Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР на тему "Лиза и Мурзик. Дифференциация звуков [З] - [Зь]. "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Минина Лилия Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте у детей подготовительной к школе логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия

по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками

письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР

Тема: «Лиза и Мурзик»  Дифференциация звуков [З] - [Зь].

Речевое заключение: ОНР 3 уровень речевого развития

Задачи: 

- закрепить знания об артикуляционных укладах звуков [З], [Зь];

- учить давать характеристику звукам [З] и [Зь] в сравнительном аспекте;

- формировать умение дифференцировать звуки [З] и [Зь] в слогах, словах, предложениях и связной речи;

- формировать навыки слогового анализа и синтеза, умение определять местонахождение звуков в словах;

- закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме;

- развивать слуховую память, логическое мышление,  темпо-ритмичную сторону речи;

 - воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: картинки-символы с изображением комара и комарика, большая картинка с изображением зайки-Зазнайки, конверты с заданиями, звуковые линейки на каждого ребенка, звуковички, кукла Лиза и игрушка кота Мурзика.

Ход занятия:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.  Пожелайте друг другу успехов на занятии.

Игра - пожелание «Удачи тебе!»

Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами)

-успеха (указательными)

-большого (средними)

- во всём (безымянными)

-и везде (мизинцами)

-Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями)

II. Подведение к теме занятия.

Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик,
И в руках его горит 
Маленький фонарик.

- Послушайте, какую он поёт песню:ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

- А теперь все вместе. Но он прилетел не один.

Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок.

- Комарёнок маленький, голосок у него тоненький, он поёт другую песенку: Зьььььььь

- А теперь вместе с комарёнком.

- Какой  звук слышится в песни комара? ([З]). А в песенке комарёнка? ([Зь]).

- Кто может назвать тему занятия?

III. Сравнение звуков [З] и [Зь]  по артикуляционным и акустическим признакам.

-  Ребята, давайте сравним произношение звуков [З] и [Зь].

- Произносим вместе со мной звук [З]: что делают губы? (улыбаются), где находится язык? (за нижними зубами, упираясь в передние зубы),

-  А  воздушная струя? Приложите  руку (длительная, прохладная). 

- Положите руку на горлышко, дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]? (Дрожит).

- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).

- Теперь произносим вместе со мной  звук [Зь]: что делают губы? (тоже улыбаются, только больше напрягаются), где находится язык? (за нижними зубами и тоже больше напрягается). А  воздушная струя? (длительная, прохладная). 

А теперь произнесите звук [Зь] и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении этого звука? (дрожит).

- Ребята,  поднимите и покажите звуковичком  какого цвета будем обозначать звук З. В какой домике будет жить этот звуковичок? (синий  звуковичок будет жить в синем домике)

- Покажите звуковичка, который обозначает звук Зь. В каком домике будет жить этот звуковичок? (зелёный звуковичок будет жить в зелёном домике)

- Какой можем сделать вывод? (Вывод (по схемам артикуляции): два звука, одинаковые по артикуляции, но отличающиеся по твёрдости и мягкости).

- Дайте характеристику звуку [З].

- Дайте характеристику звуку [Зь].

- Что общего у этих звуков? (Оба они согласные, всегда звонкие, одинаковые по артикуляции)

- Чем отличаются? (звук [з] – твёрдый, а звук [з’] – мягкий).

IV. Дифференциация звуков [З] - [Зь] на уровне слога.

Звучит телефонный звонок.

- Да, я слушаю. Здравствуйте! Да, да, как ужасно, тогда мы тоже постараемся помочь.
- Ребята, мне позвонила знакомая девочка Лиза, она тоже хотела прийти к нам на занятие, но пока она собиралась, её любимый кот Мурзик убежал и попал в страну Зазеркалья?

- Подождите, я что-то слышу – это пищит комарик. Он рассказал, как мы туда попадём. Для этого нам нужно выполнить задание. Готовы? (Да).
Упражнение «Скажи наоборот».

Детям предлагается надеть «шапочки» осликов.

- Я буду произносить слоги со звуком «З», а вы, упрямые ослики, наоборот, со звуком «Зь».

Слоги: ЗА- ЗЯ. ЗО-ЗЁ. ЗЫ-ЗИ. ЗУ-ЗЮ.

