Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в слове (начало, конец, середина); закрепление навыка  звукового анализа односложных слов, знания букв, умения ориентироваться в алфавите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_may_2016.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Дзержинска  Нижегородской области

 

Конспект

  коррекционно-развивающего занятия

по разделу «Формирование произносительной стороны речи»

с детьми 5-6 летнего возраста с ОНР

Тема: Сказка о «живых» звуках и буквах.

 

                                                         

                                                             Выполнила: учитель-дефектолог          

                                                              1 кв. категории, учитель-логопед

                           Хрычева Л.Н.      

2016г.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закреплять представление о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»;

- закреплять умение давать характеристику звуков (гласный - согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий);

- закреплять умение определять место звука в слове (начало, конец, середина);

- закреплять навык  звукового анализа односложных слов;

- закреплять знание букв, умение ориентироваться в алфавите;

- закреплять навык чтения слогов, односложных слов.

  • Коррекционно – развивающие:

- развивать  фонематический слух;

- развивать слуховое внимание, память;

- развивать зрительное восприятие.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать эмоциональное отношение к сказкам;

- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Оборудование:  шапочки с буквами : а,о,у,с,ш,р; предметные картинки; буквы:а,о,у,с,ш,р; стенд; алфавит(в комъютерном изображении); мелкие картинки-призы; книжки-раскраски; шоколадные медали.

Сказка о «живых» звуках и буквах.

Сказочница:  Жили-были в одной маленькой волшебной стране необычные жители – Звуки.  Никто их не видел, потому что они были невидимками. А вот слышать их можно было.

«Гласные» (из-за ширмы) :  А - О - У, А - О - У.

Сказочница:  За певучесть и голосистость прозвали их гласными.

«Гласные» (из-за ширмы) : «Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

         Но не желают свистеть и ворчать».

Сказочница:  Остальные звуки петь не умели. Вот послушайте:

«Согласные» (из-за ширмы):  С - Ш - Р, С - Ш - Р .

Сказочница:  Назывались они согласными.

«Согласные» (из-за ширмы) : «Согласные согласны

                    Шелестеть, шептать, свистеть,

           Но не хочется им петь».

Сказочница:  Однажды в этой стране появилась прекрасная незнакомка.

Волшебница:  Здравствуйте, люди добрые!

«Звуки» (из-за ширмы): А - О - У - С - Ш - Р.

 Волшебница: Что такое? Никого не видно, только звуки какие-то слышны?

Сказочница :  Кто Вы?

Волшебница :  Я Волшебница из соседнего королевства. Проезжала мимо, решила познакомиться с жителями. Где же они? (смотрит по сторонам, разводит руками).

Сказочница :  Злой волшебник заколдовал их, сделал невидимыми за то, что они помогали людям слушать, говорить, познавать окружающий мир.

Волшебница : Жалко мне их. Я хочу помочь им. Сейчас я произнесу волшебное заклинание, злые чары рассеются и, ваши жители станут видимыми: «Крибли  -  Крабли  -  Бумс!».

«Звуки» (выходят из-за ширмы, произносят отрывисто свои буквы) : А- О- У- С - Ш- Р.

Сказочница : Так звуки превратились в буквы.

Звук « У» : Спасибо Вам, добрая Волшебница! Мы устали быть невидимками. Теперь мы снова будем жить среди людей и служить им.

Сказочница : Представляю Вам наших жителей. Звук и буква «А»!

Звук и буква «А» :                 Я гласный и всегда красный!

        Всем известно, буква «А»,  

Буква очень славная.

       Да к тому же буква «А»

В алфавите главная!

Сказочница : Звук и буква «О»!

Звук и буква «О» : Я тоже гласный и тоже красный!

 О – как обруч, захочу –

                                               По дороге покачу.

     Обруч на арене вспыхнет,

              Тигр в огонь отважно прыгнет.

Сказочница : Звук и буква «У»!

Звук и буква «У»:                    У – улитка на дорожке –

         Смело выпустила рожки.

Уходите-ка с пути!

       Не мешайте дом везти!

Сказочница : Звук и буква «С»!

Звук и буква «С» : А я согласный, глухой, твердый, и у меня есть младший братик – звук «СЬ».

                                             Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

 Полумесяц в небе темном

          Буквой «С» повис над домом.

Сказочница : Звук и буква «Ш»!

Звук и буква «Ш»:             «Ш» - согласный, глухой и всегда твердый.

Шагает кошка не спеша,

Коготки как буква «Ш».

            Шустро мышь под печку шасть!

   Как бы в лапы не попасть!

Сказочница : Звук и буква «Р»!

Звук и буква «Р»:  Я  согласный, звонкий, и не только твердый – «Р», но и мягкий – «РЬ».

    Букву «Р» мы учим дружно,

      Букву «Р» знать очень нужно,

Чтобы правильно, на пять,

                          Имя Родины сказать: Рос-си-я!(все вместе)

Волшебница :  Спасибо вам за интересные рассказы. Теперь я вас не только слышу, но и вижу, и хочу поиграть с вами. Игра называется «4-й лишний».  Какой звук лишний? (на стенде буквы: С - Ш - А - Р)   (дети – «А»)

- Почему?  (дети – Потому что он гласный.)

- А здесь какой звук лишний? (на стенде буквы: А - Р - О - У)  (дети – «Р»)

- Почему?  (дети – Потому что он согласный.)

Волшебница:  Молодцы!

Сказочница:  Дорогая Волшебница! Наши Звуки умеют определять своё место в слове. Пожалуйста, Звук «А», «О», «У», «С», «Ш», «Р». (дети по картинкам определяют место своего звука в слове – начало, середина, конец слова).

Волшебница :  Хотите ещё со мной поиграть? (дети – Да!) Подойдите ко мне те, у кого в имени есть звук «С», «Р», «А». (дети подходят,  называют имя).

Сказочница : Спасибо, Звуки! Дорогая Волшебница, отдохните, а мы поиграем в игру «Составь слог (слово).

-  Буквы, составьте слоги! (дети встают парами, составляют  слоги: «СА», «ШО», «РУ»).

-  Прочитайте свои слоги. (дети читают)

- А теперь составьте слова. ( дети составляют слова: «АУ», «ОСА», «ШАР», читают их).

Волшебница :  Какие вы умные!

Сказочница :  Наши жители не только умные , но и дружные. Сейчас вы в этом убедитесь. Игра называется «Найди букву». Построились: команда «гласных», капитан - Звук и буква «А»; команда «согласных», капитан - Звук и буква «С». Ваша задача: каждому звуку найти свою букву в алфавите, используя слова: справа, слева, над, под, между. Чья команда выполнит задание правильно, быстро и получит больше призов от Волшебницы, та и победит. (дети выполняют задание: Буква «А» стоит….(О, У, С, Ш, Р).

Сказочница :  Дорогая Волшебница! Есть ли у нас команда – победитель? (ответ – Нет). Предлагаю продолжить игру до победного конца. Задание усложняется: остаются по одному человеку от каждой команды; предстоит  найти  не свою, а другую букву. ( дети выполняют задание, определяется победитель).

Волшебница :  Друзья мои! Мне очень понравилось у Вас в гостях, но пора возвращаться в своё королевство. На память о нашей встрече хочу подарить вам подарки (дарит детям книжки - раскраски).

«Звуки-буквы»: Спасибо! До свидания!

Сказочница : Нашей сказке конец, а кто слушал …..(дети  : Мо-ло-дец!)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»

Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....