Планирование индивидуальной работы по коррекции фонетической стороны речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Певчева Валерия Васильевна

Планирование индивидуальной работы по коррекции фонетической стороны речи для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование индивидуальной работы по коррекции

 фонетической стороны речи

Цель: формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановка, автоматизация в речи, развитие фонематического слуха.

I этап – Подготовительный.

Задачи подготовительного этапа:

  • Нормализация состояния артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики.
  • Нормализация тонуса мышц лицевой мускулатуры
  • Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие физиологического и речевого дыхания;

II этап -  Постановка звука

Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:

  • объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • развитие речевого дыхания, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
  • отработка произношения изолированного звука.

Способы постановки звука:

- по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.

- с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

-смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

Постановка звуков проводится в такой последовательности:

  1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
  2. Шипящий [ш].
  3. Соноры [л], [л`].
  4. Шипящий [ж].
  5. Соноры [р], [р`].
  6. Аффрикаты [ч], [ц].
  7. Шипящий [щ]

Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)

Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Иголка», «Маляр», «Индюк», «Почистим зубки».

К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность  мелкой моторики, психических функций, то необходимо  их развивать на логопедических занятиях с детьми.

Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994):

1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.

2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.

3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.

4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку  и требовать от него выполнения заданий.

III Этап  - Автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя:

  • развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
  • развитие правильного речевого дыхания.
  • коррекция дефектов произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•        обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

После постановки звуков, проводится его автоматизация в изолированном виде.

Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

Автоматизация поставленного звука осуществляется:

- в слогах;

- в словах;

- во фразе;

- в предложении;

- в тексте;

- в пословицах, поговорках, стихах;

- в скороговорках;

- в собственном связном высказывании.

Автоматизация поставленных звуков в словах  рекомендуется проводить в следующей последовательности:

а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

б)  [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

 Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами могут объединяться в подгруппы.

Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

IV Этап -  Дифференциация звуков.

Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)

В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):

- активизация слухового внимания;

- выделение звука на фоне других звуков;

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова;

       -   вычленение звука;

- определение места звука в слове;

- определение положения звука по отношению к другим звукам;

- определение последовательности звуков в слове;

- определение порядка следования звуков в слове;

- определение количества звуков в слове;

- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);

- операции фонематических представлений.

     

  При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):

[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];

[Ж-3], [Ж-Ш];

[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];

[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];

[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].


Примерное планирование индивидуальной работы по коррекции

 фонетической стороны речи

Никита П. Заключение ТПМПК: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи III ур. речевого развития. Дизартрия.

(1-й год обучения)

1 период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Направления работы

Задачи коррекционной работы

Нормализация состояния артикуляционного аппарата

Проведение общей артикуляционной гимнастики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков (разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков,  массаж, самомассаж органов артикуляции).

Коррекция звукопроизношения нарушенных звуков

Постановка свистящих звуков с,з,ц

Работа над слоговой структурой слова

Плавное произнесение стечения согласных в рамках одного слога.

Проговаривание слов сложной слоговой структуры изолировано.

Выполнение слогового анализа и синтеза слов из одного, двух слогов.

Нормализация мышечного тонуса лица

Разучивание упражнений мимической гимнастики

Развитие дыхательной и голосовой функций

Разучивание упражнений дыхательной гимнастики. («Футбол», «задуй свечу», «листопад» и т.д.)

Развитие мелкой моторики

  1. Использование пальчиковой гимнастики
  2. Использование массажных упражнений (самомассаж, массажные мячи, кольца)
  3. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам
  4. Работа со шнуровкой, застежками и мелкой мозаикой.
  5. Кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь», «солнышко-тучка», «зеркало-полочка» и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических и фонематических недостатков речи

Перспективный план разработан с учётом нарушаемых  звуков у детей дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу для детей с ОНР...

Работа над просодической стороной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные виды дыхательных упражнений как основа четкой и выразительной речи....

Создание условий для работы над произносительной стороной речи

Задачи воспитателя по формированию правильной речи...

Планирование индивидуальной работы с дошкольником, имеющим системное недоразвитие речи.

Данный вид планирования отражает содержание коррекционно-логопедической деятельности учителя-логопеда с дошкольником, имеющим системное недоразвитие речи. Планирование разработано с  учетом кален...

Календарно-тематическое планирование по развитию фонетико-фонематической стороны речи

Еженедельное   планирование НОД учителя-логопеда с детьми по развитию фонетико-фонематической стороны речи...

Консультация для родителей "Работа над просодической стороной речи"

Советы родителям по работе над просодической стороной речи в домашних условиях....