-А теперь,  наоборот, я буду произносить слоги со звуком «ЗЬ», а вы – со звуком «З».

- Молодцы! С заданием все справились. Скорее бежим в страну Зазеркалье.  Возьмитесь за руки и вперёд через зеркало.

V. Дифференциация  звуков [З] - [Зь] на уровне  слова.
- Ну вот, наверное, мы попали в страну Зазеркалье, посмотрите, да здесь все поменялось местами.
- Но как же нам помочь Лизе и Мурзику? Посмотрите, какие-то конверты, может там что-нибудь написано. Открывайте (
да здесь карточки с заданиями)

- Первое задание: раздели слова на слоги. Я показываю картинки, а вы хлопками определяете, сколько слогов в названном слове. Будьте внимательны.

Слова: берёза, магазин, золото, роза, загадка, мимоза, зима, забор.

- Молодцы! Справились с заданием. Следующее задание по карточке.

Игра «Назови ласково»

- Ребята, вы умеете говорить ласковые слова. Сейчас проверим, назовите ласково:  берёза, замок, зебра, забор, ваза, зайка.

- Молодцы! Быстро справились с заданием.

- Следующее задание.

- Возьмите в руки звуковые линейки. Что мы сейчас будем делать? Правильно, находить место звуков [З] или [Зь] в слове и показывать соответствующий звуковичок. Твёрдый согласный звук  звуковичком какого цвета обозначаем? – синим, а мягкий – зеленым.

- А почему на этих звуковичках колокольчики? (Потому что звуки [З] и [Зь] – звонкие, т.к. работают голосовые связки).

-  Приступим к работе.

Слова: ваза, гнезда, зебра, стрекоза, зима, замок.

- А теперь немного отдохнём.

Физминутка.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

 Потянитесь и проснись.

VI. Дифференциация  звуков [З] - [Зь] на уровне  предложения, фразы.

- Но как же мы найдём Лизу и Мурзика? Подождите, я что-то слышу, к нам кто-то приближается:

Мчатся что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это? (
Зайка)

- Да, – это зайка-Зазнайка. Он знает, где Лиза и Мурзик, но просто так не скажет, пока мы не выполним задание.
Игра «Подружи слова»

- Нужно навести порядок: «подружить»  слова и правильно произнести предложения.

У, зайка, заболеть, зубы.

Зоя, знать, много, загадки.

Зина, земляника, любить.

Зина, купить, резиновая, в, магазин.

- Молодцы, быстро справились с таким трудным заданием.
VII. Дифференциация  звуков [З] - [Зь] на уровне  связной речи.

- Ребята,  но зайка-Зазнайка не хочет говорить, где Лиза и Мурзик, пока мы не выполним  последнее, самое сложное задание.

Игра «Повтори скороговорку»

- Нужно правильно повторить скороговорку, чтобы зайка - Зазнайка сказал, где Лиза и Мурзиком. Будьте внимательны.

У зайки Бубы заболели зубы.

У маленькой Зины бузина в корзине.

Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

Все с базара, а Назар на базар.

- Молодцы! Скорее бежим выручать Лизу и Мурзика.

Дети вместе с логопедом опять перебегают через «зеркало», возвращаются с Лизой и Мурзиком.

- Ребята, посмотрите мы дома.

Слова Лизы: «Ребята, вы так хорошо выполняли задания, что смогли пробраться в страну Зазеркалье, спасти меня и Мурзика. Жаль, что я не попала на занятие, но обязательно приду в следующий раз. Спасибо вам большое».

VIII. Итог занятия

- Какие же звуки помогли нам спасти Лизу и Мурзика? (твёрдый звук [З] и мягкий звук [Зь]). Чем они похожи и чем отличаются?

- А как вы думаете какой любимый звук Лизы? (твёрдый звук [З]). А Мурзика? (мягкий звук [Зь])».

Лиза: «Да, такой же мягкий, как Мурзик. До свидания, ребята».

- Ребята, вы сегодня хорошо работали, старались и выполнили все задания зайки-Зазнайки, спасли Лизу и Мурзика. Наше занятие подошло к концу, вы свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"

Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.

Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

Конспект занятия по формированию произносительной стороны речи в старшей группе. Тема. Звуки А-У

Вашему вниманию  предлагается конспект, в котором  последовательно  отражены этапы  классического  занятия  по  звукопроизношению....