СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
статья по логопедии по теме

Евстратова Наталия Владимировна

Работа по дифференциации звуков способствует формированию умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_raboty_po_differenciacii_zvukov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

подготовила Евстратова Н.В.

учитель-логопед ,высшая квалификационная категория

МБДОУ «ДСКВ №46» г.Череповец

Основной целью логопедического воздействия при формировании правильного произношения является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребёнок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произношение звука по ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие правильный звук; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их.сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача.

В литературе единого мнения по вопросу о том, на сколько этапов подразделяется логопедическое воздействие при коррекции звукопроизношения: в работах Ф.Ф.Рау выделяется два, в работах О.В.Правдиной и О.А.Токаревой - три, в работах М.Е.Хватцева - четыре.

Исходя из цели и задач логопедического воздействия, представляется оправданным выделить следующие этапы работы:

  1. подготовительный этап;
  2. этап формирования первичных произносительных умений и навыков;
  3. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Каким образом организуется работа по дифференциации фонем в ходе каждого этапа?

1. Подготовительный этап

           Основная цель его - включить ребёнка в целенаправленный логопедический процесс. К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Эти задачи решаются параллельно. Важно научить ребёнка различать и узнавать фонемы. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного звукопроизношения. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребёнок должен уметь его слышать. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на звуковую сторону речи, которая ранее им не осознавалась. Ребёнка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладеет.

Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводят в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. Нужно научить ребёнка узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого.

Работу по восприятию и дифференциации неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Поэтому в момент занятия необходимо максимально ограничить и исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

Параллельно идёт работа по формированию недостающих движений органов артикуляции и вносится коррекция в неправильно сформировавшиеся движения, т. е. идёт работа по формированию артикуляторной базы звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

          Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

Необходимость решения указанных задач в процессе логопедической работы вытекает из закономерностей онтогенетического овладения произносительной стороной речи.

В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребёнка, т.е. его первого правильного произнесения, до включения в речь проходит довольно длительный период времени. А.Н.Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Сначала новый звук употребляется паралдельно со старым, в дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще, вытесняя полностью дефектный звук из речи. Только после этого начинается процесс дифференциации нового звука.

          По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведётся работа по его включению в речь, или автоматизации.

          Иногда оказывается, что уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике чаще встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.

          Ребёнку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а так же звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребёнок смешивает в своём произношении. Ребёнок дифференцирует звуки и воспроизводит слова. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое слова в минимальный контекст. Проводиться работа по классификации слов с картинками. Если ребёнок умеет читать, можно провести работу по дифференциации звуков при чтении.

Работа над дифференциацией звуков способствует успешному включению в речь исправленной фонемы. Л.С.Волкова рекомендует включать при работе над дифференциацией звуков одновременно не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их всё равно объединяют попарно. Например, при смешениях [ц], [ч], [щ] звуки объединяют в пары: [ц]-[ч], [ч]-[щ], [ц|-[щ]. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его - сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения. На данном этапе широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный определёнными звуками. На этом этапе так же проводится работа по дифференциации звуков в речи, если она необходима.

Таким образом, на каждом этаре коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...