Создание условий для работы над произносительной стороной речи
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Судакова Екатерина Сергеевна

Задачи воспитателя по формированию правильной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для работы над произносительной стороной речи.

   Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух то или иное звучание и его направление), фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм.
  2. Развивать артикуляционный аппарат.
  3. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
  7. Развивать произношение  слов  согласно  нормам  орфоэпии русского литературного языка.
  8. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в

       умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым   создавая  

       возможность   слушающему   отчетливо воспринимать ее.

9.  Воспитывать   интонационную   выразительность   речи,   т.   е. умение точно

     выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений,

     мелодики, темпа, ритма и тембра.

   Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произнесения слова, заикание), для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

   Для реализации данных задач в каждой группе детского сада должны быть созданы определенные условия:

  1. Набор атрибутов для игры «Звучащий мир вокруг» (банка с песком, крупой; колокольчик и т.д.).
  2. Картотека игр для развития артикуляционного аппарата с красочными картинками для детей.
  3. В свободном доступе для детей должны быть пособия для развития речевого дыхания (комочки ваты, карандаши, султанчики, снежинки, листочки, соломинки для коктейля).
  4.  У воспитателя есть картотека стихов, с помощью которых идет работа над голосом.
  5. У воспитателя картотека: чистоговорок, скороговорок для отработки правильного звукопроизношения. Со старшего дошкольного возраста для читающих детей может быть оформлена данная картотека.
  6. По разным направлениям звуковой культуры речи в группе находятся различные дидактические игры.
  7. Также у воспитателя картотека: подвижные и хороводные игры с текстом, где сочетаются игры с движениями.

   Успешность данной работы зависит от сотрудничества педагога с родителями. Родители привлекаются к изготовлению пособий для занятий (на развитие речевого дыхания, подготовка наглядного и раздаточного материала для работы с детьми). Для родителей планируется серия консультаций по формированию и развитию правильного звукопроизношения. Консультации логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Работа по дифференциации звуков способствует формированию умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения....

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитию основных движений детей

Предлагаю вашему вниманию подборку двигательно-речевых игр для детей старшей группы,  которые могут проводиться как на занятиях логопеда, так и на занятиях по физвоспитанию. В каждой такой игре з...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...