных упражнений;

«Сказки о весёлом язычке»

Косимова Е.  «Уроки логопеда»

Картинки – символы артикуляционных упражнений

д/и «Весёлый рыболов»

игра «Артикуляционные загадки»

Постановка и коррекция звука

1.Знакомство с артикуляцией звука

1) Показ артикуляции перед зеркалом

2)Показ профиля данного звука

3) Показ положения языка кистью руки

4) Наглядная демонстрация вибрации кончика языка ( для звука [р])

5) Закрепление артикуляционных упражнений (особенно для дизартриков)

Настенное зеркало;

Профили звуков;

Игровой материал

 Постановка свистящих звуков

 Постановка свистящих звуков

1) межзубная артикуляция (временно при боковом и шипящем сигматизме);

2) опора на звук [х] (шёпотом произнести звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами);

3) произнесение звука со сжатыми зубами (временно при межзубном сигматизме);

4)работа над вспомогательными звуками:

   а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное  с нижнего подъёма  «т-т-т»)

      б) с присоединением голоса («д-д-д»)

      в) выполнение сильного задувания, вызывающего звукосочетание «тс-с-с»

5) опора на кинестетические ощущения (для звуков [з], [зь];

6) механическая помощь:

       а) удержание кончика языка у нижних резцов шпателем

       б) отжимание нижней губы шпателем книзу (при губно-зубном сигматизме)

        в) образование «желобка» при помощи зонда (тонкой палочки)

«Гномики»

«Дирижёр»

«Горлышко поёт»

«Задуй свечу»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды, спирт, вата, бинт

Картинки – символы  упражнений

 Постановка шипящих звуков

1) постановка звука [ш] от арт. упражнения «Чашечка»;

2) постановка  звука [ш] от [р ];

3) постановка звука [ш] от [т];

4) постановка звука [щ] от  звука [ш];

5) постановка звука [ч] от звукосочетания тш;

6) опора на кинестетические ощущения (для звука [ж];

7) механическая помощь:

       а) поднимание вверх широкого язычка при произнесении звука [c]

       б) отодвигание кончика языка вглубь от верхних резцов при произнесении звука  [т]  (при постановке звука [ч])  

«Поезд»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды

Спирт, вата, бинт

  Постановка звука Л

1) вызывание межзубного звука Л:

улыбнуться, прикусить широкий кончик языка и протяжно произнести звук [а] или [ы]

2) Механическая помощь при постановке звука:

прижатие шпателем широкого языка к верхним дёснам.

«Пароход гудит»

«Поймаем звук Л»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды

Спирт, вата, бинт

 

Постановка звука [Р]

1) работа над вспомогательными звуками:

а) многократные удары кончика языка у верхних дёсен (шёпотное «т-т-т»)

б) присоединение голоса: д-д-д

в) выполнение сильного задувания, вызывающего дрожание кончика языка («т-т-т-т-ттррр»)

2)механическая помощь при постановке звука:

а) удерживание кончика языка у верхних дёсен шпателем

б) вызывание дрожания кончика языка от звуков

«дддд» или звукосочетания «джжж»

«Песенка крокодила Гены»

«Танк стреляет»

«Пулемёт строчит»

«Лошадка вторит дятлу»

Сдувание клочка бумажки с кончика языка (от упражнения «грибок»)

Упражнение «Балалайка»

«Машина буксует»

«Сердитая муха»

Настенное зеркало

Шпатели, логопедические зонды, спирт, вата, бинт

Картинки – символы  упражнений

Коррекция звука

Работа над:

а) точностью

б) чистотой (без вспомогательных движений)

в) плавностью (без толчков)

г) силой (с напряжением)

д) темпом (от  замедленного к быстрому)

е) достижение устойчивости достижения результата

Игры для развития физиологического и речевого дыхания и голоса:

«Поезд»

«Три медведя»

«Колобок»

«Теремок»

«Кто кричит?»

