Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи «Гигиена», звуки Р, Л, дифференциация звуков Р-Л (1 класс)
план-конспект занятия

Бойваленко Елена Николаевна

Данное  индивидуальное коррекционное занятие для учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционное занятие
по развитию речевого слуха и формированию
произносительной стороны речи
«Гигиена»,
звуки  Р, Л, дифференциация  звуков  Р-Л

                                                               (1 класс)

Цель:    Формировать  навык  восприятия  на слух  с  индивидуальным аппаратом  и  без    него  слов,  фраз, поручений по теме  «Гигиена»  и  речевого  материала с  общеобразовательных  уроков. Научить  дифференцировать  звуки  Р-Л.

Задачи: 

  1. Формирование  фонетически  внятной речи  ученика.
  2. Развитие    моторики   артикуляционного   аппарата;  совершенствование  тонких  дифференцировок;      развитие  голоса,  как   основного   компонента    речи,  совершенствование   диафрагмально-речевого  дыхания.
  3. Совершенствование  сенсорного  развития  ребенка.
  4. Формирование  интонационно  окрашенной речи.
  5. Целенаправленное  формирование  высших  психических  функций.
  6. Развитие  мыслительных операций  (навыка  группировки   и  классификации).
  7. Развитие восприятия,  зрительной  памяти  и  внимания.
  8. Формирование  и  расширение лексического  запаса по  теме «Гигиена».

Ход  урока.

I. 1. Организационный  момент.  Фразы на  слух.

   -Как  тебя  зовут?

   -Как твоя фамилия

   -Какой  сегодня  день  недели?

   -Какой  сейчас  месяц?

    2. Установка  на  произношение.  Психологический  настрой  ученика.    

    Сообщение  темы  урока.  (СЛ/ЗР)

  1. Работа  над  голосом, речевым дыханием

- Прочитай  выразительно,  на  одном  выдохе, тихо, громче и громко.

   Пахнет?                            Пахнет!         (тихо)

   Пахнет  хорошо?        Пахнет хорошо!  (громче)

   Как  пахнет?           Пахнет  очень  хорошо!   (громко)

-Чем  пахнет?                  Хорошо пахнет  лимоном.

  1. Сенсорное  развитие.
  • Самомассаж  пальцев  (грецкими орехами).
  • Массаж  языка.
  • Самомассаж  головы,  лица,  языка.

  1. Дифференциация  звуков  Р, Л  на  лексическом  материале  по  теме  «Гигиена».  

  1. Чтение  слогов  

 

  • Прочитай  слоги  в  клеточках,  шагая  пальцами

левой  руки – со  звуком Л

л

а

р

о

р

у

р

О

л

и

л

е

р

а

л

и

р

ю

л

е

р

ы

л

я

р

правой  руки –со  звуком  Р

  1. Чтение  слов.

А)  чтение  зашумленных  слов

Руки             лицо          полотенце

Б)  чтение   слов    нестандартной  конфигурации.

                     

  1. Упражнения для глаз.

-Поморгай глазами

  1. Самостоятельная  речь.

   

 Лексико-грамматические  упражнения.

А)  Назови  одним  словом  (картинки- кулак,  голова, рот, брови )

Это части  тела.

Б)  Определи на  ощупь предметы,  убери лишнее (мыльница, расческа, мыло,  крем, карандаш)

 

Мыльница, расческа, мыло,  крем- это  средства  гигиены, а карандаш – учебная вещь.

В)   Порядковый  счет  (с использованием  пальчиковой гимнастики)

- Не  отрывая  ладони  от  стола поднимай  поочередно  пальцы  и  считай.

1  палец,  2  пальца,  3 пальца,  4 пальца,  5 пальцев.

Г)  Составь  словосочетания:

Мыло                                   махровое

Порошок                             туалетное

Полотенце                          стиральный

  1. Составление  предложений  по  картинкам.    

-Составь  предложения  по  картинкам.

Лара   расчесывает  волосы.

Марина   моет  руки.

Рома  вытирается  полотенцем.

V.  Развитие  слухового  восприятия.

1. Диалог по теме (учитель-ученик).

- Что ты делаешь  утром,  когда  проснешься?

- Утром  я умываюсь, чищу  зубы.

-Что нужно, чтобы почистить зубы?

-Нужна зубная паста, зубная щётка.

-Чем ты вытираешь лицо?

-Я вытираю лицо полотенцем

2.  Работа  на голое  ухо.

А) Повтори:  голова,  рука,  волосы,  лицо,  расческа.

Б) Развитие  тактильной  чувствительности  (Письмо на ладони).

- Это  треугольник?  

- Нет, это  круг.

- Это квадрат?

- Нет, это треугольник.

  1. Итог  занятия:

-Над  какими звуками  ты  работала?

-Какую  тему  мы  изучаем?

-Дома  прочитай  загадку,  отгадай её  и  нарисуй  отгадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом по теме "Прогулка по зимнему лесу".

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи для обучающихся с нарушенным слухом (возраст 4-5лет) по теме "...