Индивидуальное коррекционное занятие по развитию слуха и формированию произношения «На школьной кухне. Повар» (1 класс, слабослышащие дети)
план-конспект занятия

Бойваленко Елена Николаевна

Данное индивидуальное коррекционное занятие для учащихся 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционное занятие
по развитию слуха и формированию произношения
«На школьной кухне. Повар»

(1 класс, слабослышащие дети)

Цель: развитие слуха и формирование произношения на основе материала темы и текста, формирование универсальных учебных действий.

Задачи: 

1.постановка [р], автоматизация [ц] в обратных слогах, выработка слуховых дифференцировок [ц], формирование зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения [ц], выработка артикуляционных дифференцировок звука [ц], различение и опознавание на слух речевых конструкций по теме и тексту;

2.развитие пространственных представлений (умения определять предмет по его шаблону), целостного восприятия ( игра «Собери посуду»), мышления (игра «Поваренок»);

3.воспитание работоспособности, усидчивости, уважения к профессии «Повар»; развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.

Оборудование: карточки со слогами и словами, картинка «Дорога к дому», фигурка гнома, профиль [ц], доска с магнитными буквами, карточки с тематическим материалом, картинки, разрезанные картинки с изображением посуды (тарелка, кастрюля, ложка, вилка), текст с иллюстрациями, таблица с предложением, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия

Мотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)

  • Здравствуй,        
  • Повтори за мной: мама, дом, стол
  • Ты меня слышишь хорошо?
  • Слушай внимательно.

Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)

  1. Постановка [р]:
  • артикуляционные упражнения для языка:

«Фырканье», «Барабан» — зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево.

  1. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах.

Учитель рассматривает вместе с учеником профиль звука

[ц], обращает внимание на положение языка и голосовых связок.

Учитель произносит звук [ц], предлагая повторить воспитаннику.

Упражнения по выработке слуховых дифференцировок (учитель произносит за экраном слоги и слова со звуком [ц]):

-ор -ец -ес сова -яц -ят заяц -са

-ва ранец -жа отец -нец перец

Упражнения по выработке артикуляционных дифферен- цировок:

  • К нам в гости пришел гном «АЦ». Помоги ему дойти до дома (показывает картинки).
  • Найди короткую дорогу, читая правильно слоги.

-иц -ац -яц -ец -ац

  • «АЦ» встретил около дерева животное.
  • Помоги ему узнать, кто это?
  • Правильно выполняй задания и получай буквы.
  • Угадай, что нарисовано и назови предметы? заяц, перец, леденец, палец, ранец

Если воспитанник затрудняется, то учитель предъявляет ему картинки или говорит за экраном названия предметов или дает карточку с написанными словами.

  • Прочитай чистоговорки:

Ец-ец-ец сладкий леденец Нец-нец-нец маленький птенец Тец-тец-тец научил отец Вец-вец-вец выступал певец

  • Молодец выбирай из мешочка вторую букву.

Учитель за экраном называет словосочетания.

  • Составь словосочетания: зеленый танец веселый огурец

новый боец смелый ранец

Повторяет с опорой на карточку и показывает картинку, в случае затруднения, воспринимает словосочетания в слухо-зрительной форме.

  • Молодец выбирай из мешочка еще букву.

Учитель за экраном читает предложение с недостающими словами.

Вова ест перец и огурец.

Под кустом сидит заяц.

Молодец выбирай из мешочка еще букву.

Выбери из мешочка еще букву.

  • Составь из букв слово и прочитай.
  • Кого встретил «АЦ»? Кто это?

Работа с тематическим материалом
«На школьной кухне. Повар» (5 мин.)

  • Гном «АЦ» продолжит путешествие в мир профессий. Учитель за экраном читает загадку.
  • Отгадай загадку.

Кто вкусно готовит Супы и котлеты Завтраки, ужины и обеды?

  • Будем знакомиться с профессией повара.
  1. Различение на слух речевого материала.

Перед обучающимися лежат картинки.

Учитель предъявляет на слух предложения.

Повар варит суп. Повар жарит котлеты.

  1. Игра «Поваренок».

Учитель выставляет перед обучающимся поднос, на котором лежат муляжи овощей и фруктов. Он предлагает обучающемуся помочь гному выбрать продукты, необходимые для приготовления борща.

  • Выбери, что нужно для борща?
  • Назови, одним словом. Что это?
  1. Опознавание речевого материала.

Учитель за экраном говорит предложения.

-Повар готовит обед.

  • Как зовут вашего повара?
  • Что делает повар?

Работа над текстом «В школьной столовой» (5 мин.)

  1. Различение предложений, слов и словосочетаний из текста.
  • Слушай и повторяй за мной (на слух).
  • Воспитатель.
  • Спасибо поварам!
  • Обед был очень вкусный.
  • Большая и чистая столовая.
  • Пюре с котлетой.

Текст «В школьной столовой»

Столовая большая и чистая. В столовой стоят столы и стулья. Сегодня дежурный Дима. Дежурный положил на стол ложки и вилки. Он принёс стаканы с компотом. Воспитательница налили суп из кастрюли. Дети ели вкусный суп. Потом они ели пюре с котлетой, пили компот. Обед был очень вкусный. Спасибо поварам!

  1. Игра«Собери посуду».

На столе лежит разрезанная посуда (пазлы).

  • Помоги гному собрать посуду.

Тарелка, ложка, вилка, кастрюля, стакан.

Опознавание материала занятия без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

  1. Опознавание слов и словосочетаний, предложений.

Учитель за экраном предлагает материал для восприятия.

  • Слушай и повторяй за мной.

Учитель.

Врач лечит ребят.

Воспитательница.

Повар готовит обед.

Вкусный обед.

  1. Работа с таблицей.
  • Я буду называть предложения, а ты показывай и повторяй.image19

Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)

Окончание занятия и оценка работы обучающихся.

  • ..., занятие окончено.
  • Ты хорошо занимался: был внимательным, правильно говорил, без ошибок выполнял все задания.
  • Попрощайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательных процессов и речи с ребенком с ОВЗ.

Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательных процессов и речи с ребенком с ОВЗ....