Дидактические и речевые игры

Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)

1. Работа над голосом:

а) вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса

б) произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса

2. Работа над дыханием:

а) выработка плавного длительного выдоха

б) работа над силой выдоха

«Лесенка»

«Разведчики»

«Вьюга»

«Кораблик»

«Шторм в стакане»

«Листопад»

«Пропеллер»

Символы гласных звуков

Л.В.Лопухина Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Автоматизация поставленного звука в речи

Работа над звуком:

1.Изолированное произнесение

2.Звук в слогах

3.Звук в словах и в словосочетаниях

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

Игры на звукоподражание

Произнесение слогов, слов и предложений

Работа с игровым материалом, картинками

Работа с деформированным текстом

Заучивание и проговаривание чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Дидактические и речевые игры

Конспекты индивидуальных занятий

Картотека речевого и картинного материала

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико – синтетической деятельности

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

1) Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово

2) Запомнить на слух и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности

3) Запомнить первый названный звук, слог, слово в ряду звуков, слогов, слов

4) Удержать в памяти ряды слогов, слов (воспроизведение с показом картинок)

5) Отхлопать ритмическую структуру слова

«Звуковая мозаика»

«Подними нужный символ»

«Раз, два, три, за мною повтори»

«Цепочка слов»

«Телеграф»

«Запомни, повтори»

«Морзянка»

«Шнурок»

Дидактические игры

Картотека речевых игр

Картинный и речевой материал

Символы звуков

2. Формирование фонематического анализа

1) Определить первый звук в слоге, слове

2) Определить последний звук

3) Определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

4) Определить последовательность звуков в слове

5) Определить количество звуков в слове

«Звуковое домино»

«Весёлый поезд»

«Весёлый рыболов»

«Домики»

«Кто за кем?»

«Как нас зовут?»

Дидактические игры

Картинный и речевой материал, мяч

3. Развитие фонематического синтеза

1) Составить из названных звуков слог, слово:

     а) данных в ненарушенной последовательности;

      б) данных в нарушенной последовательности

«Путаница»

«Звуки поссорились»

«Доскажи словечко»

«Поймай звук»

Символы звуков, фишки

4. Развитие фонематических представлений

1) Подобрать слово на заданный звук, слог

2) Придумать слово по количеству данных звуков, слогов

3) Подобрать картинки на заданный звук

4) Преобразовать слова:

     а) добавить начальный или конечный звук;

     б) изменить гласный или согласный звук;

     в) назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;

     г) разгадать ребусы, шарады

«Звукоедик»

«Волшебная ромашка»

«Отбери картинки»

«Звук убежал»

«Звуковое лото»

«Отгадай»

«Скажи наоборот»

«Пуговицы»

«Пирамидка»

«Следопыт»

Картинный материал

Дидактические игры

Ребусы, шарады

Дидактические игры

Дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически

Работа над звуками:

1. Дифференциация звуков  на слух

2. Дифференциация звуков в слогах

3. Дифференциация звуков в словах

4. Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах

«Звуковая мозаика»

«Звуки, я вас различаю»

«Четвёртый лишний»

«Цветные подарки»

Картинный и речевой материал

Дидактические игры

Символы звуков

Развитие мелкой моторики рук

Развитие движений кистей и пальцев рук (для дизартриков):

1) Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики

2) Штриховка

3) Обведение шаблонов

4) Вырезание ножницами разных фигур

5) Сортировка по сортам семян, по цвету мозаик

6) Сжимание резиновой груши при одновременном направлении воздушной струи на определённые цели

«Золушка»

«Художник»

«Пальчиковый бассейн»

«Шнуровка»

«Забей мяч в ворота»

«Расскажи стихи руками»

Дидактические игры

Картотека игр и упражнений с пальчиками

Мозаика

Шаблоны и трафареты

Речевой материал (стихи и потешки для развития мелкой моторики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работыпри коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Свистящая и шипящая группа звуков [ С], [ С\' ], [ З ], [ З\' ],  [ Ш], [...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.Сонорная группа звуков ( [р], [р\'], [л],[л\'])...

Планирование индивидуальной работы по коррекции фонетической стороны речи

Планирование индивидуальной работы по коррекции фонетической стороны речи для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста....

Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков

Планирование индивидуальных, подгрупповых занятий по коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Свистящая группа звуков...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])...

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи.

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи....