Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательных процессов и речи с ребенком с ОВЗ.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательных процессов и речи с ребенком с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательных процессов и речи с ребенком с ОВЗ.
Пояснительная записка к занятию.
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 2 г. 4 мес. с ДЦП. Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторной координации, передвигается с помощью взрослых, голосовая активность низкая, активной речи нет, присутствуют редко используемые лепетные формы, низкая познавательная активность.
Тема: «Кошка в гости к нам пришла».
Задачи:
1. Упражнение в вокализации звуков А, У, О. Нормализация тонуса лицевых и артикулятоных мышц, развитие пальцевой и артикуляторной моторики. Развитие понимания обращённой речи.
2. Развитие зрительно-моторной координации, умение фиксировать взор на предмете. Знакомство с домашним животным кошкой. Развитие зрительного восприятия, соотнесение предмета и его графического изображения. Закрепление названий частей человека, ознакомление с частями тела животного.
3. Воспитание потребности в общении, повышение голосовой активности, формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: мягкая игрушка кошка, набор массажных шариков, подставка для книг, мини фланелеграф, предметные картинки (мяч, петушок, кошка, изображение которой полностью соответствует игрушке), аудиозапись «Музыка для самых маленьких», песенка «Маленькая кошечка»
Ход занятия:
Организационный момент.
На столе под салфеткой находится игрушка кошка:
- Кто к нам пришел в гости? Кто нас зовёт? (включается аудиозапись «Голоса природы. Домашние животные. Кошки»)
С помощью взрослого ребёнок открывает игрушку.
-Это кошка! Киса. Киса нас зовёт: «Мяу-мяу-мяу! » Здравствуй, киса!
Рукой ребёнка педагог гладит кошечку, произнося: «Мяу! »
Игра на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, стимулирование эмоциональных реакций «Прятки».
Педагог показывает ребенку игрушку:
- Вот киса! (Накрывает игрушку). Киса спряталась. Где киса? «Мяу-мяу-мяу».
Педагог ждёт реакции ребёнка (попытку движения рукой или фиксации взора на предмете, затем снимает рукой малыша салфетку. Игра повторяется ещё 2-3 раза.
Ознакомление с игрушкой и на её примере с домашним животным кошкой.
Педагог читает потешку и рукой ребёнка поглаживает называемые в ней части тела.
-Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.
-Танюша, где у кисы головушка (показывает ручкой ребёнка). А где у Тани голова-головушка? (взрослый ожидает реакцию девочки, а затем оказывает помощь).
Таким же образом педагог и ребёнок находят глаза, уши, нос, рот.
-У кисы есть лапки, где лапки? А у Тани есть лапки? Нет, у Тани ручки, где ручки?
Далее рассматривают ножки и ищут хвостик.
Дыхательное упражнение. Поиграем с кошкой. (подуем на бантик)
Массаж лицевых мышц.
- Киса умывается. Лапкой моет лобик, моет щёчки, моет всю мордочку (показывает движения на игрушке). Танюша тоже умывается.
Педагог выполняет поглаживающие движения лба, щёк, подбородка. Постукивания, растирания, пощипывания чередует с поглаживаниями. Упражнения выполняются под мелодии из сборника «Музыка для самых маленьких.»
Пассивная артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Кошечка зевает (открывание и закрывание рта) », «Блюдечко с молоком (распластанный язык) », «Кошачий хвостик (напряжённый язык) », «Кошечка виляет хвостиком (движения языком вверх-вниз, вправо-влево, по кругу) ».
Массаж ладоней и пальцев рук.
- Кошка играет клубочками. Катает клубочки, катает и песенку поёт.
Массаж выполняется массажными шариками, различными по тактильным ощущениям (пластмассовый гладкий, деревянный с крупными зубчиками, металлический и резиновый с мелкими зубчиками).
Упражнение на соотнесение предмета и его изображение.
Выставляет на стол подставку с мини-фланелеграфом, где на уровне глаз ребёнка расположены 3 картинки: кошка, мяч, петушок. С картинками мяч и петушок девочка знакомилась ранее. Рядом располагается игрушка.
-Киса принесла картинки. Вот мяч – «бам-бам». А вот петушок – «ку-каре-ку! ». А это кто? Э то кошка, наша киса!
Педагог подносит картинку к игрушке и несколько раз указывает на неё и на предмет. Затем «роняет» картинки на стол.
-Ой! Картинки упали. Поднимем картинки (развешивает картинки в другом порядке).Таня, где мячик (петушок, кошка).
Педагог ожидает реакции ребёнка и помогает указать на картинку.
-Правильно, это петушок! Да это мячик. Молодец, Таня, нашла кошку. Опять упали картинки (картинки остаются на столе). Таня найди кошку!
Упражнение в вокализации гласных звуков А, У, О.
Педагог читает потешку:
-Котик, ты мой котик,
Беленький животик.
Сядь на лесенку,
Спой нам песенку.
-Киска песенку поёт вот так: А-А-А. Как поёт песенку кошечка? Ротик широко открывает и поёт А-А-А. Спой с кошкой песенку А-А-А.
Педагог фиксирует взор ребёнка на своём лице и демонстрирует артикуляционный уклад при произношении звука А.
-А теперь кошечка запела другую песенку: У-У-У. Губки вытянем вот так, и споём с киской У-У-У.
-У кошки есть новая песня: О-О-О.
-Сколько песен мы спели, наигрались. Молодцы!
Итог занятия. Педагог:
- Кто к Тане в гости приходил? Кошка, киска, кошечка (рукой ребёнка гладит кошку по спинке). Кошка пошла домой и Таня пойдет домой. До свидания, кошечка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Коррекция и развитие познавательной сферы детей 6-7 лет, подготовка к школе...
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи «Школа», автоматизация звука [р], дифференциация звуков [в-ф] (1 класс)
Данное индивидуальное коррекционное занятие для учащихся 1 класса...
Конспект коррекционного занятие по развитию познавательных процессов «Кто в домике живет?" для детей с ОВЗ раннего возраста(1-3года)
Цель: коррекция нарушений познавательных процессов. Задачи: - Нормализация и развитие пальцевой и артикуляторной моторики. Развитие понимания обращённой речи. - Развитие зрительно-мотор...
Конспект коррекционного занятие по развитию познавательных процессов «Кто в домике живет?" для детей с ОВЗ раннего возраста(2-3года) 12/01/23год
Конспект коррекционного занятие по развитию познавательных процессов «Кто в домике живет?" для детей с ОВЗ раннего возраста(2-3года) Цель: коррекция нарушений познавательных процессов. Задачи: ...
Конспект коррекционного занятие по развитию познавательных процессов «Кто здесь живет?" для детей с ОВЗ раннего возраста(2-3года) 13.03.2023 год
Конспект коррекционного занятие по развитию познавательных процессов«Кто здесь живет?"для детей с ОВЗ раннего возраста(2-3года) Цель: коррекция нарушений познавательных процессов.Задач...
Конспект коррекционного занятия по развитию познавательных процессов.«Кто в домике живет?» для детей с ОВЗ раннего возраста.
Конспект коррекционного занятия по развитию познавательных процессов«Кто в домике живет?"для детей с ОВЗ раннего возраста(1-3года) Цель: коррекция нарушений познавательных...